Найти тему

Биляр-Озеро, белое, чистое озеро

(статья написана в середине ноября 2019 -го года в подарок сестрам Нагорновым, особенно младшенькой - юбилярше)

Всем привет, уважаемые читатели!

Сегодня я приглашаю вас на необычную экскурсию. Необычную потому, что нам предстоит «перенестись» за несколько тысяч километров от нашего города. Сегодня я приглашаю вас в Татарстан, в окрестности старинного озерно-речного края. В село с необычным, поэтическим названием - Биляр озеро. Чем же оно так знаменито, чем привлекло мое внимание, и зачем я решил рассказать вам о нем?

Во – первых, нет ничего замечательнее, чем узнать что-то новое. Тем более, если уважаемые читатели никогда не были в этом удивительном месте. Во – вторых – это, как сейчас говорят – «малая Родина» моей мамы. И, в-третьих, моя младшая двоюродная сестра в этом году отмечает небольшой, совсем маленький, скромный юбилей. Родилась она именно в этом красивом селе. Она у нас еще маленькая.

И начну я с версии происхождения названия озера. Она очень проста – со старочувашского языка название - «Пÿлер Кÿл» - переводится как прозрачный, чистый. Вот и «взяли с собой» первые переселенцы из города Биляр этот топоним, превратившийся в гидроним, и подарили его встретившемуся им озеру, а затем и возникшему здесь селению.

Вот оно, озеро, на фото.

Биляр - озеро
Биляр - озеро

Чем же оно так замечательно, кроме своего названия? Дело в том, что само озеро, привольно раскинувшееся на достаточно приличной площади, действительно чистое, почти прозрачное. Там попросту нет предприятий, могущих хоть как-то навредить озерным водам. И этот природный водоем можно назвать главной достопримечательностью старинного села.

К тому же здесь рай для любителей рыбалки – водятся в озерных водах окунь и карась, судак и язь, плотва и карп, а некоторые «везунчики» могут похвастаться не только приличным лещом, но и хорошей, большой озерной щукой или очень даже неплохими сазанчиками. Не верите словам, поверьте глазам:

Улов с озера
Улов с озера

Одноименное это селение известно с самого семнадцатого века. То есть, ему более четырехсот лет, а это уже возраст.

Несмотря на свое нахождение в глубинке, в начале прошлого века в селе имелся и фельдшерский пункт, и ветряная мельница, столь необходимая для крестьян, и мастерская по выделке кож. Были в селе и «самые главные» люди – это кузнецы, куда уж на селе без них.

И это не считая пивных и винной лавок (магазинов), и проведения субботних базаров. То есть, это село являлось фактически центром целой волости. Местные жители, как русские, так и чуваши, во все времена в большинстве своем занимались разведением скота и сельскохозяй - ственными видами ремесел, в частности, огородничеством.

Полюбуйтесь – урожай этого года с сестринского огорода:

Урожай 2019 года
Урожай 2019 года

Наша семья практически каждый год ездила в гости к нашим родственникам, до сих пор проживающим в Биляр-озере. Мне особенно запомнилась поездка, году этак в 1984-м, а, может быть, и годом ранее.

В том году из соседнего села, Чулпаново, приехал еще один наш родственник – дядя Саша со своим товарищем.

И…уговорил моего отца и тетиного мужа, дядю Толю, поехать на рыбалку. Рыбалка, как оказалось, должна была быть необычной – не просто сидеть с удочкой, а пройтись у старой мельницы, что когда-то была на реке Малый Черемшан, с бреднем.

Уговорили еще троих соседей с мотоциклами, и покатили на тот самый малый Черемшан, который можно было в брод перейти.

Тот самый Черемшан
Тот самый Черемшан

Кстати, о названии реки… Впервые оно упоминается в трудах арабского историка Ибн Фадлана, и звучит, как «джарамсан». В переводе с арабского оно означает - «луговая сторона» - «джарам» – луг. Русская же версия – Черемисан, (как выяснилось, официальная и недостаточно верная), сообщает нам, что на берегах этой реки некогда проживали черемисы, современные марийцы. Эта река - еще одна достопримечательность древнего красивого края. Но мы отвлеклись…

Раскинули мужики бредень, и прошлись сначала у старой мельничной запруды, а уж потом и на открытом плесе.

