Найти в Дзене
Мифы и игры

Мифологические тенденции в компьютерных играх

Оглавление

Вы никогда не задумывались, почему всё чаще и чаще выпускают игры с сюжетами, отсылающими к той или иной традиционной мифологии? Например, вбивая в поисковике "игры на основе мифологии", вы скорее всего увидите длинные списки продуктов, построенных на базисе древнегреческой и скандинавской мифологий. Но почему именно они, ведь существует же огромное количество культур и народов? Разбираемся.

Данный обзор содержит субъективную точку зрения, вы можете быть не согласны с ней.

История и археология

Основными источниками для изучения древних верований являются археологические находки: разнообразные надписи, рисунки, изделия, даже целые здания. Найденное может быть расшифровано, описано, интерпретировано в рамках культурных особенностей. На составление целой картины представлений древних людей одной цивилизации уходят годы.

Hades
Hades

Игра не может не содержать в себе ничего - иначе это не игра. Она должна выстраиваться на определённой базе: геймдизайн, сценарий или нарратив. Но и база не берётся из ниоткуда, она прописывается руководителями проекта с опорой на собственное видение или на чьё-либо ещё.

Так, в основу игры может ложиться какая-нибудь традиционная мифология, или разработчики намеренно смешивают несколько культур, чтобы собрать нечто своё. И мифы, цельные, завершённые, с понятной сетью отношений, хорошо изученные, использовать гораздо удобнее, нежели додумывать и достраивать мифологические миры, мало известные и почти не изученные. Поэтому-то мы и имеем списки игр на основе древнегреческих и скандинавских мифов.

Игры 1980-х - 2000-х годов

Количество игр данного периода, несомненно, меньше, чем в последующие годы, однако уже можно говорить о тенденциях.

Превалирующими были игры, созданные на основе мифологий:

  • Древнеегипетской ("The Seven Spirits of Ra" (1987) - ролевая игра, "Tomb Raider" и "Tomb Raider: The Last Revelation" (1996, 1999) - приключенческие игры, "Pharaoh" (1999) - симулятор градостроения;
  • Античной ("Athena" (1986) - платформер, "Gods"(1991) - платформер, "Herc’s Adventures" (1997) - приключение, "Odyssey: The Search For Ulysses" (2000) - приключение, "Zeus: Master of Olympus" (2000) - градостроительный симулятор;
  • Скандинавской ("The Lost Vikings" и "The Lost Vikings 2" (1993, 1997) - платформер, головоломка, "Saga: Rage of the Vikings" (1998) - стратегия в реальном времени, "Valkyrie Profile" (1999) - ролевая игра, "Rune" (2000) - слэшер.

Отметим, что в этот период можно найти игры, совмещающие в себе несколько культур, и в основном это стратегии, например, "Sid Meier’s Civilization" (1991) - греческая, египетская, китайская, ацтекская и др., "The Settlers III" (1998) - римская, египетская и китайская, "Age of Mythology" (2002) - греческая, египетская и скандинавская, "Dark Age of Camelot" (2001) - скандинавская, кельтская и древнеанглийская. Серия игр "Dominions" предлагает на выбор свои нации, сформированные на основе реально существующих, например, древняя Греция (Arcoscephale), Римская Республика (Ermor), Германия (Ulm), Китай (Tien Chi) и др., и предлагает стать единым богом виртуального мира.

Tomb Raider (1996)
Tomb Raider (1996)

Не только выше перечисленные мифологии были основами для внутриигрового мира, но и другие, однако их численность меньше. Например, славянская представлена в играх "Подземелья Кремля" (1995), "Князь: Легенды Лесной страны" (1999), "Златоргорье" (2001); японская - "Fatal Frame" (она же "Project Zero") (2001), "Emperor: Rise of the Middle Kingdom" (2002); китайская - "Tomb Raider II" (1997), "China: The Forbidden City" (1999); индийская - "Tomb Raider III" (1998), "Saiyuki: Journey West" (1999); христианская - "Faust: The Seven Games of the Soul" (1999), "Messiah" (2000).

