Голубинский провал - Мезень
Пещера Голубинский провал была указана местными жителями спелеологам, впервые прибывшим в лесопункт Голубинс в 1966 г. Однако, не располагая спелеологическим снаряжением, эта группа не имела возможности обследовать пещеру, входное отверстие которой представляет собой провальный колодец с отвесными стенками.
В январе 1967 г. была сделана попытка посетить пещеру, окончившаяся неудачей из-за того, что группа не располагала сведениями о местонахождении полости и не обнаружила входного отверстия пещеры в заснеженных склонах лога. Впервые пещера была пройдена с полной топографической съемкой, в августе 1967 г. и впоследствии многократно посещалась спелеологическими группами с целью выполнения различных научных наблюдений. В период с 1967 по 1972 гг. были проведены обстоятельные микроклиматические наблюдения в различные периоды года.
Пещера Голубинский провал расположена в устьевой части Тараканьего лога, выходящего к берегу р. Пинеги в 800 м южнее лесопункта Голубино. Вход в пещеру находится на высоте 20 м от дна лога в углублении его северного борта, вскрывающем подземную систему ходов Голубинского провала. Общая высота от верхней кромки гипсового обнажения до дна входного провального колодца составляет около 35 м. Обследование входного отверстия диаметром более 5 м и ряда залов, примыкающих с южной стороны к основанию входного колодца, показывает, что современный вход в полость образован последовательным обрушением начальных залов пещеры, примыкающей к борту лога, вследствие чего входная площадка перед колодцем находится на вершине глыбового навала, отделяющего колодец от лога, на двух огромных заклиненных в подвешенном состоянии глыбах, под которыми располагается Снежный зал пещеры. На дне входного колодца нагромождены огромные гипсовые блоки, обрушившиеся сверху. Наблюдения показывают, что интенсивное развитие карстового цирка в глубь массива происходит и в настоящее время, что подтверждается появлением свежих обвалов.
"Тещин язык" Когда мы были там в прошлом году, он еще висел, сейчас отломился.
Гуляли мы по пещерам час.
Тараканий лог, это каньон в гипсовом скальном массиве длиной более 2 км.
По легенде, когда последний ледник сошел с этих мест, изо всех подземных щелей поползли тараканы – единственные, кто уцелел при катаклизме. Откуда в ледниковый период взялись тараканы, и кто был свидетелем их победы над стихией, легенда умалчивает.
С одной стороны лога высокий отвесный обрыв, этакий американский каньон, со дна которого веет холодом, дает о себе знать пещера, с другой – нагромождение поросших мхом и можжевельником валунов, среди которых растут северные красавицы – венерины башмачки и другие растения, многие из которых можно найти в «Красной книге». Ходить здесь желательно только по тропинкам, столь хрупка и уникальна местная флора, и не подходить под стену каньона, с неё иногда срываются громадные валуны.
Дорога жутко пыльная. Я уехал вперед, за мной ехал Руслан и Стас замыкающий. Тут, нарисовалась буханка и начала нас обгонять. Хотя, шли мы на хорошей скорость. Обгонять он начал на повороте, а по встречке ехала пятерка, так вот эта буханка чуть в лобовую не влетела в пятерку. Хорошо водила ВАЗа успел увернуться и съехать в кювет.
На видео этот момент виден.
И на одной из узеньких дорожек нам повстречался грузовик. Летел так, как будто торопился на тот свет. Причем летел посередине дороги. Как только нас заметил он резко дал в сторону. Как начало его колбасить! Да еще и ямы... Ужас, у него колеса практически земли не касались, и вот проезжая мимо нас, он чуть на нас же и не завалился, на прощание, подарив нам в лобовое огромный камень. Я аж зажмурился от страха, а Ксюха закричала. До сих пор не понимаю, как стекло не разбилось от камня размером с кулак. (На видео, к сожалению камня не видно, больно быстро прилетел и улетел)
По пути решаем заехать в Кимжу.
Вновь доверившись навигатору сворачиваем в лес. А там лужа, причем илистая. Застревать не охота, решаем проехать другой дорогой.
Кимжа. Без преувеличения - настоящая жемчужина Мезенского края. Побывать в этих затерянных краях и не посетить Кимжу – это преступление.
Кимжа, удивительно гармоничная, живая деревня. С огромными домами под одной крышей с хозяйственной постройкой, с восьмью и более окнами на фасаде, с деревянными коньками, цифрами о годах постройки начинающихся с 18… Уникальные деревянные мельницы – таких всего осталось несколько единиц по всей Мезени, и больше всех их в Кимже
Сюжет канала ВЕСТИ про восстановление мельниц в Кимже.
По преданию Кимжа возникла в начале 16 века, когда здесь поселился приехавший сюда вместе с семьей крестьянин из деревни Немнюга Пинежского уезда. Он построил здесь для себя дом и небольшую часовню. Постепенно здесь стали селиться другие крестьяне из Пинежского и Мезенского уездов. Так и возник выселок. На пожертвования крестьян в начале 17 века была построена деревянная церковь с колокольней в честь Богоматери-путеводительницы Одигитрии. В 1699 году эта церковь сгорела от молнии. На ее месте за долгие годы с 1700-1763 год из крепких лиственничных бревен была построена новая. Она унаследовала от старой форму, и была устроена в виде креста. Но увы, пару лет назад церковь разобрали для реставрации, финансирование кончилось и все застыло. Неизвестно, соберут ли ее когда нибудь оброатно, или распилят ее на дрова.
Сюжет канала СОЮЗ про реставрацию церкви
За деревней находится переправа через р Мезень, в виде понтонного моста. Проезд платный, 350р с машины.
Через несколько километров попадаем на еще одну переправу через р Пёза.
Едем искать переправу на другой берег реки, т.к. по плану мы должны попасть в Каменку и там искать стоянку для двух дневного отдыха.
На берегу встречаем бензовоз, который переправлялся чуть раньше нас через р Пёза, водитель рассказал нам, что переправа в другом месте. Едем искать это место, попутно заехали на заправку залить все баки.
в Мезене, на Роснефте весь бензин по 30. Что 92, что 80, цена одна =)
На заправке местные ребята сказали нам, что на другой стороне дороги нет, все еще строят, они там буквально за день до нашего приезда, там на гусеничном вездеходе ездили, и то говорят, застревали. Переправа, на другой берег есть, он она частная, и надо искать владельца, да и возит только по большой воде, а в плохую погоду может вообще не повезти. Т.е. была возможность застрять на другом берегу на долго, при условии, что мы все-таки туда попадем. Взвесив все за и против, решаем, не искать паром (где его искать мы так и не поняли, толком никто не знал, где он может быть), а переночевать где-нибудь в лесу и отправиться дальше по маршруту.
В конце концов, нашли место в 10км от города, чуть ли не на болоте (по карте как раз болото) засыпанное песком. Место оказалось очень удачным и тихим. Это была первая ночь, когда мне было немного страшно. Проснувшись ночью, когда все спали, я понял, что вокруг гробовая тишина. Никаких посторонних звуков. Ветра нет, птицы молчат. Настолько тихо, что в ушах стоял звон и голову как-будто сжимали тисками. Теперь я знаю, как звучит настоящая тишина =)
Пока я лежал и наслаждался, вспомнилась фраза: Записать бы тишину и врубить на полную громкость..... Но, наслаждался я недолго, страх прошел и минуты через 2-3, отрубился и проспал до утра. Этой ночь я выспался так хорошо, что даже и не вспомню, когда я так хорошо спал =))
Спасибо за внимание! Благодарю за лайки, дизлайки и комментарии. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые посты!