Природа наградила советского актера Александра Лукьянова талантом, статью, хорошими внешними данными. Он играл много, но вот главные роли, почему-то, доставались коллегам. Больше всего запомнился зрителям в военной драме «Фронт за линией фронта», приключенческой ленте «Два капитана», исторической картине «Вечный зов».
Тернистый путь в искусство
Саша появился на свет 6 мая 1937 года в небольшом поселке Кировской области. Как только началась война, его отец, Александр Корчагин, ушел добровольцем на фронт. Вскоре родные получили похоронку, в которой сообщалось, что он погиб в бою.
Мама, Татьяна Лукьянова, сама воспитывала и поднимала на ноги сына и дочь Людмилу. Через время семья переехала в деревню Сурский Майдан (Чувашская АССР). Там же Саша пошел в первый класс. После окончания семилетки продолжил обучение в средней школе, которая находилась в районном центре. Далее сезон трудился разнорабочим в МТС.
Осенью 1956 года парня призвали в армию, служил на Тихоокеанском флоте. После демобилизации вернулся домой, устроился прицепщиком на машиномелиоративную станцию. Все это время юноша мечтал стать артистом. В 1961-м году его мечта сбылась. Учился во ВГИКе на курсе Б.А. Бабочкина.
Театр и кинематограф
В институте Лукьянова считали способным студентом, особенно его наставник Борис Андреевич. Именно он помог Александру попасть в труппу Малого театра. Молодой человек радовался такому успеху, но был слишком амбициозен. Считал: его сазу должны ввести в первый состав. Время шло, а ему доставались лишь эпизоды. Например, полицейский в постановке «Ревизор» или матрос – «Джон Рид».
Такое положение дел совершенно не устраивало Лукьянова. Конечно, он выходил на сцену с именитыми артистами, и это льстило его самолюбию. Но Александр тоже хотел быть на первых позициях, а не довольствоваться произнесением парой реплик в спектаклях. Сначала актер срывался по любому поводу, ссорился с режиссером. Потом начал залив неудовлетворение спиртными напитками, опаздывать на репетиции и выходить на сцену в нетрезвом состоянии. В 1968 году администрация театра «попросила» его написать заявление по собственному желанию...
К тому времени в кинокопилке Лкуьянова было уже достаточно много работ. Это позволило актеру устроиться в студию «Мосфильм», а также стать членом коллектива Театра-студии киноактера. Поначалу все шло неплохо. Сыграл Сафонова в постановке «Русские люди», Уварова – «День приезда – день отъезда», Керера – «Много лет спустя», Лыкова – «Разговор по душам». Но и эти роли не принесли Лукьянову грандиозный успех, о котором он мечтал.
Кинематограф, также, как и театр, начал разочаровывать Александра Александровича. Предложения от режиссеров поступали регулярно, но опять же – главных героев играть ему не предлагали.
Хотя, были очень заметные работы: драма «Сколько лет, сколько зим!» - Андрей Макарович, эпическая экранизация «Война под крышами» - полицай, биографическая лента «Софья Перовская» - Тимофей Михайлов, военная картина «Морской характер» - матрос Корж, мелодрама «Веришь, не веришь» - нефтяник Петро, легендарный фильм «Вечный зов» - кафтановец, художественная лента «Фронт без флангов» - матрос Лукьянов, криминальная лента «Алмазы для Марии» - Юрий, приключенческая экранизация «Два капитана» - отец Сани, детектив «По данным уголовного розыска...» - бандит Панин и др.
Личная жизнь и уход актера
Александр Александрович всего один раз связывал себя брачными узами. Его жена Лидия не принадлежала к миру искусства. Супруги воспитывали сына Сашу и дочь Татьяну. Семья жила дружно, единственное, что мешало их счастью – пристрастие Лукьянову к алкоголю.
Актер, как мог, сопротивлялся «зеленому змию», обещал Лидии бросить пить. Но каждый раз срывался, когда хорошая роль доставалась другому актеру. Терпели загулы Лукьянова в театре и на киностудии. Поэтому он отделывался выговорами и предупреждениями.
В 1982-м году у Лукьянова, в полном смысле, жизнь пошла под откос. Ему указали на дверь в театре и на «Мосфильме». В семье тоже из-за постоянных ссор, все шло к разрыву отношений между супругами. И этот день настал...
Оставшись наедине со своими проблемами, Александр Александрович все больше уходил в запои. Но его еще помнили режиссеры и периодически звали на съемки. Это давало возможность некоторое время держаться на плаву. Последний раз вышел на съемочную площадку в 1996-м году, сыграл казака в биографической драме В. Краснопольского и В. Ускова «Ермак».
К концу 90-х актер практически опустился «на дно». Алкоголь сделал свое пагубное дело – разрушил и карьеру, и его личную жизнь. Актера определили в Егорьевский психоневрологический интернат. Там, 14 апреля 2003 года, Александр Лукьянов, всеми забытый и в полном забвении, ушел из жизни. Спасибо, что дочитали статью. Мы благодарны за лайк. Пишите комментарии. Подписаться можно здесь (или вверху жмите кнопку - Подписаться).