Чаще всего события игр разворачиваются в древнем мире, и нам дают в управление персонажа, непосредственно относящегося к данному миру. Однако есть и исключения, где главный герой, далёкий от древности, попадает в мир, полный мифических существ и исторических артефактов.

Ближе к началу нового тысячелетия разработчики играются с мифологиями, в результате чего появляются продукты, смешивающие в себе различное, например, "Quest for Glory: Shadows of Darkness" (1993) - славянская мифология и мифы Лавкрафта, "Blood" (1997) - славянская, греческая мифология вместе с пьесами Шекспира.

Игры середины 2000-х - 2010-х гг.

Указанные выше направления развиваются: игры на основе древнегреческой, древнеегипетской, скандинавской, славянской, японской и китайской мифологий выходят всё чаще и чаще, хотя первые три остаются лидирующими.

Tomb Raider: Underworld
Tomb Raider: Underworld
  • Древнеегипетская ("Sphinx And The Cursed Mummy" (2003) - приключение, "Ankh: Curse Of The Scarab King" (2005) - приключение, "Lara Croft And The Temple Of Osiris" (2014) - приключение, "Egyptian Senet" (2015) - настольная);
  • Античная ("God of War" (2005) - слэшер, "Titan Quest" (2006) - RPG, слэшер, "Rise of the Argonauts" (2008) - RPG, "NyxQuest" (2010) - экшен);
  • Скандинавская ("Tomb Raider: Underworld" (2008) - приключение, "Viking: Battle for Asgard" (2008) - слэшер, "King’s Bounty: Воин Севера" (2012) - пошаговая стратегия, "Munin" (2014) - головоломка);
  • Японская ("Kuon" (2004) - хоррор, "Jade Empire" (2005) - RPG, "Ōkami" (2006) - приключение, "Shadow Warrior" (2013) - шутер);
  • Славянская ("Златогорье 2" (2003) - RPG, "The Witcher" (2007) - RPG, "Золотая Орда" (2008) - стратегия, "Thea: the Awakening" (2015) - стратегия);
  • Христианская ("Painkiller" (2004) - шутер, "Dante’s Inferno" (2010) - слэшер, "Darksiders" (2010) - слэшер, "The Binding of Isaac" (2011) - рогалик, шутер).

Большое развитие получают игры с собственным проработанным миром, пантеоном богов, игры с главным героем-попаданцем и игры, содержащие отсылки к традиционным мифологиям. Например, серия игр "The Elder Scrolls", опиравшаяся на многие традиционные мифологии, развила свой пантеон в "Morrowind" (2002), "Oblivion" (2006) и "Skyrim" (2011). Хоррор "Until Dawn" (2015) использует миф алгонкинов о вендиго в целях нагнетания атмосферы. Приключенческая "Magicka" (2011) нещадно эксплуатирует не только скандинавскую мифологию, но и английскую мифологию, мировую литературу, фильмы и видеоигры. Слэшер "Devil May Cry 3: Dante’s Awakening" (2005) продолжает играться с христианскими мотивами и итальянской культурой.

Игры данного периода отходят от принципа принадлежности главного героя мифологическому миру и либо делают вид, будто он всегда здесь был, например, в серии "God of War" спартанец Кратос занимает место бога войны Ареса, чего в древнегреческих мифах не случалось (Кратосом звался бог власти, один из помощников Зевса в борьбе с титанами); либо погружают современного человека в окружение древности, например, в "Will Rock" (2003) археолог вынужден бороться против толп мифических существ, чтобы уничтожить Зевса, а в "Painkiller" умершая душа обычного мужчины получает возможность противостоять генералам Люцифера.

В это время разработчики обращают внимание и на другие культуры, не слишком популярные. Например, RPG "Folklore" (2007) основывается на ирландской мифологии, а уже известный на тот момент "Prince of Persia" в 2008 г. погружается в дебри древнеперсидской мифологии и зороастризма. Квест "Year Walk" (2013) основан на шведском фольклоре, а приключение-головоломка "Never Alone" (2014) рассказывает инупиатскую сказку о девочке и песце, погружая в культуру и быт коренного народа Америки при помощи видеовставок.

Игры последнего десятилетия

Внимание с античной и скандинавской мифологий медленно смещается на восточные и малоизученные культуры. Вперёд выходят японская, славянская мифология, редко, но метко появляются продукты на основе мифов малых коренных народов.

