Консоль утихла
Диск стоит на полке
Эксклюзивов больше нет.
Эпоха PlayStation 4 медленно подходит к концу. За долгие семь лет с 2013 года на консоль вышло большое количество эксклюзивов, которые так или иначе не оставляли никого равнодушным. Было много критики и скепсиса в отношении The Order 1886, много восторженных отзывов в сторону Bloodborne. Недавно вышла The Last of Us: Part 2, которая в свою очередь разбила игровое сообщество на противоборствующие лагеря в вопросе отношения к сценарию, персонажам, сюжетным решениям. И как обычно это бывает, после громкого сражения наступает оглушающая тишина и лишь легкий ветерок проносится над полем боя. И этот ветерок – Ghost of Tsushima.
«Призрак» - последний крупный эксклюзив на PlayStation 4 и многие возлагали на него большие надежды. Эпоха PS 4 должна была закончиться чем-то хорошим, «а не The Last of Us 2 с понятно какой повесткой». Хотя уже по первым геймплейным роликам, которые показывали широкой публике, было видно, что у игры почти нет своих идей, а заимствований полные штаны. Хорошо это или плохо, смотрим на практике.
Над игрой работала Sucker Punch Productions, которая в уже далеком для нас 2014 году выпустила Infamous: Second Son и Infamous: First Light для PlayStation 4. К слову, игры получились вполне добротные и не оставили после себя негативных впечатлений.
Итак, на дворе 1274 год. Монгольская империя разрослась до колоссальных размеров и, захватив Китай и Корею, пытается вторгнуться на территорию Японии, дабы сделать ее своим вассалом. На пути флота оказывается остров Цусима, который оказывается захваченным и разоренным превосходящими силами монголов.
Главный герой – самурай Дзин Сакай, чуть ли не единственный выживший после сражения с монголами, пытается собрать команду умелых воинов, которые помогут ему освободить Цусиму от гнета завоевателей и помочь своему попавшему в плен дяде, который воспитал в главном герое воина.
Нужно отметить, что разработчики проделали колоссальную работу, чтобы сделать мир игры максимально достоверным, хотя и с некоторыми оговорками. Все-таки Sucker Punch – американская компания, а не японская, поэтому досконально знать историю этого края они не могут. Однако, это не помешало популярному японскому изданию Famitsu выставить игре наивысший балл, что сделало Ghost of Tsushima двадцать седьмой по счету игрой с максимальной оценкой этого журнала.
Разработчики в своих интервью напрямую говорили о том, что вдохновлялись работами Акиры Куросавы – японского режиссера, которого по праву считают одним из самых влиятельных кинорежиссеров за всю историю кино. В игре даже есть «Режим Куросавы», который делает картинку черно-белой и добавляет эффектов старого кино 50 – 60-х годов XX века.
«Театральность и эстетика» - те два главных слова, которые возникают в голове при прохождении «Призрака Цусимы». Подобно другим произведениям, посвященным самураям, здесь бесконечные высокопарные разговоры о чести и традициях, возмездии, переживаниях из-за ошибок прошлого и зрелищные бои на мечах.
Правда, зрелищными они являются в основном в моменты вызова противника на «противоборство» - дуэль с главарем противника. Тут важно успеть нажать и в нужный момент отпустить кнопку, чтобы росчерком меча отправить супостата на тот свет, а потом уже заняться его последователями в обычной мясорубке. Тут откровений уже никаких нет: есть слабый удар, мощный и тычковый, дабы пробить защиту. Блок и парирование. Вот и весь рисовый набор в боевке.
В обычном бою с кучей противников игра начинает напоминать Assassin`s Creed, лишь с той оговоркой, что главный герой может выучить стойки, которые подходят против тех или иных врагов. Помимо мечей и лука, Дзин Сакай имеет в арсенале метательные ножи, дымовые шашки и так далее. Это конечно штучки, недостойные истинного самурая, но порой нужно нападать и из кустов, чтоб справиться со всеми врагами в пределах видимости. Кстати, стелс тут такой же, как в других играх, весьма условный. Вот вы присели в высокой траве и вас уже не видно.
Помимо всего прочего Дзин может использовать обереги, которые дают некоторые бонусы, как например, восполнение части здоровья после убийства врага. Внешний вид головных уборов, брони и мечей можно изменять на свой вкус. При достаточном количестве ресурсов, мечи можно улучшать для увеличения урона.
Визуал у игры оставляет смешанные чувства. Местами он великолепен, а местами дичайшее мыло. У меня обычная PlayStation 4 чуть ли не первой ревизии, может быть проблема в том, что старушка уже не тянет, хотя все предыдущие игры, запущенные на консоли выглядели отлично, что The Last of Us 2, что Red Dead Redemption 2, что любая другая. Игру можно сравнить с картиной: издали все прекрасно, подойдя поближе – мазня мазней. Так что, это пока единственное разочарование.
Правда хорошо передан визуальный прием постоянной динамики, когда вокруг на ветру кружат мелкие частицы, лепестки, травинки и листья деревьев. Стандартная картина для самурайского образа.
Ветер же в игре нам заменяет GPS-навигатор: проведите пальцем по сенсорной панели на своем геймпаде и дуновение покажет, куда вам нужно идти, например, к метке, которую вы поставили на карте. При этом сама метка не будет отображена на экране.
В горячих источниках, где главный герой может расслабиться, помимо повышения максимального значения здоровья, Дзин размышляет о всяком, а мы можем выбрать, о чем, допустим о судьбе его дяди или погибшего отца.
Помимо всего прочего, Сакай может сочинять хокку (хайку) – традиционные японские трехстишия, при этом опять же мы можем выбрать, о чем будет сочиняться поэзия. Стоя на краю обрыва, главный герой может сыграть на флейте, а в это время ветер будет разносить вокруг листья, добавляя атмосферы. И из всех этих и других незначительных мелочей складывается эстетика данного проекта Sucker Punch.
В общем и целом Ghost of Tsushima это больше про дзен, чем про что-либо еще. Это именно тихое завершение поколения PlayStation 4, этакое финальное движение кистью каллиграфа, который долгие 7 лет писал историю, по-своему прекрасную. Сложно сходу сказать, какой эксклюзив на консоли был лучшим, но очевидно, что «Призрак Цусимы» все-таки не в числе лидеров.
Утренний туман
уходит тихонько туда,
куда ему надо…
Танэда Сантока "Утренний туман"
Вступайте в нашу группу Вконтакте, там вас ждут еще больше интересных новостей и подборок. Кроме того в нашей группе вы сможете послушать наш подкаст, в котором мы два раза в месяц освещаем все самое интересное из мира видеоигр, музыки, кино и сериалов.
Автор: Александр Юдин