Найти в Дзене
АРТ-клиника

"Скотный двор" Дж. Оруэлла как методическое пособие по управлению массами (Часть 2)

Оглавление
Обложка англоязычного издания повести "Скотный двор" Джорджа Оруэлла
Обложка англоязычного издания повести "Скотный двор" Джорджа Оруэлла

"Скотный двор" - талантливая сатира на СССР, оказавшая большое влияние на общественные настроения своего времени. Простой язык, притчевая форма, обилие юмора делают эту повесть гораздо более удобоваримой для широкого читателя, чем мрачный оруэлловский роман "1984". Однако эта простота обманчива. Если слегка отвлечься от сатирической природы "Скотного двора", перестать воспринимать сюжетные повороты и диалоги исключительно как тонкую издёвку над страной Советов, нам откроется нечто большее. А именно - потрясающий своей глубиной, полнотой и детализацией анализ технологий управления массами.

***

Все приведённые ниже технологии управления массами разнесены по трём смысловым блокам:

I. Конструирования единства - здесь собраны технологии, направленные на сплочение группы;

II. Определение поведенческих рамок - здесь собраны технологии, используемые для программирования поведения индивидов и групп;

III. Борьба с возражениями - здесь собраны технологии антикризисной коммуникации, позволяющие эффективно бороться с критикой.

***************************************************************************

Перейти к Части 1

***************************************************************************

II. Определение поведенческих рамок

1. Создай кодекс поведения группы

Одним из первых начинаний новой власти после восстания на ферме становится принятие семи заповедей, регламентирующих поведение животных:

¹ Всякое двуногое - враг.
² Всякое четвероногое и крылатое - друг.
³ Не носи одежду.
⁴ Не спи в постели.
⁵ Не пей.
⁶ Не убивай себе подобного.
⁷ Все животные равны.

Заповеди торжественно выводят на стене сарая, чтобы они обрели силу закона. Все животные, каждое в меру своих способностей, теперь должны читать и заучивать их.

Корпоративные кодексы поведения и своды правил играют заметную роль в управлении массами. Если использовать аналогии из военного дела, они превращают группу в "остриё копья". Подчиняясь кодексу, индивид частично утрачивает свободу, но приобретает чувство общности с группой. Это снижает его страх перед внешним миром, заставляет действовать так, как будто рядом всегда есть страховка, как будто каждое действие одобрено и благословлено свыше.

Мужество и стойкость средневековых самураев во многом сформированы внутренним кодексом - Бусидо ("Путь воина"). Кодекс учит самурая всегда помнить о смерти, постоянно упражняться в боевом искусстве, взвешивать каждое слово. Но всё же ключевая мысль самурайского свода правил - беспрекословное подчинение своему господину. Эта мысль в разных формулировках многократно повторяется в тексте. Таким образом, истинная цель Бусидо - обеспечить стабильность общества за счёт осознанного и добровольного служения воинской касты феодальной знати. Рассуждения о воинской доблести - лишь "ветви". Смысловое "древо" - утверждение легитимности власти.

Из свода правил Бусидо: "Самурай всегда помнит, что он может умереть в любой момент, и если такой момент настанет, то умереть самурай должен с честью"
Из свода правил Бусидо: "Самурай всегда помнит, что он может умереть в любой момент, и если такой момент настанет, то умереть самурай должен с честью"

Парадокс влияния кодексов на поведение индивидов заключается в том, что каким бы не было содержание подобных гласных или негласных правил (вплоть до абсолютно противоположных тезисов), результатом становится образование сплочённой группы.

Если следовать букве нечаевского катехизиса революционера, он предельно далёк от Кодекса самурая по декларируемым ценностям. Главное дело самурая - защита господина. Вместе с тем ему предписано быть скромным и честным, почитать предков, ценить искусство, упражняться в поэзии и т.п. Катехизис революционера отрицает само понятие господства, равно как и любые проявления человечности:

"У него [революционера - Прим. авт.] нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени <...> Он знает только одну науку, науку разрушения <...> Все нежные, изнеживающие чувства родства, дружбы, любви, благодарности и даже самой чести должны быть задавлены в нем единою холодною страстью революционного дела".

