Найти тему
Морская коллекция

Крейсера. Дети Славной революции. "Арагон".

"Золотой век" королевы Изабеллы, ренессанс испанского имперского величия, вернувший испанский флот в число сильнейших флотов мира, закончился неожиданно для всех и прежде всего для самой королевы. В тот момент, когда королева усиленно решала "итальянский вопрос" с французами, в Кадис вернулась Тихоокеанская эскадра. Моряки вместе с революционерами (унионистами и прогрессистами) в ходе Славной революции быстро решили вопрос о власти. 18 сентября 1868 года Изабеллу объявили низложенной, а 30 сентября королева была вынуждена бежать во Францию ( даты по старому стилю).

Мятежные войска заняли Мадрид. Революционеры сформировали Временное правительство. 11 февраля 1869 года собрались кортесы, на которых определилось значительное преимущество монархистов. В стране была провозглашена конституционная монархия, короля для которой оказалось найти не так просто. Португальский король и герцог Генуэзский, которым была эта честь предложена, наотрез отказались. Пришлось ограничиться пока регентством генерала Серрано. Временных подсиживали с двух сторон, с одной стороны карлисты Дон Карлоса, с другой республиканцы.

Наконец в 1870 году королем, большинством голосов кортесов, был избран представитель Савойской династии, второй сын итальянского короля, коронованный в 1871 году как Амадео I. Справиться с политической солянкой Испании итальянец не смог и 10 февраля 1873 года вернулся в Италию.

Кортесы нашли выход- 256 голосами против 32 Испания была объявлена республикой. Увы, покоя стране это не принесло. На севере перешли в наступление карлисты, а крупные города восстали, отказались подчиняться правительству, требуя автономии и привилегий.

Маятник качнулся в другую сторону, 29 декабря 1874 года генерал Мартинес Кампос провозгласил королем Испании сына Изабеллы Альфонсо (ХII). Этот выбор стал своеобразным национальным консенсусом, страна вернулась к мирной жизни и порядку.

Столь масштабное вступление приведено для понимания той ситуации разброда и шатания, в которой появились на свет герои этой статьи.

Еще в 1869 году Временным правительством были заказаны три деревянных броненосных корвета (рангоутные батарейные броненосцы) в 3650 тонн для службы в колониях. По проекту они несли четыре дульнозарядных 230 мм орудия Армстронга в центральной батарее и имели почти 500 мм броневой пояс по ватерлинии ( общим весом брони в 890 тонн). Заложили их в том же году в арсеналах Кадиса, Картахены и Эль-Ферроля. В 1870 года от применения брони отказались. Однако обострившиеся политические неурядицы позволили вернуться к этому вопросу лишь в 1876 году. Разобравшись с ситуацией, министр флота адмирал Антекера в 1877 году распорядился достроить корабли как небронированные крейсера.

Крейсера получили имена в честь исторических королевств Испании -"Арагон", "Кастилия" и "Наварра". Из-за эпохи политических неурядиц корабли строились очень долго. "Арагон" вступил в строй в 1880 году после 11 лет строительства, остальные два-в 1882 году, после 13 лет.

Естественно, с таким долгостроем в ту динамичную эпоху технического прогресса, вступили в строй они уже глубоко устаревшими. Деревянный корпус в начале 80-х годов было "носить" уже не модно. К тому же от "броненосного" проекта деревянный корпус остался перетяжеленным.

В 1895 года по новой классификации, принятой испанским флотом, эти корабли стали крейсерами первого класса. Разумеется чисто формально, никакой боевой ценности эти тяжелые деревянные корабли для эскадренных сражений или крейсерских операций не представляли.

-2
-3

-4
-5

"Арагон" «Aragon» Военно-морская верфь в Картахене , Испания—Заказан январь 1869 года, заложен 2 май 1869 года, спущен на воду 31 июля 1879. Завершен 1880, в строю с 20.07.1881( Август 1881 г.). Введен в эксплуатацию 1882 г. В 1896 году превращен в блокшив. А потом либо сдан на слом в 1900 году либо разобран в 1905 году

"Кастилия" «Castilla» Верфь La Carraca , Кадис , Испания — Заказан январь 1869 года, заложен май 1869 года, спущен в августе 1881. Завершен 1881 или 1882. Потоплен 1 мая 1898 г

«Наварра» «Navarre» Военно-морская верфь в Ферроле , Испания—Заказан январь 1869 года,заложен май 1869 года, спущен на воду в августе 1881, введен в строй в 1882 году. Либо списан в 1896 и продан на слом в 1899 либо переведен в 1900 году в учебные суда для курсантов.

