Моя работа связана с командировками. Так получилось, что за последние годы я изъездил, наверное, почти всю Россию. И, увы, мало что при этом смог повидать - промзоны везде выглядят примерно одинаково.
Тем ценнее оказывается каждая поездка, в которой удаётся хотя бы прогуляться по городу, посмотреть его, поискать что-то интересное.
На прошлой неделе удалось выбраться в Смоленск. И так сложилось, что у меня должно было образоваться три свободных вечерних часа. Ура! Погуляем, посмотрим.
Смоленск - город-воин, и уж с точки зрения истории там точно должно быть много интересного.
Ага, щазззз:(
______
Первое разочарование.
Вдоль Минского шоссе в рамках какой-то патриотической программы выставлены памятные знаки. Дескать, "здесь такой-то сержант вступил в неравный бой с четырьмя фашистскими танками". Или "здесь, на месте интенсивных боёв, расположена братская могила, в которой покоятся останки более чем трех тысяч бойцов Красной армии".
Задумка отличная, в духе "остановись, путник, и почти память героев".
Вот только исполнение, мягко говоря, убогое. А если говорить не мягко, а как есть на самом деле, то получится очень непечатно.
Мать вашу, смоленские власти! Какому скорбному умом пришло в голову делать все эти таблички на стандартном для дорожных знаков желтом фоне, стандартным чёрным шрифтом?!
Издали они все выглядят как предупреждения типа "Опасный участок дороги". Что мешало сделать для этих баннеров/знаков/указателей индивидуальный дизайн? Наверняка тот же сержант получил за свой бой какие-то награды. Сложно скомбинировать его фото + награды + силуэты танков? Для меня - загадка.
А так черные буквы на желтом фоне. Безликие черные буквы.
________
Ладно. Обучающий семинар для партнеров отработан, полвосьмого вечера, появилось свободное время. Пошли гулять!
Улица Крупской, переходящая в улицу, названную в честь княгини Тенишевой. Симпатичный старый дом, переданный Марией Клавдиевной в дар Московскому археологическому институту для организации Музея русской старины.
Было бы интересно посетить, но... во-первых, музей переехал, а тут и вовсе был какой то то-ли русский лён, то ли ещё что. Во-вторых, всё-таки вечер уже, всё закрыто.
Рядом - памятник художнику и скульптору Михаилу Осиповичу Микешину. Сразу скажу: как изобразительное искусство, так и скульптура совершенно не входят в область моих интересов. Я бы с чистой совестью прошел мимо этого памятника. Только вот создается стойкое ощущение, что для придания ему совершенно непотребного вида смоляне специально собрали в одном месте всех окрестных голубей. Вот как так?
Тьфу на вас, смоленские власти. Даже фотографировать не стал.
________
Второе разочарование.
Ну, допустим, я не ждал ничего выдающегося от смоленского Кремля.
От исходного сооружения после всех войн там должно было остаться мал да маленько, а новодел, простите, не интересен. Если уж брать современные подделки, то те же замки в Чехии... да тот же Карлштейн по антуражности подобным местам сто очков вперед даст.
Но памятник Защитникам Смоленска - о ужас!
Нет, не сам памятник ужас. Он очень хорош. Вокруг уходящей в небеса иглы три победно воздевших руки бойца-смолянина - участник защиты от польских войск Сигизмунда III, 1609-1611 гг; воин, сражавшийся против наполеоновской армии в 1812 году; участник Великой Отечественной войны.
Отличный памятник. И отлично смотрится. Примерно как прыщ на носу, один посреди совершенно пустой площади.
Что мешало сделать рядом какие-то клумбы, дорожки и так далее, для меня снова загадка.
________
Улица Барклая-де-Толли, дом 7. Адрес, по которому я "навёлся" на Кремль.
Первый позитив. Отличное, без малейшего ерничания и иронии, граффити.
Да, понятно, что делал его профессионал-художник. Возможно, не один. Понятно, что делалось оно официально, по заказу. И даже указано, по чьему.
Тем не менее, если граффити, то вот такое. А не то убожество, которым обычно стены гаражей разрисовывают.
Но рядом с позитивом сразу же очередной тупнячок. Шеинов бастион.
Для тех, кто не в курсе, Шеинов бастион - земляной холм, сохранившаяся до наших дней часть системы укреплений, созданной поляками в 1634 году. К воеводе Михаилу Шеину, оборонявшему Смоленск за четверть века до этой даты, он имеет весьма опосредованное отношение.
