20-го июля, в день шахматного праздника, залы московского Музея шахмат на Гоголевском бульваре, 14, никогда не бывают пустыми. И даже в этом, коронавирусном году, когда музей пока еще закрыт, сюда пришли мы. Теперь ответственно заявляем - музей по-настоящему впечатляет. Даже если вы не отличаете слона от пешки. В истории некоторых экспонатов сложно даже поверить. Чтобы поверить было проще, стажер “РП” Тимофей Скрипицын составил рейтинг тех из них, про которые вы просто обязаны узнать. А помог нам в этом руководитель отдела специальных проектов ФШР Дмитрий Олейников.
Оригинал картины Мясоедова «Сам с собою, или Игра в шахматы»
Она могла бы висеть в Третьяковке, но находится в музее. На картине изображён некий старик, рассматривающий шахматную позицию. Долгое время считалось, что это великий русский шахматист Петров. Названный его именем дебют, кстати, до сих пор популярен в шахматах. Однако сейчас более широкое распространение получила версия, что на картине вовсе не Петров. Натурщиком Мясникова часто был его садовник, и этот раз не стал исключением. А то, что он похож на великого шахматиста - чистая случайность.
Кубок необычного чемпионата мира
Необычного - потому что подобные соревнования длились два-три года. Просто чемпионаты проводились по переписке, что и объясняет такую продолжительность. Игроки отправляли друг другу ходы по почте. В таких партиях один лишь дебют мог длиться месяц, а то и больше. И это без отборочного этапа. Впрочем, на чемпионате существовал хоть какой-то контроль времени. Вне турниров партия по переписке могла вообще продолжаться всю жизнь.
Огромные кипы перфокарт с партиями – секретное оружие советских шахматистов
В СССР, как известно, была очень сильная сборная. Для изучения передовой шахматной мысли со всего мира выписывались специализированные журналы с партиями, которые потом переносились на перфокарты. Такими записями были завалены целые шкафы. Хаос? Ужас? Нет, не совсем.
Чтобы в них ориентироваться, достаточно было вязальной спицы и специальных щипцов контролёра. Втыкаешь спицу в нужную дырку, тянешь – и вот тебе все партии какого-нибудь Ларсена. А еще можно воткнуть спицу в другое место вновь образовавшейся кипы – и получить все партии Ларсена определённого дебюта. Так можно было без компьютера «раскопать» почти любые партии любого шахматиста.
Бюст шахматиста XVIII-XIX веков
Не удивляйтесь тому, что он похож на Наполеона. Потому что это и есть Наполеон, правда снизу на бюсте написано: «Шахматист XVIII-XIX в.». За хранение дома такой контры как бюст французского императора, в 30-е годы в СССР могли и арестовать. Поэтому внизу появилась аккуратная надпись – шахматист, мол. И не из-за монаршего статуса его хранят, а потому что хорошо играл. Тонкий троллинг – Наполеон-то играл весьма посредственно.
Шахматы, которые летали в космос
Советские астронавты Андриян Николаев и Виталий Севастьянов были большими любителями шахмат. Им разрешили взять с собой в космос любимую игру, но запретили играть между собой. По мнению психологов, это бы негативно повлияло на взаимоотношения экипажа. Поэтому космонавты играли с Землей - им противостояли руководитель подготовки советских космонавтов, генерал-полковник авиации Николай Каманин и летчик-космонавт Виктор Горбатко. Это была первая в истории шахматная партия подобного рода.
Для того, чтобы фигуры в “космических” шахматах не отрывались от доски в условиях невесомости, инженерам пришлось придумать целую систему пазов и пружинок. Магниты были исключены из-за чувствительности к ним приборов орбитальной станции. Ходы транслировались между Землёй и космосом по радио, а партия закончилась вничью. После исторического события проведение таких партий предрекали уже между планетами Солнечной системы. Этого, к сожалению, не случилось, а знаменитые шахматы перекочевали в московский музей.
Невзрачные картонные шахматы, в которых вместо фигур – полые внутри картонные кубики
Такими играли в блокадном Ленинграде. На кубики нанесены изображения фигур. И это не поделка, а фабричный экземпляр. Да, в осажденном городе было производство шахмат, и такие картонные кубики делались на заводах. А в конце 1941 года, прямо в разгар блокады прошёл чемпионат Ленинграда по шахматам. На этом турнире присутствовали и солдаты Красной Армии, а после каждого тура по их просьбе кто-то из участников чемпионата давал сеанс одновременной игры.
Императорские шахматы, которые побывали на Лубянке, «отмотали» срок и снялись в кино
Этот комплект шахмат из Музей шахмат имеет более чем насыщенную историю. Сделан он ещё в императорском Китае, из слоновой кости. Эти шахматы когда-то принадлежали Мао Цзэдуну, который дружил со Сталиным. В 1952 году китайский лидер тяжело заболел, но своим врачам не доверял. Он попросил Сталина дать лучшего советского медика, и тот действительно прислал выдающегося человека – доктора Владимира Василенко. Он вылечил Мао Цзэдуна, и выживший подарил ему те самые шахматы.
Говорят, по возвращении домой Василенко прямо из аэродрома доставили на Лубянку - он стал фигурантом знаменитого "дела врачей". Но выдержал пытки и не оговорил себя, хотя все равно угодил в тюрьму. Шахматы всё это время были при нём. Пока доктор сидел, Сталин слег и умер, и вскоре Василенко выпустили на свободу, вместе с его многострадальными шахматами.
Позднее их использовал Мосфильм: комплект стоял в квартире коллекционера, которую "грабили". Затем шахматы оказались у Юрия Авербаха, советского гроссмейстера, чемпиона СССР 1954 года. Он, кстати, жив и по сей день - Юрию Львовичу в феврале исполнилось 98 лет.
Итого: комплект шахмат пережил императорский Китай, Мао, Лубянку, самого Сталина, съёмки на Мосфильме и при этом остался полным - ни одна пешка не пропала!
Шахматный стол, за которым играли Карпов и Каспаров, оспаривая звание чемпиона мира
Один из самых знаменитых экспонатов музея. На легендарном столе – те же фигуры, часы, бланки, конверты… Над ним висят оригинальные фото с того матча. Не сохранились только стулья – они просто развалились.
Примечательно, что матч “Карпов-Каспаров” до сих пор остаётся самым длинным в истории шахматных турниров за звание чемпиона мира. Он даже есть в Книге Рекордов Гиннесса.
Чтобы победить, нужно было выиграть 6 партий. А ничьи не считались вовсе. Шахматисты уровня Карпова и Каспарова редко дают себя победить. В итоге из сыгранных 48 партий 40 было вничью. Итоговый счёт составлял 5-3 в пользу Карпова, однако три партии Каспаров выиграл подряд, и утверждал, что его противник выдохся. Матч решили остановить, и продолжить через полгода, со счёта 0-0. При этом оба противника были недовольны. Карпова отделяло всего одно очко от победы, а Каспаров был уверен, что у его оппонента нет сил продолжать борьбу. Последующий матч окончился победой Каспарова.
Музей сейчас закрыт, но конец эпидемии - вопрос времени. Хотя и неизвестно, какого. Но когда музей снова откроет двери, вы сможете всё увидеть своими глазами. А там еще много всего: шахматы, изготовленные специально для царских детей; миниатюрные шахматы, вырезанные ножом; «Хоккейные» с автографом Владислава Третьяка; шахматы ГУЛАГа, сделанные из колючей проволоки; старинные книги, афиши… А фигуры, которыми играли Карпов и Каспаров, можно ещё и потрогать.
И помните: тронул - ходи!
Посещение музея совершенно бесплатное.