Водоизмещение 3289— 3342 т; размеры 71,93 х 13 -13,41 х7.16-7,19 м.
Двигатели- 1 горизонтальная трехцилиндровая ПМ типа «компаунд», 4400 л.с, 1 вал; скорость 13—14 узлов. Запас угля 460 т. Экипаж 389 человек («Castilla» 392). Парусное вооружение-барк. Дальность 1660 миль.
Вооружение: До 1885 года- 8—203-мм (180-фунтовых)нарезные дульнозарядных орудий
С 1885 г .:
Aragon: 6 × 163 mm/ 25 Hontoria M1879 , 2 × 87 mm/22 Krupp M1876, 4 × 75 mm/24 Krupp M1883, 2-5-10 × картечниц, 2 × 14 in (356 mm) торпедных аппаратов
Navarra и Castilla : 4 × 150 mm/32 Krupp M1880 BL, 2 × 120 mm/27 Krupp M1883 BL, 2 × 87 mm/22 Krupp M1876 , 4 × 75 mm/24 Krupp M1883,10 × картечниц, 2 × 14 in (356 mm)торпедных аппаратов

По другим данным-

АРАГОН 3342 тонны. 75,03 x 14,03 x 7,19 м. 4400 л.с. . 14 узлов. 1660 миль. 460 тонн угля. 1 винт

КАСТИЛЬЯ 3246 тонн. 72,05/74,45 м x 12,99/13,56 м x 7,17/6.35 м. 4400 л.с. 10-15 узлов. 1770 миль. 460 тонн угля. 1 винт. Четыре 150-мм орудия. Две 120-мм (4,7 ") пушки. Шесть 57-мм скорострельных орудий. Три 350-мм торпедных аппарата

НАВАРРА 3450 тонн. 70,99 м x 12,99 м x 7,19 м. 4400 л.с. 13,6 узлов. 2180 миль. 450 тонн угля. 1 винт

-6

Деревянные винтовые крейсера получили три мачты, две дымовые трубы, таранный форштевень и парусное вооружение барка. Машины "Арагона" были созданы компанией John Penn Company из Гринвича, для "Наварры" и "Кастилии" их сделали в арсенале Эль -Ферроля по английскому образцу.

Первоначально крейсера несли вооружение из 8 дульнозарядных 203 мм/15 180 фунтовых 9-тонных пушек производства Sir W.G. Armstrong Mitchell & Company. Оно устарело еще в процессе постройки кораблей. В 1885 году крейсера были перевооружены на современные орудия, при этом "Арагон" получил наиболее сильную артиллерию- шесть 163 мм орудий Hontoria, четыре таких орудия были установлены на спонсонах, а два в казематах, с ведением огня по траверзам.

На "Наварре" и "Кастилии" это были четыре Крупповские 150 мм пушки, размещенные на спонсонах. Кроме того было еще два 120 мм орудия в центральных казематах для огня по траверзам.

На этой картине 1898 года о битве при Манильском заливе, написанной Дж. Дж. Тайлером, Кастилья - второй корабль слева.
На этой картине 1898 года о битве при Манильском заливе, написанной Дж. Дж. Тайлером, Кастилья - второй корабль слева.
-8

История службы крейсеров даже для самих испанцев мало изучена. Известно, что "Арагон" и "Наварра" в 90-х годах служили в метрополии, дальнейшие сведения об их судьбе противоречивы.

"Наварра" вошла в строй лишь в 1882 году, в 90-х была приписана к эскадре Кадиса. А дальше-либо списание в 1896 и продажа на слом в 1899 либо перевод в 1900 году в учебные суда для курсантов.

"Арагон" также был приписан к Кадису. В 1896 году превращен в блокшив. А потом либо сдан на слом в 1900 году либо разобран в 1905 году, как утверждает Конвей.

