Московская подземка - грандиозный комплекс сооружений, состоящий из сотен километров подземных тоннелей, электроподстанций, вентшахт, депо и конечно же метростанций, которых сейчас действует целых 233 штуки без учета временно закрытых для ремонта. Но иногда происходило так, что в силу ряда причин необходимость использования станции отпадала уже в процессе ее эксплуатации, строительства либо она изначально строилась в черновых конструкциях как задел на перспективу.
В Москве конечно же нет десятков станций-призраков (так неофициально зовут недостроенные или недоступные для обычных пассажиров станции), как в Берлинском или Лондонском метро, но они все же есть и были за 85-летнюю историю столичной подземки. Некоторые из них со временем открыли для пассажиров, другие были навсегда закрыты для движения и переоборудованы под иные нужды, а третьи до сих пор простаивают без дела, дожидаясь своего открытия в будущем.
Сегодня в первой части мы расскажем вам про станции метро, которые закрыты в настоящее время (кроме временных ремонтов). Про бывшие станции-призраки будет отдельный пост.
1.Старая "Первомайская" (Арбатско-Покровская линия)
Статус - Закрыта навсегда
Эту станцию не стоит путать с нынешней Первомайской, находящейся в другом месте. Изначально эта была наземная крытая тупиковая станция, которая имела временный статус и находилась сразу за Партизанской на поверхности в крайнем отсеке электродепо. Она была конечной в восточной части линии с 1954 по 1961 годы и стала первой наземной станцией в московском метро. Раньше к станции вел бульвар от Измайловской площади.
Примечательно то, что невзирая на"временность", здесь сделали довольно роскошную отделку в духе сталинского ампира - приказа Хрущева о борьбе с архитектурными излишествами тогда еще не было. Особенно красиво выглядел вестибюль и платформы с огромными люстрами дизайна как на Киевской и ВДНХ, которые уже много лет как исчезли с потолков.
После постройки продления линии, которое частично прошло по поверхности, до нынешней Первомайской, 21 октября 1961 года станцию закрыли для пассажиров. Бывшую станцию перепрофилировали под ремонтный цех метродепо "Измайлово", разобрав платформы, а в просторном вестибюле, где когда-то ходили пассажиры и стояли турникеты с с кассами, оборудовали актовый зал, где иногда проводятся различные мероприятия для работников депо. Иногда там организуют ночные экскурсии для всех желающих.
Красное здание вестибюля станции хорошо сохранилось, и его можно увидеть в глубине квартала между Первомайской 1-й Парковой ул. за гаражами у детской поликлиники. До 2000-х годов сверху были ясно видны следы от надписи с названием станции.
2.Троице-Лыково (Арбатско-Покровская линия)
Статус - Техплатформа с возможностью достройки до полноценной станции
Станция представляет собой короткую служебную платформу длиной примерно в один вагон в километре южнее станции Строгино с техническими помещениями и аварийным выходом на поверхность в районе 3-й Лыковской ул. и кладбища. Иногда поезда делают на ней остановку, чтобы забрать рабочих через кабину машиниста.
Ее сооружение было обусловлено рекордной длиной перегона около 6,5 км, для которого по нормам безопасности требуются дополнительные выходы из тоннеля на поверхность. Станция проектировалась как полноценная, и при строительстве был оставлен задел под расширение до стандартных размеров, однако пока в этом нет необходимости, так как рядом находится лишь малолюдное одноименное село в черте МКАДа и промзона. В ближайших планах развития метро достройка станции не планируется - вместо нее теперь хотят неподалеку построить станцию с таким же названием на перспективной Рублевo-Архaнгельской линии.
3.Старая "Калужская" (Калужско-Рижская линия)
Статус - Закрыта навсегда
Подобно Первомайской, станцию открыли в 1964 году как временную в одном из ангаров метродепо "Калужское" в целях ускорения обеспечения населения подземкой. Целых 10 лет до 1974 года она была наземной конечной станцией на юге Калужско-Рижской линии. У нее были 2 тупиковых пути с островной платформой, с которой можно было перейти в кассовый зал, а затем выйти в город на Хлебобулочный проезд напротив современного ДК "Меридиан". Построенная в хрущевское время, станция имела минималистичный дизайн с побеленными стенами и асфальтом на широком перроне. В качестве освещения использовались обычные промышленные лампы.
С открытием продления линии до Беляево платформа была закрыта, а ее название передали построенной рядом уже подземной станции. В 1970-х у вестибюля вплотную пристроили здание метрошной Прокуратуры, и теперь остатки вестибюля не видно. Посадочная платформа станции сохранилась и сейчас используется под склад, а в прежнем вестибюле организовали комнату отдыха для работников.
4.Деловой центр (Солнцевская линия)
Статус - закрыта до постройки оборотных тупиков
Комплекс из двух параллельно построенных станций-близнецов был построен в конструкциях еще в 1999-2004 годах при возведении центрального ядра бизнес-квартала небоскребов Москва-Сити.
В 2014 года одну из платформ открыли, и по ней ездил поезд-челнок до Парка Победы. Однако в феврале 2018 года после запуска Солнцевской линии на совместном участке с Большой кольцевой линией до Петровского парка станцию закрыли, так как за ней не построены тупики в районе бывшего Бадаевского пивзавода для полноценного оборота составов и заделы под возможное продление линии в центр к Третьяковской.
Станция имеет 2 общих подземных вестибюля с соседней действующей станцией Деловой центр Большой кольцевой линии, куда приходят поезда с Савеловской.
Заново открыть станцию должны после окончания строительства тупиков, сроки которого пока не определены. Сейчас недействующую станцию используют для проведения концертов и флешмобов.
Понравилось? Поддержи нас:
👍 Ставь палец вверх, поделись статьей с друзьями в соцсетях!
☑️ Подпишись на канал и не пропускай в ленте Дзена наши новые статьи!
Читай также:
- 5 самых длинных перегонов между станциями метро Москвы