Но вашу ж Машу противоестественным образом... Вот так безобразно уложенные современные бетонные плиты - это действительно то, что необходимо на историческом памятнике?
Понятно, что требовать полной аутентичности от древнего земляного укрепления как-то глуповато. Но что мешало пойти по пути соседей из Брянска, у которых на территории города присутствует так называемый Чашин курган? Который, на минуточку, совсем чуть-чуть постарше будет. Раза примерно в три.
Сформированная земляная насыпь. Трава. Протоптанные дорожки. Этого - достаточно. А бетонные плиты, тем более такие безобразные и неухоженные... в общем, феерический идиотизм.
_______
Улица Большая Советская.
Множество достаточно старых домов, датировка - от начала XIX до середины XX века. На каждом первом табличка - дескать, памятник архитектуры регионального значения, жилой дом такой-то эпохи, охраняется государством. Анно-Зачатьевская церковь, Свято-какой-то женский монастырь...
Дома в целом безликие. И таблички на них такие же. Редко-редко когда промелькнёт отдельная про какое-либо событие, с этим домом связанное.
Два приятных тематических исключения.
Борис Васильев, "А зори здесь тихие". Сказанного - достаточно.
Про Беляева же рассказывать "племени молодому, незнакомому" занятие крайне неблагодарное. А мои ровесники и те, кто постарше, вспомнят и "Человека-амфибию", и "Голову профессора Доуэля", и "Властелина мира", и "Продавца воздуха". Много чего вспомнят.
Но табличками дело и ограничивается; никаких локальных музеев, посвященных этим людям, я не нашел. Снова разочарование. Или плохо искал?
_______
Второй позитив за вечер - Успенский собор. Великолепный. Величественный.
Делаю несколько фото. Нет, тут надо снимать неспеша и вдумчиво, в идеале - на облёте с какого-нибудь квадрокоптера.
Мои корявые фотографии не передают красоты места. Что поделать, я не фотограф, не блогер и ещё целая куча "не". Я просто человек, у которого есть часа три свободного времени.
Кстати, о времени. 21-00, однако. Мне вежливо намекают, что пора бы выходить с территории. Поэтому ни на смотровую площадку, ни внутрь собора я попасть не успел. Разве что памятник Владимиру Мономаху успел увидеть.
________
К памятнику Кутузову я уже не пошел, равно как и к стене, выходящей на Днепр.
Возвращаюсь обратно, попутно думая, где бы поужинать. Увы, китайская болячка, поставившая на уши весь земной шар, особого выбора не оставляет - всё закрыто. Ну, как всё, кроме сетевых дел типа Магнита и Пятерочки. Так что пакет молока, хлеб, сыр и что-то там ещё по мелочи. Я, в принципе, не гордый. Мне хватит.
Кстати, о китайской болячке. Смоленск, город-воин, он и её победил, изобретя лекарство!
Не верите? А зря. Ловите пруф.
Рецепт расклеен по Смоленску повсеместно. Правда, состав ингредиентов выглядит несколько недоработанным - один мой коллега совершенно справедливо заметил, что свекла сама по себе не даст нужного количества сахара, и процесс слива надо заменить на перегонку.
"Аппарат можешь сокращать, Пётр. Но змеевик не трожь!" (с).
__________
Ну и ещё немного фотографий, не объединённых какой-либо общей идеей. Просто фотографии, сделанные на ходу человеком, которому очень хотелось вернуться в гостиницу, поужинать и лечь спать.
Я не Артемий Татьянович Лебедев, и тема урн мне не особенно близка. Но вот эта почему-то позабавила.
Реконструкция дома проведена в рамках какой-то там федеральной программы. Даже памятный щит об этом рядом с домом установлен. Жаль только, я не сфотографировал его.
_______
В целом странное Смоленск впечатление произвёл.
Понятно, что у меня не было времени познакомиться с этим городом подробнее. Очевидно, что трёх часов времени и девяти километров пешего маршрута мало, ой как мало. Радует, что у то же Кремлёвской стены вовсю ведутся реставрационные работы.
Но Смоленск мог бы быть чрезвычайно привлекательным для туристов культурно-историческим центром А по факту является ровно тем, что он и есть.
Провинциальным российским городом.
И это печально.