  • Древнеегипетская ("Pharaonic" (2016) - экшен, "Strange Brigade" (2018) - кооперативный шутер, "Builders of Egypt: Prologue" (в раннем доступе) - симулятор градостроения);
  • Античная ("Assassin’s Creed Odyssey" (2018) - RPG, "Hades" (2020) - roguelike, RPG, "The Forgotten City" (2021) - RPG);
  • Скандинавская ("Hellblade: Senua’s Sacrifice" (2017) - приключение, "God of War" (2018) и "God of War: Ragnarök" (2022) - приключение, слэшер, "Assassin’s Creed Valhalla" (2020) - RPG);
  • Славянская ("The Witcher 3:Wild Hunt" (2015) - RPG, "Rise of the Tomb Raider" (2016) - экшен, "Bogatyr" (2020) - экшен, слэшер, "Yaga" (2021) - экшен);
  • Японская ("Nioh" (2017) - RPG, "Sekiro: Shadows Die Twice" (2019) - приключение, "Ghost of Tsushima" (2020) - приключение в открытом мире, "The Wind and Wilting Blossom" (2020) - стратегия).
Assassin’s Creed Valhalla
Assassin’s Creed Valhalla

Уменьшилось количество игр по древнеегипетской и древнегреческой мифологиям, однако скандинавская пока не теряет хватки, и игры на её основе продолжают выходить.

Отметим, что на фоне широко известных мифологий особо выделяется индийская: верования хорошо изучены, однако видеоигр, именно построенных на её основе, а не содержащих упоминания, ничтожно мало. В 2020 г. вышла "Raji: An Ancient Epic", и она как нельзя лучше передаёт монументальный дух индийской мифологии, а через фрески и архитектуру рассказывает о непрекращающейся вражде богов и демонов.

А вот в инди-сегменте появляются игры с мифами малых коренных народов. Например, "Человеколось" (она же The Mooseman, 2017) даёт погрузиться в коми-пермятский миф о сыне бога Ена, сотворившего мир, и "Чёрная книга" (она же Black Book, 2021) умело совмещает в себе славянские и коми-пермятские верования, рассказывая историю молодой знаткой Василисы. Хоррор "Nightfall: Escape" (2016) опирается на филиппинскую мифологию с её разнообразными существами. "Cursed Castilla" (она же Maldita Castilla EX, 2016) предлагает сразиться с чудовищами из испанской мифологии и рыцарских средневековых историй. "Mulaka" (2018) отправляет игрока в северную Мексику, чтобы познакомить с племенем бегунов тараумара. Ведьма в "Noita" (2020) сражается с полчищами существ, пришедших прямо из финской мифологии, а, переводя глифы, по крупицам можно собрать историю виртуального мира, опирающегося на традиционные мифы.

Как можно заметить, огромное количество игр построено с основой на хорошо изученных традиционных мифологиях (древнегреческая, древнеегипетская, скандинавская, японская), на которых проще всего продумать персонажа, подходящего мифологическому миру. Удобство заключается и в известности данных мифов: школьная программа рассчитана на поверхностное изучение первых двух мифологий, интернет-источники изобилуют информацией на любой вкус.

С малоизвестными, локальными мифологии не всё так однозначно: с одной стороны, игроки перенасыщены играми в широко известных фонах и желают новых историй, с другой стороны, на изучение и проработку виртуального мира у разработчиков уходит в несколько раз больше сил и времени. В последнее время количество таких игр возрастает, а значит ещё не всё потеряно.

Предположим, что совсем ААА-игры, основанные на известных мифологиях, не исчезнут, но отодвинутся на второй план, тогда как внимание инди-разработчиков крепче сфокусируется на менее громких именах и культурах.

Пишите в комментариях, в какие игры на основе традиционных мифологий вы играли или собираетесь, на основе какой мифологии хотели бы поиграть. Делитесь нашей статьей и обсуждайте.

Спасибо за внимание! Чтобы не пропустить новые и интересные статьи, подписывайтесь на канал, заглядывайте в Телеграм и ВК! :-)