Найти тему
Татьяна Альбрехт

Падение Королевства вестготов

Сальвадор Мартинес Кубеллс. Битва при Гвадалете
Сальвадор Мартинес Кубеллс. Битва при Гвадалете

19 июля 711 года состоялась битва при Гвадалете между армией Омейядов и войском вестготов, результатом которой стало падение Вестготсткого королевства и захват Пиренейского полуострова арабами.

«На следующее утро, на рассвете, обе армии приготовились к битве; каждый военачальник построил свои кавалерию и пехоту, и как только был дан сигнал, армии сошлись с шумом, будто друг с другом столкнулись две горы. Король Родерик восседал на троне под навесом из разноцветного шёлка, укрывавшего его от солнечных лучей, окружённый воинами, закованными в сверкающую сталь с развевающимися флагами и многочисленными знамёнами и штандартами. Люди Тарика были снаряжены иначе: их груди были скрыты под кольчужными доспехами, на головах были надеты белые тюрбаны, за спинами висели арабские луки, за поясами торчали мечи, а их руки твёрдо сжимали длинные копья.
Говорят, что когда две армии шли навстречу друг другу и взор Родерика упал на людей в первых рядах, его охватил ужас и послышался восклик: «Во имя мессии! Это те самые люди, которых я видел нарисованными в свитке, найденном в толедской усадьбе», и с этого момента страх вошёл в его сердце; а когда Тарик заметил Родерика, он сказал своим сторонникам: «Это король христиан» и бросился в атаку со своими людьми. Воины, окружавшие Родерика, были рассеяны; видя это, Тарик прорвался через ряды врагов, пока не достиг короля и не ранил его мечом в голову, и не убил его прямо на троне; когда люди Родерика увидели, что их король пал и его телохранители рассеяны, отступление стало всеобщим и победа осталась за мусульманами.
Поражение христиан было полным, вместо того, чтобы собраться в одном месте, они бежали в разные стороны, а паника передалась их соотечественникам, города открыли ворота и замки, сдались без сопротивления».

Ахмед ибн Мохаммед аль-Маккари. «История мусульманских династий в Испании».

Вестготское королевство в 473 году
Вестготское королевство в 473 году

Так кончилась история одного из самых долговечных и устойчивых варварских королевств на территории Западной Римской империи. Оно было предпоследним - государства вандалов, свевов, остготов, бургдундов уже пали, то, что было на территории Италии (я имею в виду лангобардские анклавы) королевством назвать можно с большой натяжкой, а набирающее силу Королевство франков все меньше и меньше напоминало своим обликом, формой, структурой варварское государство.

Вестготы пришли на Полуостров еще в начале V века. При короле Эврихе (годы правления 467 - 485) королевство достигло вершины своего могущества и стало самым большим из варварских государств. Оно занимало всю Южную и Среднюю Галлию (до Луары на севере и Роны на востоке) и почти всю Испанию (только северо-западная часть Пиренейского полуострова находилась под властью свевов).

В 475 году Эврих составил кодекс законов, получивший его имя, который с тех пор постоянно развивался и дополнялся вплоть до окончательной редакции короля Реккесвинта, изданной в 654 году. Этот свод законов принято называть «Вестготской правдой».

Когда на сцену выступил Хлодвиг и его активные потомки, вестготам пришлось потесниться и уступить франкам территории Галлии.

А тут еще Византия, которая в V веке только оборонялась и пыталась сохранить stаtus quo, в период правления Юстиниана I Великого (527-565) перешла к настойчивым попыткам восстановления прежнего могущества империи. И вестготам, зажатым со всех сторон, пришлось не сладко.

-3

Впрочем, у византийцев (а вслед за ними и франков) был вполне пристойная причина стол недружественно относиться к новым хозяевам Иберии - вестготы, обращенные в христианство раньше других германских племен, являлись арианами. Именно их крестил непризнанный Никейской церковью епископ Ульфила, именно для них переводил Библию на готский и придумывал для незнакомого с философией и богословием народа новый священный язык. Так что византийцы привычно прикрывались не только восстановлением границ империи, но и борьбой с еретиками за истинную веру, тем более, среди готской знати становилось все больше католиков. Особенно показательна в этом отношении история принца Герменгильда, сына великого короля Леовигильда (годы правления 568-586) - едва ли не единственного вестготского мученика.

В конце VI века один из величайших вестготских правителей Реккаред (брат Герменгильда, наблюдавший драматическую историю противостояния принца с отцом) понял, в чем слабость его государства на международной арене и в феврале или марте 587 года, через 9 месяцев после восшествия на престол, принял никейскую версию христианства, созвал в Толедо (которое, вместо потерянной Тулузы стало столицей государства) собор, где были выработаны основные принципы существования вестготской кафолической церкви. Мятеж и печальная участь брата, провалы религиозной политики отца, необходимость вытеснять византийцев с побережий, борясь при этом с поддерживающей их знатью послужили ему прекрасным уроком. Реккаред был не только отменным полководцем, но очень хорошим политиком, действительно великим королем вестготов. При нем государство будто бы вернулось к тем временам, когда при одном упоминании готов страх парализовал всю римскую империю.