Что же общего у Кодекса самурая, пропитанного эстетикой добродетели, и нечаевского катехизиса, который Достоевский назвал бы "бесовским"?

Это очевидное общее - патетика долга. Неважно, долг ли это перед господином или перед грядущей революцией. Наряду с общностью интересов, именно убеждённость индивида в том, что с момента принятия кодекса он скован обязательствами перед группой, является фундаментом солидарности.

В истории кодексы использовались для сплочения как узких групп, так и целых народов. В этом смысле Кодекс строителя коммунизма, Къонахалла, Омерта, Monita secreta, Клятва Гиппократа - при всей разности в масштабах, являются явлениями одного порядка.

2. Создай систему поощрений

После уже упомянутой Битвы при Коровнике обитатели "Скотного двора" единодушно решают учредить боевую награду - "Животная доблесть I степени". Ей награждают Цицерона и Работягу, проявивших особую отвагу в сражении. Погибшая при атаке овца получает "Животную доблесть II степени" (посмертно).

Если кодексы описывают желаемые формы поведения в социуме, то награды и премии закрепляют эти формы поведения. Награды могут вручаться за боевые заслуги, а также достижения в других сферах жизнедеятельности - науке, искусстве, образовании, медицине и т.д. Наиболее отличившиеся получают материальное или нематериальное вознаграждение. Это подхлёстывает остальных равнятся на них, чтобы и самим однажды стать лучшими.

Свои системы поощрений существуют на уровне стран, регионов, городов, профессиональных сообществ и отдельных организаций. При значительном сходстве каждая из таких систем имеет свою специфику. Хотите понять ценности того или иного социума? Проанализируйте, за что именно в нём вручаются награды.

К примеру, в СССР существовал орден "Мать-героиня", вручавшийся женщинам, родившим и воспитавшим десять и более детей. Все многодетные семьи могли рассчитывать на дополнительную поддержку государства. Это отражало один из приоритетов внутренней политики - повышение рождаемости. В то же самое время в Китае о такой награде не могло быть и речи. Активно борясь с перенаселением, власти Китая в 70-е годы пришли к политике "Одна семья - один ребёнок". Многодетность стала караться штрафом. Обязательства государства и граждан по планированию рождаемости до сих пор отражены в Конституции КНР.

С помощью наград и премий может стимулироваться появление определённых стандартов работы в целых отраслях. Например, в 2020 году британская премия Bafta Games Awards объявила об изменении требований к разработчикам компьютерных игр. Теперь на высшую награду академии смогут рассчитывать только игры, в которых присутствует расовое, гендерное и иное разнообразие. В частности, доля ЛГБТ-персонажей должно составлять не менее 10% от общей численности героев, доля этнических меньшинств - не менее 20%. Количество мужчин и женщин также должно быть примерно равным.

Если воспринимать игровую индустрию как относительно закрытое сообщество, можно предположить, насколько решение Bafta повлияет на его внутренние регламенты и творческие методы. Но конечной целевой аудиторией нововведения, безусловно, являются сами геймеры по всему миру, которых теперь решено воспитывать в духе толерантности и уважения к меньшинствам.

3. Используй лозунги и максимы

Для того, чтобы обеспечить трудовую дисциплину на "Скотном дворе" и развеять всяческие сомнения животных в светлом будущем, новая власть использует соответствующую риторику. Семь заповедей Цицерон сводит к одной максиме: "Четыре ноги хорошо - две ноги плохо". Это помогает даже самым отсталым обитателям фермы понять суть анимализма. Идея строительства нового мира опережающими темпами находит отражение в лозунге "Работать ещё лучше". А тем, кто сомневается, что меры руководства эффективны, всегда можно повторить очевидную истину: "Наполеон всегда прав".

