Никите 3,5 года. И этой зимой он научился плавать.
Его никто никогда специально не учил. Никто никогда не ставил перед собой такой цели, не звал его в воду, не уговаривал, с ним никто никогда не занимался. Просто три года назад, когда мы впервые прилетели в Гоа, я очень хотела, чтобы сын не боялся воды. А для этого, чаще всего, надо просто детей водой не пугать. Не тащить в воду насильно, не убеждать рыдающего и брыкающегося ребёнка, что ему понравится, ему будет хорошо, водичка тёпленькая, море ласковое и купаться - совсем не страшно.
Купаться - страшно. Море большое, до самого горизонта, значительно больше ванны дома и даже бассейна в отеле. В море есть волны и течение, море сильное, иногда даже сильнее самого ребёнка, оно может сбить с ног, может накрыть с головой, может перевернуть. Море может быть холодным. Море может не понравиться. Я никогда не формировала в ребёнке какое-либо восприятие моря. Море - такое, какое есть. Оно шумит, оно пахнет, оно очень красивое, а дальше - знакомься с ним сам.
И сын знакомился. В первую зиму в Гоа, когда сыну было всего полгода, он купался в море только на моих руках и только тогда, когда сам хотел купаться. Во вторую зиму ему было полтора. Когда мы только приехали, он "вспоминал" море. Несколько дней бегал по берегу, подбегал к морю близко, но не давал волнам даже замочить ножки - убегал от морской пены с хохотом и радостным визгом. Потом недели две заходил в воду по колено (небольшая глубина, учитывая рост полуторагодовалого ребёнка), сидел на этой глубине, валялся на пузе. Следующие недели две он уже смело забегал по пояс, прыгал на волны. В третью зиму в Гоа сыну было 2,5 года, он плескался в воде, ползал "крокодильчиком", его накрывало и переворачивало маленькими прибрежными волнами. В четвёртую зиму в Гоа он научился задерживать дыхание и нырять. В феврале в Таиланде он попробовал нырять с маской и смотреть под водой на рыбок, насколько хватало дыхания. В Малайзии в марте он впервые начал бесстрашно прыгать в бассейн, когда в бассейне кто-то стоял и его ловил. В конце марта Никита поплыл...
Я несколько раз пересматривала это видео. Всё случилось само, когда мой малыш был к этому готов. Я не учила его плавать, я просто помогла ему полюбить воду, чувствовать её, оценивать свои силы, понимать и слушать свои страхи. Я никогда специально его не пугала и никогда не убеждала его в том, что море - это безопасно. Он просто смотрел, трогал, привыкал к морю. Три года. Три года!
Ничего не случается сразу. Я вижу много семей, которые прилетают на море всего на несколько дней - на неделю или две. Они, взрослые, очень дорожат этими короткими солнечными днями у моря. Они подгоняют детей, как бы говоря им: "Торопись наслаждаться! Торопись радоваться! Надо успеть накупаться!" Но ребёнку - не надо "успеть накупаться". Для него море - это что-то совсем незнакомое, пока непонятное, возможно опасное. Человечество пережило миллионы лет, только потому что не бросалось сломя голову во всё незнакомое и новое. Осторожность, осмотрительность, бдительность - это качества, отточенные эволюцией. Они идут изнутри, это животная часть мозга, она отвечает за сохранение жизни.
"Ну чего ты как маленький?" "Фууу, какой трусишка!" "Как тебе не стыдно, а ещё - мальчик!" "Ты чего водички испугался? Это же просто водичка!" "Ну-ка перестань реветь! На тебя весь пляж уже смотрит!" "Вот потом захочешь купаться, а уже улетать надо будет!", "Чего боишься? Смотри, все другие дети купаются!" И это ещё не самые обидные замечания, которые родители бросали своим детям. Может быть, потому что хотели перед всеми на пляже показать, как их мальчик или девочка бесстрашно и радостно несётся в воду. Может быть, потому что и правда хотели, чтобы ребёнок "успел накупаться" за время короткого семейного отдыха.
Но получалось совсем другое. Ребёнок успевал испугаться - прочно, глубоко и надолго. И незнакомого моря, и собственных родителей, внезапно тоже ставших источником опасности. Ребёнок успевал убедиться, что с ним что-то не так, он "слабак", "трус", "девочка" (если он - мальчик) по одной-единственной причине: он испытывает страх. Он успевал узнать, что испытывать страх - стыдно, некрасиво, позорно, глупо и что там ещё? Он успевал понять, что другие, "нормальные", дети такого не испытывают.
Каждый раз, когда я встречала на пляже такую семью, мне хотелось обнять и ребёнка, и маму с папой. Не торопите его. Дайте ему прожить своё море. И пусть вы приехали всего на пару недель, пусть за эти пару недель он ни разу не зайдёт в море. Но пусть он видит, что вы радуетесь, когда возвращаетесь из воды. Пусть он видит, как вы лежите в волнах у самого берега, как вы устойчиво опираетесь об землю всем телом, вы не упадёте, вас не унесёт в море, вас не уронит волной. Пусть ребёнок слушает, как море шумит, смотрит, как волны приходят и уходят. И пусть через год, когда вы приедете на море в следующий раз, он замочит ножки или только похлопает по морю ладошкой. Не надевайте на ребёнка круги, нарукавники, жилетки с единственной целью - создать иллюзию безопасности и любой ценой затащить его в море. Пусть он чувствует свои силы. Пусть он знакомится с возможностями своего тела, безграничными возможностями своего тела. Ему нужно время, дайте его.
Мне нравится смотреть, как Никита прыгает в воду и плывёт. Мне даже нравится замечать, что обычно на это смотрят и все взрослые люди в бассейне. Мне нравится, что он - смелый. Но я также знаю, что любой ребёнок смелый - если его не пугать. Просто в новой обстановке ребёнку нужно время, любому человеку нужно время. И страх - это нормально. Мы с Митькой любим вспоминать слова героя Дуэйна Джонсона в фильме "Небоскрёб": "Бояться - это нормально. Только испугавшись, ты можешь проявить смелость". Мне нравится, что Никита три года знакомился со своими страхами, знакомился с морем, знакомился со своим телом в воде. И мне очень нравится, что теперь он умеет плавать.