Брат выговаривал Полине: за то, что позировала обнаженной, и за то, что каталась по парку на спинах у мавров, а уж какие ходили слухи о ее любовных победах! Однако Наполеон не мог долго сердиться на сестру. Полина Бонапарт, первая красавица Империи, была его любимицей, его обожаемым преданным другом. И оставалась ею до самого конца.
Трудно представить, что изнеженная красавица, которую скульптор Канова увековечил в образе Венеры, в юности была вынуждена стирать чужое белье. Но это так. Родившаяся в 1780 году в Аяччо, Мари-Полетт (так ее звали на самом деле) не была приучена к роскоши. Семья жила скромно, даже бедно. Прагматичная мать берегла каждый грош, и юным дочерям, если они хотели себе позволить что-то большее, было указано: зарабатывайте сами. Будущая принцесса подалась в служанки, и весьма ловко управлялась с чужими кружевами.
Мужчины начали ухаживать за Мари-Полетт, едва ей исполнилось тринадцать. Уже в таком юном возрасте она расцвела, и превратилась в необычайно красивую девушку. Сестры в подметки ей не годились. Сначала за Мари-Полетт увивался Жюно, однако Наполеон не благословил его. Затем появился Фрерон, который даже просил ее руки. Только выяснилось, что влюбленный молодой человек уже дал обещание другой! Разгневанная семья Бонапарт приказала жениху не появляться больше на их пороге.
Красавице, однако, не хватало образованности и лоска. Поэтому едва Наполеон смог встать на ноги, сестру определили в хороший пансион. Мари-Полетт пробыла там недолго, усвоила немногое, но получила самое главное: навыки светского общения. Она и прежде не робела в присутствии посторонних, теперь же она научилась вести беседу в нужном для себя ключе, выработала манеры и выглядела ничуть не хуже других барышень. С титулами.
Семья беспокоилась за девушку: так удивительно хороша собой! А еще мода конца XVIII века заставляла женщин не одеваться, а раздеваться: тончайшие платья (желательно белые или очень светлых тонов) носили без нижних юбок, а порой и вовсе мочили подолы, чтобы ткань прилипала к ногам. Юная особа в подобном одеянии выглядела нагой. Могла ли красавица Мари-Полетт не следовать этим удивительным веяниям? Конечно, нет! О девице Бонапарт заговорили, как об обладательнице самой потрясающей фигуры во всей Франции.
Вот поэтому-то брат забрал девушку под свой контроль и увез в Милан. Он был уверен, что под его грозными очами Мари-Полетт не станет творить глупости. В ту же пору ее имя окончательно переиначили в «Полину», и так она уже звалась до конца своих дней. Там же, в Италии, семнадцатилетнюю сестру Наполеон решил выдать замуж - за Шарля Виктуара Эммануэля Леклерка, генерала Республики.
Свадьбу сыграли в июне 1797 года. А в апреле следующего года Полина родила сына, чьим крестным отцом стал, конечно, Наполеон. Мальчику дали тройное модное имя: Дермид (отдавая должное популярности всего античного) Луи (самое французское из имен) и Наполеон (уважение к крестному).
Генерал Леклерк делал карьеру: он сопровождал Наполеона в Египетском походе, он проявлял блестящие управленческие качества, а его красавица-жена оставалась одна. Разумеется, Полина не скучала! Очаровательная, веселая, умеющая «подать себя» - она была душой общества. Мужчины увивались вокруг, превознося ее красоту. "Коронованная куртизанка" - так впоследствии о ней скажут. Полина, действительно, строгим нравом не отличалась.
Вскоре молодая семья переместилась на Гаити, где Леклерк занимался подавлением восстания. Полина поначалу страшно сердилась: ей больше по душе был прекрасный Париж! Но затем разглядела в этой «ссылке» положительные стороны – семья не надоедала с нравоучениями (особенно строгий братец), она превратилась в настоящую царицу, если не по титулу, то по возможностям, и у нее было много, очень много денег. Полина начала тратить – с шиком и удовольствием. И вертеть мужчинами. "Она капризна и лишена моральных принципов", - говорила о ней родственница Леклерка.
Знал ли Леклерк о ее изменах? Вероятно, да. Ведь даже Наполеон из Франции слышал об этом! Но генералу было не до этого. Жесткость, с которой он действовал на Гаити, заставила все местное население возненавидеть его. В 1802 году Леклерк заболел желтой лихорадкой и умер. Вокруг шептались: это колдуньи свели с ним счеты! Вряд ли это правда, из-за лихорадки французы на острове умирали сотнями.
Двадцатидвухлетняя вдова повела себя неожиданно: смертельно бледная Полина, еще более прекрасная, чем всегда, в своем черном шелковом платье, отрезала волосы и положила их на грудь Леклерку, перед тем, как закрыли гроб. Гордо выпрямившись и утерев слезы, Полина Бонапарт приказала перевезти останки генерала во Францию. Сама она выехала немедля.
Но характер Полины был не таков, чтобы она долго горевала. В Париже красавица снова начала вести веселую и безбедную жизнь. Брат периодически вызывал ее «на ковер», чтобы отчитать за очередную шалость. Но Полине прощалось все, словно любимому ребенку. И все-таки этому ребенку нужен был контроль, поэтому молодую женщину поспешили еще раз выдать замуж, на этот раз, за итальянского принца Камилло Боргезе.
Принцесса Боргезе часто переезжала – из Рима в замок Нейи, затем в Париж. В 1804 году она перенесла большое горе, когда умер ее единственный сын Дермид. Мальчик всегда отличался слабым здоровьем, а не стало его, когда Камилло Боргезе уговорил жену уехать на минеральные воды. Весть о кончине Дермида принц скрыл от Полины, и она узнала об этом только спустя несколько дней. Крики отчаявшейся матери слышала вся округа: "Вы - чудовище! Убирайтесь вон!". С тех пор супруги жили раздельно. Полина была так потрясена утратой, что на полном серьезе раздумывала о монастыре, и только вмешательство Наполеона изменило ее планы.
В том же злосчастном 1804 году, за несколько месяцев до смерти Дермида, Полина позировала скульптору Антонио Канова в образе Венеры. С тех пор это прозвище – «Венера Империи» - повторяли не раз. Есть версия, что ваятель предложил изобразить Полину в другом амплуа - богини Дианы, но княгиня на это только ухмыльнулась. "В мое целомудрие никто не поверит, - произнесла она, - какая же из меня выйдет Диана?"
Но будучи молодой, богатой, окруженной поклонниками, Полина не была счастливой. Ей не хватало настоящей любви. С мужем не развелась, но не могла его даже видеть. А почитатели... они ходили толпами, но сердце принцессы не затрагивали.
Ухудшались отношения с братом. Его брак с австрийской принцессой категорически не понравился Полине, хотя и первую жену она не терпела. Вместе с сестрами Полина называла Жозефину «старухой» за глаза. Но австриячка вызывала у нее больше беспокойства. Во-первых, брат совершенно переменился, и даже забыл о других женщинах, когда появилась Мария Луиза. Во-вторых, принцесса была подлинной. Не с придуманным титулом, как у всех Бонапартов, а истиной наследницей древнего рода. И подчеркивала разницу в своем происхождении! А это раздражало Полину.
Однако, в то время, когда Наполеон был низложен, и многие отказались от него, именно Полина проявила настоящую преданность. Она даже переехала на Эльбу, чтобы оказаться рядом с братом!
Впоследствии, после "100 дней", Полина поселилась в Италии, но отпущено ей было немного – она умерла в возрасте 44 лет, предположительно от онкозаболевания, 9 июня 1825 года. А в истории она до сих пор и осталась под этим именем «Имперская Венера». Всегда молодая и невероятно прекрасная!
Примечание: в статье использованы кадры из фильма "Имперская Венера", который рассказывает историю Полины Бонапарт.
#наука #женщины #италия #франция
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш и читайте больше увлекательных статей, посвященных истории Европы и России!
Не забывайте про Лайки: они помогают развитию канала!