Найти в Дзене
Оранжевый репетитор

Ловушка для абитуриентов. Как оценивали задачу 15 (неравенство)

Самым спорным заданием ЕГЭ 2020 по математике стало неравенство.

Сначала выяснилось, что задание было одинаковым по всей стране. Абитуриенты с Дальнего Востока опубликовали задание в интернете утром, и ученики европейской части страны оказались в более выгодном положении, потому что могли разобрать задание до экзамена.

Новосибирск, Москва, Санкт-Петербург, Краснодар
Новосибирск, Москва, Санкт-Петербург, Краснодар

Задание хорошее. Проверяет знание свойств логарифма, владение методом интервалов. Но задание не должно повторяться в разных регионах.

Когда пришли результаты проверки, выяснилась ещё более несправедливая вещь: решение этого задания оценивали чересчур строго. Следующее решение стоило 0 баллов несмотря на то, что содержало верный ответ.

Решение со страницы вконтакте репетитора Али Прилеповой
Решение со страницы вконтакте репетитора Али Прилеповой

Мы обсуждали решение с коллегами и пришли к выводу, что баллы срезаны из-за неверной иллюстрации: на числовой прямой нарисован знак "минус" в промежутке до -4, но там логарифм существует не везде, а значит, невозможно определить его знак. Но мне это объяснение показалось натянутым: ограничения на ОДЗ были учтены, а лишний знак на картинке – это методическая заморочка. Конечно, автору или редактору учебника подобная вольность запрещена, но школьникам эту формальность нужно было простить.

Цитаты некоторых комментариев к моей статье:

В 15 задание я тоже в самом конце совмещала решение неравенства с одз. По моему это лишние придирки проверяющих: в конце же одз учтено.
За решение, присланное вашей коллегой, у меня просто не поднялась рука поставить «0». Я бы поставила «2». На этот знак я бы закрыла глаза. Это непрофессионализм экспертов - обнулять такие решения. Да, на крайнем слева промежутке логарифм линейного многочлена неопределён, но у решателя чётко прописано условие существования логарифма, поэтому не стоит заниматься буквоедством. Не нужно было ставить этот злосчастный знак слева, вот и всё!

Прошли апелляции и оказалось, что наше предположение верно: именно за это баллы и снимали.

Решение апелляции со страницы вконтакте преподавателя Wild Mathing. «Да, конечно, это промах, но такой ли, чтобы стулья (об абитуриентов) ломать?»
Решение апелляции со страницы вконтакте преподавателя Wild Mathing. «Да, конечно, это промах, но такой ли, чтобы стулья (об абитуриентов) ломать?»

Интересно, что в рвении ставить нули эксперты иногда попадали по грамотным ученикам. В решении ниже использован метод рационализации, а не обобщённый метод интервалов, но проверяющий увидел знак на бесконечности и перевозбудился. На апелляции справедливость восстановили.

Решение со страницы вконтакте преподавателя Бориса Трушина
Решение со страницы вконтакте преподавателя Бориса Трушина

А как нужно было?

Например, такой вариант оформления предлагается коллегой. Она использует метод интервалов, но тут же на рисунке отмечает ОДЗ. Я бы, правда, немного поправила в свете открывшихся критериев: не стала рисовать дугу над промежутком левее -6 (но я эти дуги никогда не рисую).

Решение со страницы вконтакте репетитора Любови Мунтян
Решение со страницы вконтакте репетитора Любови Мунтян

Моё мнение.

Чем больше я изучаю методику, тем больше я узнаю заморочек, которые существуют в мире авторов учебников, но остаются за кадром для учеников. Хорошие преподаватели должны понимать, какие правила – для них, а какие – для детей.

Банальный пример: в теме "умножение" для начальной школы в учебниках важно, в каком порядке идут множители (2*3 и 3*2 это разные вещи), это связано с определением и с тем, что дети пока не изучали коммутативное свойство умножения; но ученики могут писать эти множители в любом порядке. Другой пример, уже для старшей школы: изображение конуса – это эллипс и две касательные к нему, так должен рисовать преподаватель и так нарисовано в учебниках; но ученики могут "на глаз" нарисовать эллипс и секущие, отдалённо похожие на касательные, это прощают даже на ЕГЭ.

Мне кажется, что критерии проверки задания 15 в 2020 году – это один из таких методических "загонов". Ошибка, недопустимая в учебнике, и допустимая в студенческой работе.

Дело усугубляется тем, что обобщённый метод интервалов почти не использовался в заданиях прошлых лет, и ученики с ним плохо знакомы. Абитуриенты хорошо владеют методом для дробно-рациональных функций, и мне кажется, что этого должно быть достаточно для экзамена.

UPD. Я провела большое исследование по этой задаче и критериям проверки. Читайте новую статью.

Что ещё почитать:

Обзор заданий новосибирского варианта

Несправедливый ЕГЭ. Как отличались варианты регионов

Обидные ошибки умных учеников (алгебра)

Обидные ошибки умных учеников (геометрия)

Начать готовиться к ЕГЭ 2021 можно на моём онлайн-курсе.

Подписывайтесь, если вам интересна аналитика ЕГЭ.