Найти тему
Мир Музыки

Химия и магия Deep Purple. Рождение альбома "Perfect Strangers"

Deep Purple в австралийской части турне Perfect Strangers. Источник фото: Getty Images
Deep Purple в австралийской части турне Perfect Strangers. Источник фото: Getty Images

Classic Rock опубликовал ретроспективный материал о реюнионе Deep Purple в 1984 году и записи комбэк-альбома «Perfect Strangers» рассказанный журналистом Джоффом Бартонм.

Октябрь 1984 года: после многих лет фальстартов, слухов и недомолвок, классический состав Deep Purple - Mk II (Гиллан/Блэкмор/Лорд/Пэйс/Гловер) снова собрался вместе. Хотя это, несомненно стало мега-событием в истории мирового рока, покупающая пластинки публика восприняла эту новость с изрядной долей скепсиса.

После слухов о воссоединении не было ни истеричных статей, не восторженных причитаний особо ярых фанатов. Даже профессиональная рок-пресса отреагировала на эту новость очень настороженно. Дескать, хорошо, что собрались снова, ну а теперь покажите нам, на, что вы способны!

Гиллан, Блэкмор, Гловер, Лорд и Пэйс сделали именно то, о чем их просили, выпустив альбом-возвращение – «Perfect Strangers». Но сделали они это без шума, и со спокойной уверенностью, как и подобает профессионалам с многолетним опытом.

Perfect Strangers. Источник фото: yandex.ru
Perfect Strangers. Источник фото: yandex.ru
«Я не знаю, чего мы все ожидали, но при повторных прослушиваниях, запись звучала все лучше и лучше» - вспоминает Джофф Бартон из Classic Rock.

Purple здесь звучал очень легко – без лишней суеты группа вернулась к стилистике «Machine Head». По мнению критиков – «Perfect Strangers» - это виртуозно сыгранный утонченный рок.

Спустя годы, этот альбом можно рассматривать как одну из лучших музыкальных работ группы, либо очень близкую к этому.

У большинства поклонников Purple были вполне обоснованные опасения по поводу воссоединения состава Mk II, не говоря уже об их праве вообще существовать в синти-поп мире середины 1980-х годов.

После разговора с каждым из членов Purple 1984, Бартон был впечатлен их энтузиазмом и большой преданностью делу группы.

К сожалению, боевой настрой группы не протянул достаточно долго, но в этом весь Deep Purple. Вряд ли, здесь стоило ожидать чего-то другого.

Воссоединение было похоже на теплую семейную встречу, после того, как музыканты провели почти десятилетие друг без друга.

Впервые состав Mk II распался после выхода альбома - «Who Do You Think We Are» (1973). Друзья – Гиллан и Гловер ушли, а им на замену пришли Дэвид Ковердейл и Гленн Хьюз.

Финансовый вопрос конечно мог стать главной причиной их воссоединения, особенно в свете того, как Гиллан обжегся присоединившись к Black Sabbath для записи альбома «Born Again» (1983). Тогда его никто не понял.

У Ричи Блэкмора с Rainbow карьера сложилась получше. Но для воссоединения «золотого состава» были и другие причины.

У музыкантов снова появилось жгучее желание привнести в рок-н-ролл что-то новое, и доказать всем скептикам, что они вместе еще могут сделать что-то выдающееся, после долгих лет молчания.

Кроме того – все они были друзьями, которые не виделись много лет и скучали друг по другу. И главное, Purple – снова хотели играть вместе!

Осенью 1984 года я встретился с Purple в довольно странной, маленькой репетиционной комнате, расположенной в городке Бедфорд. Группа хотела сыграть несколько концертов в тихом месте, вдали от атмосферы большого города.

Сама комната была своего рода пристройкой к дому в стиле Тюдоров, и была полная необычных вещей и картин с изображениями сцен охоты.

Толстые одеяла (которые группа использовала в качестве звукоизоляции) закрывали окна.

Над дверью, ведущей в репетиционную зону, была прикреплена мемориальная табличка, на которой была написана средневековая фраза: «The Antico Room». Многие циники могли бы сказать, что комната именно с такой надписью и подходит возродившейся группе.

В своем интервью со всеми участниками группы, Бартон постарался выделить самые главные моменты о воссоединении Deep Purple.

Несомненно, в 80-е, в которых доминируют Depeche Mode, многие найдут ваш стиль игры (Джон Лорд) на клавишных довольно старомодным. Что вы можете сказать по этому поводу?

Они вполне могут так говорить. Но я хотел бы сказать это моим критикам – а также критикам Purple: почему хард-рок-группа, находящаяся на пике своей формы, не может существовать наряду с, как вы говорите… Depeche Mode?

Музыка - это интернациональный язык. Вместилище эмоций и чувств людей. Это - одна из самых разнообразных форм искусства, и в нем достаточно места для всех нас.