Больше всего, по понятным причинам , известно о судьбе "Кастилии". Он первое время, с 1882 по 1890 год входил в «Escuadra de Instrucción», учебную эскадру флота метрополии и посетил с визитами несколько средиземноморских портов. 9 апреля 1890 года крейсеры "Кастилия", "Дон Антонио де Улоа" и "Дон Хуан де Аустрия" были отправлены на Филиппинские острова для усиления азиатской эскадры. Три крейсера прошли через Суэцкий канал и прибыли в Манилу 17 июня 1890 года. Это был первый поход " Кастилии" за пределы Средиземного моря. На Филиппинах отряд стал известен как «Черная эскадра», благодаря тому, что ее корабли были окрашены в черный цвет, а не в белый, как другие корабли Азиатской эскадры. На Филиппинах в это время испанцы воевали с местными повстанцами (т.н. Тагалогское восстание). В 1896-1897 годах крейсер патрулировал побережье, перехватывая военную контрабанду. Кроме того орудия крейсера помогали испанской армии расправляться с восставшими в провинции Кавите острова Лусон.

-9
Crucero_Aragon_(1879)
Crucero_Aragon_(1879)
Крейсер «Navarra» (фото 1887 г)
Крейсер «Navarra» (фото 1887 г)
-12

-13

Castilla_
Castilla_

Крейсер Castilla в порту
Крейсер Castilla в порту

В апреле 1898 года, после объявления войны с США, крейсер вошел в состав эскадры адмирала Патрисио Монтохо. К этому времени он был ограниченно боеспособен. Когда 25 апреля Монтохо пытался спрятать эскадру у Субик-Бей, крейсер стал наполнятся водой. Вода поступала через винтовую группу. Единственным способом быстрого ремонта стало заделывание места протечки цементом. Когда течь устранили, корабль лишился хода, цемент заблокировал винт. Его отбуксировали крейсером "Рейна Кристина" в Манильский залив, где он стал плавучей батареей на якоре. Орудия с другого борта были сняты и усилили береговые батареи. Корабль не успели перекрасить и он красовался посреди гавани во всем блеске викторианской окраски- белоснежный корпус и желтые трубы, хотя вся эскадра уже была окрашена в серый. Прекрасная мишень! Для защиты использовались мешки с песком. Кроме того "Дон Хуан де Аустрия" привел из Манилы несколько мелких судов для защиты деревянного корпуса.

В Манильском заливе Монтохо мог надеяться на поддержку береговых батарей (потом правда перешел к арсеналу Кавите, чтобы не подвергать опасности обстрела город) и на мелководье, для минимизации жертв при неизбежном поражении.

Castilla
Castilla

1 мая 1898 года, ранним утром, Азиатская эскадра коммодора Дьюи атаковала испанскую эскадру около Манилы. В 5-20 испанцы открыли огонь по американским кораблям. Неподвижный крейсер вел активную стрельбу по американцам. В 6-30 одна 150 мм и одна 120-мм пушки "Кастилии" были уничтожены вместе с расчетами одним снарядом .

В бою якорная цепь была перебита взрывом и корабль развернуло к американцам разоруженным бортом. На деревянном корабле бушевали пожары. Решающими стали три попадания 203 мм снарядов. Всего в ходе сражения крейсер получил полсотни попаданий, в том числе 5 попаданий 203-152-мм снарядов и 12 попаданий 127-мм.

В 8-30 командир Алонсо Моргадо приказал команде покинуть корабль. Подошедший крейсер "Дон Хуан де Аустрия" снял экипаж с тонущего корабля.

Погибло 23-25 членов экипажа и еще около 80 были ранены.

Разрушения крейсера Castilla после битвы при Кавите
Разрушения крейсера Castilla после битвы при Кавите
-19

Вид на обломки Кастилии
Вид на обломки Кастилии

В 1902 году одно из орудий "Кастилии" консул США в Маниле Оскар Ф. Уильямс подарил городу Рочестер, штат Нью-Йорк. Сегодня оно расположено в Хайленд-парке Рочестера.

-21
-22

Попытка создать современный крейсер из деревянного броненосца десятилетней давности ожидаемо не удалась. Толстый деревянный корпус должен был держать 50 см железные плиты, а для небронированного крейсера был явно избыточен. Медленный и неповоротливый корабль мог быть только оружием устрашения и возмездия для туземцев. Однако до колоний дошел только один из трех систершипов. Там и развалился настолько, что дыры пришлось бетонировать, вместе с валом гребного винта.

Естественно, эти корабли совершенно не предназначались для эскадренных сражений. Хотя в битве при Кавите от "Кастилии" испанцам была польза. Он, благодаря своим внушительным габаритам, принял на себя половину американского огня (вторая досталась флагману). Американцы, видимо, слабо знали реальную ценность испанских крейсеров.

систематизированный каталог статей канала-по ссылке:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам