Одно из важнейших требований к современному боевому самолёту - универсализм. Умение одинаково успешно выполнять функции, ранее возложенные на несколько видов военной авиации. Современная боевая машина должна быть потенциальным носителем самой разной номенклатуры вооружений и большого объема информации.
Первенец советского "четвертого поколения" МиГ-31 за свою долгую историю выступал в разных"амплуа": от высотного перехватчика и истребителя спутников, до летающего командного пункта. Но вряд ли даже создатели этой уникальной машины предполагали, в какой роли будут использовать их изделие примерно через 45 лет после начала серийного производства.
МиГ-31, получивший натовскую кодировку "Foxhound" ("Лисья гончая") впервые показан широкой публике в Париже, на авиасалоне 1991 года. Его создатели были полны радужных надежд на международное сотрудничество и уверенности в неоспоримых достоинствах своего детища. Миговцы тогда довольно наивно предложили представителям фирмы Lockheed Martin испытать "невидимку" F-117, с помощью бортовой системы "Заслон". Американцы резко отказались, и их можно понять. Столько времени они создавали легенду о "самолёте будущего", недостижимого по характеристикам даже в среднесрочной перспективе. А эти неуклюжие Советы, со своим неправильным радаром, могли разом все обрушить. С тех пор уже много воды утекло...
Ф-117, засветившись в паре голливудских блокбастеров, немного побомбив Саддама и получив от сербов старую добрую советскую ракету, был удачно списан в утиль Его несостоявшегося визави ждала совершенно иная судьба. Здесь и проявилась универсальность конструкции МиГ-31. В последнем воплощении он стал платформой для ракеты "Кинжал". На сегодняшний день - самого скоростного аэробаллистического серийного комплекса в мире. Как заявил один из наиболее компетентных руководителей Министерства Обороны России Юрий Борисов в интервью ТАСС: "МиГ-31 оказался отлично приспособлен для того, чтобы разогнать эту ракету до нужных скоростей на нужных высотах". МиГ-31, по сути, выступает в роли первой ступени ракетного комплекса.
"Кинжал", как известно, это комплекс Х-47М2, родной брат сухопутного "Искандера", ещё одного любимого натовского "пугала". В воздухе, с помощью МиГ-31 "Кинжал" разгоняется до значений 10-12 М и поражает цель в тысяче километров менее, чем за пять минут. При этом ракета маневрирует, превращая ПВО потенциального противника в пассивных наблюдателей. Заявленная точность (КВО) "Кинжала" - 1 метр.
Чтобы разместить новый комплекс на МиГ-31БМ, почтенный дальний перехватчик пришлось изрядно распотрошить, с целью максимально облегчить планер. МиГ-31К уже другой самолет, лишенный прежних способностей. Но дело явно того стоит - парировать такую угрозу просто нечем. Американцы только в марте этого года, без всякого тендера, разместили многомиллионный контракт на систему, способную обнаруживать и захватывать маневрирующие гиперзвуковые цели. В ноябре 2019 спутниковая разведка США, во время стрельб "Кинжалом" в Арктике, отметила в докладе, что гиперзвуковой аэробаллистический комплекс у России существует "де-факто". Хотя уже с апреля 2018ого года около 10ти МиГ-31К с "Кинжалами" несут постоянное боевое дежурство над Каспием и Чёрным морем.
Но и это ещё не вершина карьеры МиГ-31. Время от времени в прессе вновь появляются слухи о восстановлении программы противоспутниковых комплексов, под кодовым наименованием "Контакт". И лучшего носителя для такого оружия, чем старая проверенная "Лисья гончья" в мире пока не придумано.
Ставьте нравится, если рассказ показался вам интересным и подписывайтесь. Мы постоянно обновляемся.