Как вы думаете, среднестатический рок-фан 80-х годов, смотрит на воссоединение Deep Purple? С энтузиазмом? С цинизмом? Или полным отсутствием интереса?

Йен Пэйс: Последние пару лет я провел несколько барабанных мастер-классов для людей, которые мне нравятся. Очевидно, что в такие моменты вы встречаете детей, которые спрашивают у вас о каких-то вещах. И, скажем так - один из трех вопросов был таким: «Почему Deep Purple снова не собрались вместе?»

Мне всегда было очень трудно дать прямой ответ. Я бы сказал: «Ну, это очень сложно, понимаете, некоторые из нас делают одно, некоторые другое, у нас есть обязательства». Когда ответ нужно дать за три минуты, то начинаешь осознать, что ты оправдываешься, а не приводишь реальные доводы.

Но это заставило меня осознать то, что довольно много людей все еще рассматривают такую возможность для нас.

Таким образом, когда нам наконец удалось собраться вместе в марте или апреле этого года (1984), это было похоже на – «Спасибо Богу за это! В этом есть смысл для нас всех!»

Есть так много людей, которые хотят увидеть, что из этого выйдет. Им это все чертовски любопытно. Имейте в виду, у нас есть много чего, чтобы показать себя. Если кто-то придет на концерт, чтобы увидеть нас, и в конце вечера скажут: «Хорошо. Полный порядок. Ну и что дальше?». В таком случае - мы потерпели неудачу. Полностью! Но если мы добьемся такого успеха, как я думаю, и тот же человек скажет: «Да, это правда круто!». Значит все оказалось таким, как мы задумали. Вот о чем это! Есть некая удивительная магия и химия, которые заставляют Deep Purple работать в этой сфере музыки лучше, чем кто-либо другой. Не спрашивайте нас почему. Это факт!

Что вы (Иэн Гиллан) думаете об альбоме «Born Again», который вы записали с Black Sabbath год назад?

Иэн Гиллан: Это было великолепно. Абсолютно чертовски сенсационно ... пока он не был смикширован и полностью уничтожен. Я отправился в отпуск после того, как мы закончили запись, и мне было очень приятно. Я подумал: «Я оставлю ребят сейчас. Они здесь годами, и они знают, что делают». Но как только я ушел – в продакшен начали проникать влияния извне.

Обложка альбома - Born Again. Источник фото: yandex.ru
Обложка альбома - Born Again. Источник фото: yandex.ru
Когда я вернулся из отпуска, то обнаружил, что мне прислали 20 копий альбома «Born Again». Я посмотрел на обложку и меня затошнило. Я поставил пластинку на проигрыватель и мне стало противно. Это был просто мусор. В ярости, я пошел и разбил все эти 20 альбомов на куски.

Итак, теперь вы вернулись с Deep Purple, и должно быть, рветесь вперед?

Иэн Гиллан: Абсолютно! «Perfect Strangers» - лучший альбом, который мы когда-либо делали, и если я проиграю его один раз, то мне захочется сделать это еще раз сорок. На самом деле, я так горжусь им. Это довольно громкое заявление!

Так какой же ваш любимый альбом Deep Purple (до Perfect Strangers)?

Иэн Гиллан: «Fireball». Это был один из самых важных альбомов Deep Purple. После «In Rock» было просто необходимо, чтобы мы сделали что-то прогрессивное.

Помимо усталости и переутомления, одна из причин, по которой я покинул состав Mk II заключается в том, что мы начали писать песни на потребу публике. Мы не были достаточно инновационными.

Это была большая анафема для меня. Принимая во внимание то, что в «Fireball» мы действительно старались выйти за рамки таких песен, как «Fools», «No One Came», «Anyone’s Daughter» и «The Mule».

«Fireball» рассматривается большинством людей как интерлюдия, но я думаю, что он заложил краеугольный камень для создания «Machine Head». Не было бы этого альбома, если бы не было «Fireball». Я никогда не думал, что буду гордиться каким-то альбомом больше, чем «Fireball» - но это «Perfect Strangers». И это тоже хорошее название для альбома, не правда ли? Очень удачное.

Что, наконец, убедило вас (Роджера Гловера), что реюнион Deep Purple - это хорошая идея?

Роджер Гловер: Ну, в течение последних шести лет я был категорически против этого. Я пришел на нашу первую встречу, и по большей части ощущение было - 50/50. Но когда мы наконец сели за стол, все пятеро, это… это звучит глупо - но почти сразу я испытал некое волшебное чувство, искру возбуждения в воздухе. Поэтому я быстро перешел с 50/50 на 70/30. И затем, после того, как мы провели еще некоторое время вместе и играли, я стал на 100% - «ЗА». На самом деле, это было очень хорошо.

Распад состава Mk II был не из приятных, там было много напряжения и оно всегда ощущалось... Скажем так, это похоже на то, как вы едите, а кто-то забирает вашу тарелку, и вы все еще голодны. Полагаю, с Purple я чувствовал, глубоко в своем сердце, что я хочу закончить эту трапезу. Но также в глубине души я думал, что это может быть ошибкой, ведь еда уже могла остыть.

