Детство нельзя представить без магических текстов и ритуалов. Поэтому детьми так широко используются разного рода заклинания:
От чего защищает заклинание "Плюнь три раза, не моя зараза..."
Заклинание "Соль-вода!" против ос и пчел
Особой практикой детства были вызывания. Локальные традиции вызываний вариативны, но есть и общие элементы таких спиритических сеансов.
Прежде всего необходимо темное помещение. В дневное время для этого хорошо подойдет кладовка или ванная. В ночное время вариантов больше.
Как делали у нас: к ножкам табуретки привязывалась нитка, посередине - кусок конфеты для потустороннего гостя. Кроме конфеты, привлекать гномика должно было заклинание: "Гномик, гномик, приходи!" (и тому подобное). Где-то "садились полумесяцем, накрывались одеялом", посередине клали лакомство. Где-то конфеты раскладывали на столе.
О том, что гномик приходил, узнавалось по "надкусанной" конфете и по звукам, производимым мифологическим гостем. Ну а гномик-матерщинник (как вариант: бабка-матерщинница), рассказывают, еще и матерился.
В книге "Мир русского девичества" известный специалист по детству С.Б. Борисов, работы которого мы не раз упоминали, пишет, что вызывания стали массовой девичьей практикой к 1970-м годам, более точно сказать трудно: вероятно, они существовали и ранее. Ученый указывает возраст "вызывателей": 7-12 лет. Нужно добавить, что и мальчики активно участвовали в таких практиках.
Кроме простого гномика и гномика-матерщинника, С.Б. Борисов рассказывает о вызываниях таких персонажей детской мифологии, как гномик-сладкоежка, гномик-любовник, чертик, домовой, русалка, Зубная Королева, Черный Принц, Жевательный Король.
А.Л. Топорков подробно рассказывает о вызываниях Пиковой дамы и упоминает в этой роли о Бабе Яге, Пушкине. А.Ф. Белоусов упоминает о вызываниях Ленина. (См. замечательный сборник "Русский школьный фольклор", опубликованный в Москве в 1998 г.)
Алексей Сидоренко