Нам, пацанам – раздолье - накупались мы в тот день до одурения, совмещая эту «процедуру» с разбором выловленной рыбы. Мелочь сразу же выбрасывалась обратно в воду, а крупная – отправлялась в мотоциклетные коляски. За три прохода, кроме всей остальной рыбы, было выловлено не то пять, не то семь щук очень даже приличного размера – вроде бы каждая была около метра в длину.

В общем и целом, рыбой самых разных видов и размеров были забиты все пять мотоциклетных колясок. И это не говоря о раках, которые попались в бредень «по пути».

С ними та же история – отбирались только крупные, возвращая мелких в воду. Как вы думаете, какова была реакция мамы и тети на столь нескромное количество привезенной рыбы? Истинно женская…

Этттто было нечто – крик, шум – зачем столько привезли, куда ее девать? С раками вопрос решился куда как легко – просто добавили воды в ведра, соли сыпанули, укропчика нарвали на грядках, да на костер их. Вкуснятина была – необыкновенная! Всем хватило – и нашим семьям, и двум соседским.

Ну, а рыба…какую почистили на уху, какую завялили, а какую – соседям раздали. Жаль, коптильни в селе не нашлось, не балуются там этим… А какие роскошные там были «кУпальники»! Да-да, именно так, с ударением на первом слоге. От слова «купаться», а не от… ну, вы поняли.

Их, своеобразных сельских пляжей, было два – один – рядом с тетиным огородом – достаточно глинистый, и выбираться из воды было несколько проблематично.

А второй – на дальнем конце села – песчаный, удобный, широкий, даже на мотоцикле можно было подъехать. И в особо теплые летние дни почти все «детское» население Биляр - озера можно было найти именно здесь, на кУпальниках.

Здесь же мы добывали и речных моллюсков, те самые раковины, для охоты на раков. Нашаришь ногами под водой раковину, выбросишь на берег, и ждешь. Раскроется она на берегу, самого моллюска вытащишь, ниткой обмотаешь, да на мостки озерные, и с них ловишь. Как натянется нитка, значит, рак уже зацепил свою добычу, и давай вытягивать его.

Озерные мостки
Озерные мостки

А там – в ведро клешнястого! Наловишь их поболее, разожжешь костер, и с пацанами окрестными на том самом костре и варишь. Вкуснотища и раздолье!

На другом берегу озера – красивый лес, часть которого подтоплена озерными водами. Местные жители также считают его своей достопримечательностью – он тоже красив, по - своему. Как-то в один из наших приездов мы с моей двоюродной бабушкой Анной ходили туда за ягодами, по - моему, за черемухой. Устали неимоверно, зато вернулись довольные.

А на следующий день бабушка такие пироги в печи приготовила – куда там каким-то духовкам! Кроме того, в старом лесу, на несколько возвышенном месте, местные охотники и грибники обнаружили нечто непонятное.

А прибывшие археологи определили, что же это за место такое. Это «нечто» было определено, как «киреметь» - языческое капище древних чувашей, существовавшее в этой местности более тысячи лет назад. Сюда бы экскурсоводов, да туристические поездки организовать.

Вот только те самые туристы сюда не едут – гидам неудобно, крюк получается большой и неудобный, от волжских - то городов… А зря. Ведь, кроме озера и леса, здесь есть еще одна достопримечательность – местная церковь.

Впервые в документах она упоминается в 1731-м году, но несомненно, что церковный приход существовал в селе задолго до этой даты.

Первое православное сооружение было освящено в честь праздника Преображения Господня. Именно поэтому название у самого села вообще-то двойное – Преображенское Биляр – озеро.

Деревянное здание церкви
Деревянное здание церкви

Здание церкви было, естественно, деревянным, и, скорее всего, небольшим, а потому в 1870-м году рядом со старой церковью была возведена новая.

