В 2015 году археологи, производящие раскопки на Сицилии, в местечке, бывшим некогда греческим поселением, на местном кладбище обнаружили интересные находки. Всего было раскопано порядка 3 000 захоронений, 2 из которых определенно выбились из общего числа. Дело в том, что практически во всех захоронениях встречался вполне обыкновенный для культуры набор погребальной утвари, кроме упоминавшихся выше двух: эти останки были придавлены тяжелыми предметами.ахоронение №653. Иллюстрация G. Di Stefano
В одном из захоронений (№653) покоился скелет, принадлежащий человеку, который недоедал при жизни, в связи с чем скелет нес следы связанных с этим фактом болезней. Пол его определить не удалось. То, что осталось от скелета, покоилось под грудой тяжелых черепков амфор, которые, по всей видимости, должны были воспрепятствовать мертвецу подняться из могилы.
Во втором захоронении был обнаружен скелет ребенка возрастом 8-13 лет, придавленный 5-ю тяжелыми камнями.
Таблички с заклинаниями против восстания мертвых встречалось повсеместно по кладбищу.
Согласно работам древних авторов, греки верили, что мертвые могут бродить по земле. Они представляли себе сценарии, в которых ожившие трупы восставали из могил, бродили по улицам и преследовали ничего не подозревающих жертв, часто для возмездия. Даже те мертвецы, которые не могли физически покинуть могилы, представляли угрозу: ведь, некроманты могли вызвать беспокойных духов и уговорить их совершать какие-то отвратительные действия.
Некрофобия или страх перед мертвыми присутствует в греческой культура с неолитического периода до настоящего времени. В основе этой фобии лежит вера в то, что мертвые способны существовать в состоянии, ни живом, ни мертвом, что можно охарактеризовать словом «нежить». Поэтому, чтобы мертвецы не навредили живым, их либо придавливали, либо привязывали, поставленными на колени или перевернутыми на животе, сжигали или расчленяли.
Делали такое не повсеместно, такие захоронения довольно редки. В связи с этим, интерпретировать их довольно сложно: почему выбраны те или иные люди?
Наши знания об эфемерных аспектах неромантических церемоний во многом основаны на греческих литературных источниках. Так, в «Одиссее» Гомера, главные герой наполняет яму молоком, медом, вином, водой и ячменем, затем перерезает горло барану и овце, позволяя их крови смешиваться с жидкостями в яме. Весь этот ритуал был нацелен на то, чтобы мертвые восстали из могил и дали ответы на волнующие его вопросы.
В некоторых могилах были найдены таблички, на которых были написаны послания для божеств подземного мира. По представлениям греков, мертвец доставляет табличку божеству, которое принуждает душу умершего выполнить просьбу, написанную на табличке. Зачастую, на люди просили исправить совершенное зло, такое, как убийство или кража наследства, а также получить преимущество в любви или бизнесе.