Оруэлловские аллюзии на советскую действительность, как всегда, предельно прозрачны. Вспоминаем советские лозунги "Пятилетку - в четыре года" (имеется в виду досрочное выполнение пятилетнего плана развития) или "Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи" - и всё сразу становится на свои места.

На плакате - один из популярных советских лозунгов, взятый из статьи "Политический шантаж" (1917) Владимира Ленина
На плакате - один из популярных советских лозунгов, взятый из статьи "Политический шантаж" (1917) Владимира Ленина

Когда лидер группы "Гражданская оборона" Егор Летов пел: "В чугунных городах царит бетонная свобода, в отважных головах распоряжаются плакаты", он наверняка имел в виду всё те же плакатные истины эпохи СССР.

Однако надо понимать, что политические лозунги управляли массами на протяжении веков. Они стояли на службе у революцинеров и державников, участников освободительных движений и колонизаторов, религиозных фанатиков и антиклерикалов.

Под девизом "Нет налогам без представительства!" ("No taxation without representation!") американцы в конце 18 века сражались за независимость от Великобритании. И вырвали историческую победу. А появившаяся в середине 19 века и превращённая Виктором Гюго в политический лозунг идея "Соединённых штатов Европы" в конце концов помогла состояться Европейскому союзу.

В 60-е годы 20 века чёрные активисты в США сражались за свои права, скандируя: "Я - человек" ("I am a Man") и "Чёрный - это красиво" ("Black is beautiful").

Примерно в это же время студенты-леваки во Франции и сочувствующие им группы рабочих объявили крестовый поход против капитализма. Эти события 1968 года получили название "Красного мая". Протестующие устраивали шествия, размахивали на баррикадах портретами Ленина, Че Гевары и Мао, организовывали забастовки, захватывали предприятия, сбрасывали руководство университетов и сами читали лекции, создавали органы революционного управления. И всё это под бойкими лозунгами: "Будьте реалистами, требуйте невозможного!" ("Soyez réalistes, demandez l’impossible"), "Запрещено запрещать!" ("Il est interdit d’interdire"), "Пролетарии всех стран, развлекайтесь!" ("Travailleurs de tous les pays, amusez-vous"), "В обществе, отменившем все авантюры, единственная авантюра - отменить общество!" ("Dans une société qui a aboli toute aventure, la seule aventure qui reste est celle d‘abolir la société"), "Мы не будем ничего требовать и просить: мы возьмём и захватим!" ("On ne revendiquera rien, on ne demandera rien. On prendra, on occupera").

"Красный май" 1968 года во Франции
"Красный май" 1968 года во Франции

Чёрное население США в конце концов добилось уравнения в правах с белыми. "Красный май" привёл к отставке великого генерала Шарля де Голля и ознаменовал масштабные культурные перемены во Франции. Наивно полагать, что лозунги сыграли в этих победах ключевую роль. Но и недооценивать их тоже не стоит. Особенно в случае с "Красным маем", где основной движущей силой были студенты. Вдохновлённые примером Че Гевары, романтизировавшие революцию, склонные провоцировать и эпатировать закостенелый мир взрослых, эти неповзрослевшие бунтари как никто другой ценили остроумное высказывание. Ради него они готовы были картинно лезть на баррикады и вступать в стычки с полицией. "Детская болезнь левизны", - сказал бы про это Ленин. Но роль слова в прогрессе этой болезни была огромной.

Лозунги на службе режима - дело тоже вполне обычное. А как ещё сплотить население в едином порыве за всё хорошее и против всего плохого? Конечно, с помощью яркого лаконичного призыва. Основные противники в "холодной войне" - СССР и США - устраивали те ещё плакатные баталии. И устраивали, прежде всего, не для устрашения врага, а для мобилизации собственного населения. Из плакатов США: "Лучше быть мёртвым, чем красным!" ("Better dead than read"). Из плакатов СССР: "Лучший ответ на замыслы империалистов - усиление индустриализации". Из плакатов США: "Останови коммунизм! Это долг каждого" ("Stop Communism! It's everybody's Job"). Из плакатов СССР: "Победа коммунизма неизбежна!". Вот такой политический пинг-понг. И в одной, и в другой стране находились люди, скептически настроенные по отношению к подобным играм. Но значительная часть населения и здесь, и там доверяла государственной пропаганде и старалась действовать в соответствии с её призывами.

