На протяжении нерабочих дней в связи с коронавирусом развернулась бурная дискуссия по вопросу о толковании Указов Президента РФ, устанавливавших нерабочие дни.
Вопрос состоял в том, как понимать и толковать выражение «с сохранением заработной платы»?
По непонятным причинам данное выражение вызвало различные толкования. Видимо, в силу финансовых трудностей, испытываемых работодателями, специалисты пытались обосновать различные варианты толкования в целях возможного уменьшения выплат работникам.
Однако, несмотря на различные варианты, понятие «заработная плата» приведено в Трудовом кодексе РФ.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из приведенной нормы ст. 129 ТК РФ следует, что зарплата — это оклад плюс компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
То есть в период нерабочих дней работники, которые вообще не трудились в силу установленного запрета, должны были в полном размере получать заработную плату в том понимании, в котором понятие «заработная плата» приведено в ст. 129 Трудового кодекса РФ. То есть как если бы они работали в обычном режиме.
Иного толкования понятия заработной платы для рассмотренной цели не может быть.