Я был весьма удивлен, когда узнал, что небольшое, по современным меркам, здание, было возведено по проекту знаменитого архитектора Константина Тона.

Стало быть, маэстро архитектуры не поленился, съездил в удаленное поселение, и только потом создал проект нового здания. А как же иначе, без выезда на место?

Сам церковный приход включал в себя несколько расположенных неподалеку сел, жители которых и посещали церковь не только в престольные праздники, но и в обычные дни. Удивительный факт – самый старый колокол, один из сохранившихся, отлит в 1901-м году, и имеет надпись на немецком языке - «EHRE SEI GOTT IN DER HOHE!», которая переводится как «Честь будь Богом в высоте».

Его отлили в одной из земель Германии - Вестфалии, одной из земель Германии, что подтверждается второй надписью. Отсюда вопрос – каким образом колокол, отлитый в Германии, очутился в российской глубинке? Внятного ответа пока не найдено…

Церковные службы в новом здании продолжались до 1931-го года, когда власти запретили богослужения,а ретивые «богоборцы» сорвали колокола, кресты, и даже маковки храма. Правда, всю церковную утварь – иконы, священные сосуды, и многое другое разобрали по домам местные жители.

Поговаривают, что некоторым, особо ретивым «ниспровергателям» религии сельчане «объяснили» - «что и почем», и никто не стал покушаться на само здание церкви.

Его первоначально попытались использовать в виде сельского клуба, но практически все жители не стали его посещать, посчитав это святотатством. Затем здесь был зерновой склад, а потом здание попросту закрыли.

И только в 1946-м году двум жительницам села - Сиплатовой Анне Яковлевне и Сиплатовой Марфе Кузьминичне удалось добиться восстановления церковного прихода.

Местные власти, хоть и «со скрипом», но разрешили восстановить церковь и дали «добро» на назначение священника. Сельчане вернули в церковь все имущество, сохраненное от ретивых ненавистников религии, и в конце зимы 1946-го церковь заработала.

Шли годы. Естественно, что - то выходило из строя, и церковь приходилось иногда ремонтировать. Менялся даже внешний вид церкви – ее не раз перекрашивали. Я ее помню, выкрашенной в очень приятный бирюзовый цвет.

Березы, которые вы видите на фото, имеют весьма почтенный, по человеческим меркам, возраст. Их смело можно назвать еще одной из достопримечательностей старого поселения - они посажены сто тринадцать лет назад.

Преображенская церковь, современный вид
Преображенская церковь, современный вид

Готовя этот материал, наткнулся на всемирную «энциклопедию», из которой узнал, что храм сей был заново открыт лишь в… 1990-м году. Как же так? Ведь я собственными глазами осматривал его в моем далеком детстве, и чуть менее далекой юности?

Своими глазами видел, как в престольные праздники в село съезжалось много народа, в том числе, и на собственных машинах. У кого они тогда уже были. Звук же колоколов был слышен далеко за пределами села, а тетушкин дом стоит буквально напротив, в ста метрах от церкви. Врет все эта «энциклопедия»… А из этого колодца мой отец набирал чистейшую воду, которую и кипятить не нужно было – такая она была чистая, и пили мы ее прямо из ведра.

Колодец перед церковью
Колодец перед церковью

А холодная – аж зубы сводило… Как, впрочем, и сейчас, просто в селе наконец-то появились и водо-, и даже газопровод. Сегодня древнее село продолжает свою жизнь. Здесь есть и школа, и клуб, и даже «модельная» (что сие такое – для меня тайна великая есть) библиотека, которой и руководит моя младшая двоюродная сестра – Елена Анатольевна Нагорнова.

Мимо села ныне проносятся современные автобусы, дающие сельчанам возможность добраться, например, в районный центр Нурлат, буквально за двадцать минут (в мои юные годы на это тратилось иногда свыше часа – дорога была похожа на танкодром).

Тетушкин дом
Тетушкин дом

А тетушкин дом так и стоит в древнем селе, как и многие другие, храня в себе сельские тайны, былины и сказки красивого Биляр-озера и его окрестностей