4. Создай образ врага

Первая заповедь "Скотного двора" чётко обозначает врага всех животных. Этим врагом является человек. Сначала животные объединяются, чтобы свергнуть владельца фермы мистера Джонса. Затем они начинают помышлять о "мировой революции", способной освободить домашний скот на всех фермах.

Однако по мере возникновения первых хозяйственных трудностей энтузиазм масс начинает угасать. Одновременно с этим возникает раскол в правящей элите. Кабану Наполеону, который хочет сосредоточить в своих руках единоличную власть, приходится выдумать нового - внутреннего - врага и убедить животных, что именно он повинен во всех неудачах.

Технологию конструирования образа врага часто называют манипулятивной. Но это всего лишь условность. Всегда нужно иметь в виду конкретную ситуацию, в которой эта технология применяется. Враг может быть реальным. Тогда конструирование его образа - адекватный способ поднять боевой дух группы (народа, армии, партии и т.д.). Другое дело, если в реальности врага нет, но кто-то настойчиво пытается убедить общественность в его существовании. В ход идут подтасовки фактов, искажённые цитаты, провокации и прочие неэтичные методы. В этом случае конструирование образа врага - безусловная манипуляция. Её цель - отвлечь внимание общественности от важных проблем или найти "козла отпущения".

Когда сильнейший ураган разрушает мельницу, строительством которой обитатели "Скотного двора" занимались долгие месяцы, Наполеон обвиняет в этом сбежавшего Цицерона. Сначала животные не могут в это поверить, но опровергнуть ложь некому. Так Цицерон превращается во всеобщего врага. А дальше Оруэлл блестяще описывает, как пропаганда детализирует вражеский образ, используя любой удобный повод:

"Что бы ни стряслось, виновник теперь был известен. Окно ли окажется разбитым, водосток ли засорится - всё он, Цицерон; пропал ключ от амбара - ясно, кто бросил его в колодец".

Не замечаете ничего общего с современными политическими реалиями? Возьмём любой более или менее сильный очаг напряжения в международных отношениях, и сразу станет ясно, как часто оппоненты применяют технологию конструирования образа врага. Доходит до абсурда. Украинские СМИ находят российский след едва ли не везде, начиная от крушения в Тегеране самолёта "Международных линий Украины" и заканчивая распространением коронавирусной инфекции. Политика демонизации России в глазах населения ведётся украинской политической элитой вполне целенаправленно, на что указывают частота компрометирующих сообщений.

Антиамериканская карикатура времён СССР
Антиамериканская карикатура времён СССР

В свою очередь, российская власть в последние десять лет решила продолжить советские традиции и взяла явный курс на культивирование в обществе антиамериканских настроений. Речь не о разумной критике некоторых действительно спорных решений Белого дома. Речь о готовности прокремлёвских СМИ с упоением рассказывать о любой социальной проблеме в США, абсолютно забывая о существовании сходных проблем в России. Сюда же отнесём постоянное стремление российских чиновников высасывать из пальца самые невероятные конспирологические теории. Вспомнить хотя бы губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева, который в конфликте русских и цыган в селе Чемодановка в 2019 году обвинил США. Мол, Америка выделяет огромные деньги на подготовку людей, которые потом пытаются дестабилизировать ситуацию в российских регионах.

Конструирование образа врага - один из самых эффективных инструментов управления массами. Однако применять его нужно осмотрительно, стараясь избегать абсурда и карикатурности. Иначе тезисы обвинения в конечном итоге не будут вызывать ничего, кроме смеха и раздражения.

Читать продолжение

Андрей Светлов. АРТ-клиника ©