35 лет назад на киноэкраны Советского союза вышел один из тех фильмов, которые смотрят до сих пор, а фразы из него разошлись на цитаты.
Это был фильм режиссера Геральда Бежанова "Самая обаятельная и привлекательная".
Главные роли в нем сыграли звезды советского кино - Ирина Муравьёва, Татьяна Васильева, Александр Абдулов, Леонид Куравлёв, Лариса Удовиченко и Александр Ширвиндт. А также любимые зрителями актеры Михаил Кокшенов, Людмила Иванова, Лев Перфилов, Любовь Соколова и другие.
Этот фильм принято считать такой "легковесной" веселой комедией про незадачливых и уже не юных людей, которые пытаются устроить свою личную жизнь, используя доступные методы.
Ну, действительно, что вроде особенного-то? Перед нами нечто вроде одного из продолжений "Служебного романа" - сотрудники конструкторского бюро прямо на работе пытаются строить отношения.
На самом же деле сейчас, спустя 35 лет после выхода, этот фильм смотрится как настоящая бомба. Бомба под советский строй и под советский образ жизни.
Конечно, это была уже не первая такая "бомба". Были и до него (о них мы еще поговорим в других постах).
Но недооценивать этого предшественника "Дома-2" тоже не надо: по сути режиссер, сам того, видимо, не желая, вынес жестокий приговор Советскому союзу, советскому строю и советской экономике, основанной на главенстве Госплана.
Вероятно, единственный вывод, который могут сегодня сделать новые поколения россиян (да и не только), посмотрев этот фильм, можно сформулировать так: такая страна, которая изображена в фильме, просто не могла не развалиться.
Почему?
А вот судите сами.
Во-первых, это очередной фильм в списке тех, где главными героинями выступают одинокие молодые женщины, которым сложно выстроить личную жизнь и обрести супружеское счастье по той банальной причине, что нормальные мужики в большом дефиците.
С женатым мужчиной встречается героиня "Зимней вишни". С женатым мужчиной встречается медсестра в "Забытой мелодии для флейты". И так далее, и так далее.
Во-вторых, фильм совершенно спокойно показывает широкой аудитории кино существование в СССР фарцовщиков - то есть, нелегальных продавцов одежды иностранного производства.
Причем отношение героев к фарцовщикам, по сути совершенно спокойное.
Никакие главные или второстепенные герои не пытаются осуждать героя фильма, который этой деятельностью занимается. И тем более не призывают, например, его за это наказать. Хотя вообще-то, как многим известно, за предпринимательскую деятельность и "спекуляции" в СССР многие граждан сажали в тюрьмы!
Однако "фарцу" герои фильма "Самая обаятельная и привлекательная" совсем не осуждают, нет. Они (в лице героини Муравьевой) лишь жалуются, что импортные шмотки дороги - и не более того.
Да, они не жалуются и на то, что красивых вещей невозможно купить в советских магазинах. Не ноют про плохое управление партии и правительства легкой промышленностью.
Но от этого проблема, кажется, становится даже еще выпуклее.
И это само по себе интересно, поскольку 1985 год, когда вышел этот фильм, - это еще "махровый СССР". В стране еще только-только начиналась перестройка. До развала Союза было еще целых 6 лет. Грядущих событий ничего не предвещало. И граждане все еще собирались строить коммунизм и идти в светлое будущее. Хотя никакого энтузиазма по этому поводу в фильме уже совсем нет.
Интересно в данном случае и то, что в 1985 году в СССР по-прежнему существовали всевозможные худсоветы и специальные комиссии. По сути - цензурные организации, которые должны были утверждать и согласовывать любой (!) сценарий кинофильма и итоговый вариант перед кинопрокатом.
Именно поэтому как раз и удивительно, что фильм для всех экранов Союза, где спокойно признается существование "фарцы", утвердили и разрешили к прокату.
Это по сути демонстрирует, что граждане СССР по ряду тем и проблем уже даже самим себе больше не могли врать.
Через художественный (!) фильм по сути страна признает, что в ней существует большая проблема просто купить нормальную, а тем более красивую одежду.
Что если женщина в СССР хочет выглядеть красив и ярко, она должна найти фарцовщика и купить импортные вещи.
И после этого кто-то еще будет говорить, что СССР "внезапно" развалился, а жизнь в нем для граждан была прекрасна, благополучна и изумительна?)))
Попробуйте представить то же самое сегодня. Допустим, вам необходимо купить себе красивую новую одежду, чтобы поразить воображение потенциального партнера.
Как это сделать? Можно отправиться в магазин или в торговый центр. Можно зайти в интернет и заказать вещь, используя гигантские онлайн-каталоги. Можно отправиться на сохранившиеся в крупных городах страны рынки-базары-барахолки, где тоже продается много всякой одежды.
Все уже привыкли к этому. А новые поколения - особенно.
Так вот и представьте себя в этой ситуации сегодня. Вам нужно одежда, но вы идете не в магазин, нет! Вы идете не в торговый центр, где можно хоть целый день бродить по десяткам магазинов с комфортными примерочными, меряя всё, что нравится и подбирая себе обновки в гардероб.
Нет!
Вы идете вместе с подругой домой к какому-то незнакомому мужику (!) и лично у него покупаете "модные шмотки", причем из очень ограниченного ассортимента.
Нормально?!
И что же это за "лёгенькая" такая промышленность была в великой и цветущей советской стране, если за не уродливой одеждой нужно обязательно было к фарцовщикам идти? Что это за великая страна такая, где мечтой всех провинциальных женщин были югославские сапоги, потому что носить те, что выпускала советская промышленность, либо было неохота, либо их еще где-то надо было "урвать", отстояв очереди?
Так что фильм хоть и любимый, и легендарный, но диагноз советскому строю он ставит жестокий и неутешительный.
***