Однако его правление (586-601 годы) было последним взлетом государства, медленно, но верно умирающего.

Муньос Деграин. Обращение Реккареда I.
Муньос Деграин. Обращение Реккареда I.

У вестготов слишком часто убивали королей. Примерно две трети их государей были свергнуты и убиты, трон постоянно занимали узурпаторы. Редкий монарх успевал довести до конца свои начинания, даже весьма благие.

Особенно эта чехарда королей характерна для VII века.

Со времени смерти Реккареда до вторжения арабов, то есть, чуть больше, чем за век, в королевстве сменилось 15 правителей. Некоторые, такие, как Сиссебут (612 - 621) и Свинтилла (621 - 631) успевали сделать кое-что полезное для государства.

Впрочем, в ту смутную пору им чаще всего приходилось воевать - обороняться или наоборот завоевывать кого-то. А внутри королевства, на фоне окончательно распоясавшейся и вышедшей из под контроля знати и набирающего силу духовенства, ведущего себя крайне агрессивно и непочтительно по отношению к трону, монархи мало что могли сделать, чтобы навести порядок и вернуть былое величие.

Их счастье, что в VII веке франкам было не до очередного конфликта с соседями - Меровинги занимались междоусобными разборками. Иначе, приди Длинноволосым королям блажь окончательно расправиться с заклятыми друзьями-соседями, Королевство вестготов могло бы пасть раньше.

Королевство вестготов в 586 - 711 годах
Королевство вестготов в 586 - 711 годах

Летом 711 года арабы под предводительством Тарика ибн Зияда переправились через Гибралтарский пролив и пошли вперед, буквально сметая на своем пути гарнизоны и армии.

Вестготы не смогли по-настоящему противостоять этой мощной неукротимой силе, воодушевляемой к тому же пламенной верой и жаждой распространения ислама. Последний король Родерих (годы правления 709-711), как и подобает настоящему германскому вождю, погиб в битве. Однако насколько же отличался его богатый, запряженный мулами обоз, нагруженный дорогой одеждой, его вычурные доспехи и драгоценные знаки королевского сана от скудного скарба и простого вооружения того же самого Алариха или Гейзериха, которым не нужен был белый конь и золотой плащ, чтобы выделяться в битве и выигрывать сражения.

Арабы настолько превосходили местное население в силе и натиске, что полное завоевание полуострова было только делом времени.

Конечно, вестготы сдались не сразу, они пытались бороться. До 714 года им даже удавалось удерживать земли на северо-востоке полуострова.
Но... Это был последний аккорд.

Бернардо Бланко. Родерих обращается к своим войскам перед Битвой при Гвадалете. 1871 год
Бернардо Бланко. Родерих обращается к своим войскам перед Битвой при Гвадалете. 1871 год

Хотя в 718 году аристократ Пелайо сумел вдохновить соплеменников на борьбу, поднял восстание и где-то между 721 и 725 годами (в хрониках эти даты указаны расплывчато) одержал серьезную победу в битве при Ковадонге. В результате на отвоеванных землях образовалось королевство Астурия, первым правителем которого и стал Пелайо.

Собственно, с его восстания ведется отсчет Реконкисты, растянувшейся на 700 лет.

Жаль! Вестготское королевство, конечно, сожрало само себя. В его падении виноваты не арабы, а весьма странная система управления и форма монархии, принятая там.

Но все равно жаль! Это была лебединая песня великого народа, точнее, конгломерата племен, с которого, собственно, начался переломный этап в жизни Римской империи, Европы, всего Старого Света - Великое переселение народов.

И вот прошло пять веков...

Что же осталось - топонимы, имена, «Правды», Готская Библия, легендарные герои и сказания о бесстрашных и гордых вождях, перешедшие в предания и песни...

Кстати 484 года спустя, 19 июля 1195 года произошла битва при Аларкосе - одно из важных сражений в истории Реконкисты.

И снова оно было несчастливым для потомков вестготов, воевавших с арабскими правителями. Войско кастильского короля Альфонса VIII сошлось в яростной битве с армией Альмохадов под командованием Якуба аль-Мансура. Арабское войско было значительно больше, испанцы потерпели полное поражение и потеряли практически всю территорию Кастилии. Эта битва - одна из самых плачевных страниц в истории Реконкисты.

Луис Мадрасо. Король Пелайо в Ковадонге. 1855 год
Луис Мадрасо. Король Пелайо в Ковадонге. 1855 год