Ха! Эта аналогия выходит за рамки меня. Настоящая причина, по которой я сейчас здесь, заключается в том, что я был в восторге от нашей первой встречи и совместного джема, и я чувствую, что да, у нас есть, что сказать.

Пресс-конференция по поводу выхода Perfect Strangers. Источник фото: yandex.ru
Пресс-конференция по поводу выхода Perfect Strangers. Источник фото: yandex.ru

Вы (Ричи Блэкмор), говорят хотели, чтобы «Perfect Strangers» для Purple стали таким же хорошим comeback - альбомом, как для Yes «90125». Есть ли в этом доля правды?

Ричи Блэкмор: Ну, кто бы не хотел вернуться с таким сильным альбомом, как «90125»? Это отличная запись, у нее превосходное звучание, и мне нравится Тревор Рэбин. Одно из лучших гитарных соло, которые я слышал за последнее время, - в композиции «Owner of Lonely Heart».

Она действительно тронула меня. И это меняет отношение к тому, кто делает с гитарой что-то необычное, вместо того, чтобы просто бегать пальцами вверх и вниз по грифу.

Звук этого гитарного синтезатора захватил меня настолько, что я действительно пошел и купил один из них.

Было бы круто, если бы Тревор Хорн (продюсер и временный вокалист Yes) контролировал запись «Perfect Strangers», не так ли?

Ричи Блэкмор: Вы так думаете? Я не совсем уверен. Мы действительно думали о разных продюсерах, но в итоге сказали: «Нет, давайте заставим Роджера (Гловера) сделать это. Нам не нужен глянцевый звук, мы хотим, чтобы альбом стал одной из версий «Machine Head 80-х». И я очень доволен конечным результатом. Я думаю, что мы взяли правильный аккорд.

Вы, очевидно, чувствуете, что в 80-х годах есть место для виртуозного, утонченного рока Deep Purple?

Джон Лорд: Мы чувствуем это. Когда нам, наконец, удалось перестроиться после всех этих лет слухов и фальстартов, я должен признать, начинаю чувствовать себя весьма взволнованным по этому поводу.

Люди будут говорить: «Знаете, одна из тех классических рок-групп возвращается, чтобы играть и гастролировать!» Это не эгоистичное утверждение, а просто выражение того, что я чувствую по этому поводу.

Я рад, что мы вернулись, потому что я считаю, что это странным образом может нам помочь. Это звучит странно, я знаю. То, что мы снова вместе, не значит, что мы собираемся изменить мир или что-то в этом роде, но это привнесет что-то очень хорошее в музыкальный бизнес. Я знаю, это может звучать банально, но это то, во что я верю.

В музыкальном плане, вы не думаете, что каким-то образом «сохранили себя» для этого большого события?

Роджер Гловер: Нет. Я всегда вкладывал 100% во все, что я когда-либо делал. Если вы художник любого рода, это то, что вы делаете, и ничто не может сдержать вас.

В течение трех или четырех лет, у Rainbow было несколько риффов, которые мы так и не смогли сделать. Мы пробовали и пробовали, но с ними ничего не получалось. Это были хорошие риффы, но они нам просто не подходили. А затем, просто ради смеха, когда Purple репетировали в Вермонте, Ричи вытащил один из этих риффов, и, как вы уже знаете, это сработало! Вы услышите его в середине заглавного трека нового альбома. Теперь это не «сохранение себя». Это просто возвращение к той «химии», о которой я говорил ранее.

Purple - как старый роман, а «любовь» может быть очень близка к «ненависти». У нас были хорошие и плохие времена, и да, я уверен, что так будет и в этот раз. Но трение должно быть. Нет ничего хуже, чем быть в окружении толпы, которая всегда говорит «Да». Именно трение привело к расколу этой группы в 1973 году, но это же самое трение породило тот самый успех, которым мы наслаждались в 1973 году.

Как я уже сказал, это любовь и ненависть. Когда это любовь - это будет действительно хорошо. Когда это ненависть - это, вероятно, будет катастрофическим для нас всех.

Постскриптум:

Слова Роджера Гловера оказались невероятно пророческими. Несмотря на успешное, хотя и сопровождавшееся дождем и грязью выступление на фестивале в Небворте в 1985 году, воссоединенный состав Mk II записал еще один альбом – «The House of Blue Light» в 1987 году, прежде чем снова распасться.

Этот же состав ненадолго снова собрался в начале 90-х, и тогда это продолжалось совсем недолго. Но в этом и заключается суть Deep Purple.

Стоит ли нам ожидать от этой группы чего-то еще? Несмотря на то, что состав Mk II, со смертью Джона Лорда, похоже окончательно ушел на покой, группа продолжает жить и дразнит нас новыми треками с грядущего альбома – «Whoosh !». Правда – это уже совсем другая музыка.