Найти в Дзене
VK Cloud

Зачем в команде стартапа продуктовый дизайнер и почему он не только про UI

Оглавление
Поговорили с двумя продуктовыми дизайнерами: Павлом Карповым, руководителем группы дизайна Mail.ru Cloud Solutions, и Андреем Корытцевым, который работал над такими продуктами, как Mixpanel и Plaid, а сейчас сотрудничает со стартапами.

Ребята рассказали, каких компетенций ждут работодатели от современного специалиста, почему не стоит торопиться с наймом дизайнера в штат и как выстроить взаимодействие внутри продуктовой команды.

Какая роль у продуктового дизайнера в команде

Андрей: Еще три-четыре года назад профессии продуктового дизайнера в современном понимании не существовало, а UX и UI-дизайнеры были просто частью конвейера, отвечающего за разработку продукта. Стейкхолдеры и продакт-менеджер формулировали проблемы и гипотезы, продакт-менеджер писал спецификации, по ним работали UX и UI-дизайнеры, затем продукт передавали в разработку.

Со временем лидирующие IT-компании увидели пользу в совместной работе дизайнеров, инженеров и менеджеров — так индустрия ушла от конвейерного подхода.

Теперь для решения задачи формируют рабочую группу из продакт-менеджера, продуктового дизайнера и разработчика. И дизайнер участвует во всех этапах: от подтверждения гипотез до запуска и тестирования. По сути, профессия впитала в себя UX и UI-дизайн и обросла новыми дисциплинами.

Думаю, в дальнейшем продуктовому дизайнеру перейдут и другие обязанности продакт-менеджера. Например, по организации процессов и координации разных членов команды. Продуктовый дизайнер больше будет влиять на ключевые решения и меньше заниматься прототипами и дизайном. Соответственно, будет расти авторитет дизайнера в продуктовой команде.

Павел: В дизайнерской команде Mail.ru Cloud Solutions всего два человека, обязанности между ними строго распределены: один занимается продуктовой частью, второй — маркетинговой, например, лендингами и промо.

При этом продуктовый дизайнер работает совместно с продуктовыми менеджерами. Без них было бы проблематично: продукт сложный и требуются люди, хорошо разбирающиеся в технических моментах.

Что входит в обязанности продуктового дизайнера

Андрей: На старте проекта продуктовый дизайнер совместно с продакт-менеджером формулирует, кто и для чего будет использовать продукт. Затем дизайнер тестирует гипотезы: проводит интервью с пользователями, отбирает лучшие решения и отсеивает неудачные.

Следующие этапы — создание прототипов и вайрфреймов, выбор визуального стиля для продукта, разработка дизайн-системы. После передачи продукта в разработку дизайнер взаимодействует с инженерами: отвечает на их вопросы, решает возникающие проблемы.

После выкатки продукта в прод дизайнер анализирует результаты работы, собирает фидбэк от пользователей и, опираясь на эти данные, работает над улучшением продукта.

Один из дашбордов Андрея для IoT-стартапа Moeco
Один из дашбордов Андрея для IoT-стартапа Moeco

Павел: У нас есть собственная дизайн-система, поэтому, получив продуктовую задачу, дизайнер не рисует прототипы, а проводит анализ и сразу начинает собирать интерфейс из готовых блоков.

В таком подходе есть ряд плюсов, главный — можно сразу показать команде интерфейс в том виде, в котором он будет реализован в конкретном продукте. Еще это позволяет запускать фичи в кратчайшие сроки, не тратя время на согласование и перерисовку.

Продуктовый дизайнер не только работает с задачами, которые получает от продакт-менеджеров. От него также ждут идей по улучшению продуктов. Для этого дизайнер должен сам пользоваться продуктом, над которым работает, чтобы понимать, где можно улучшить пользовательский опыт.

Какие компетенции нужны продуктовому дизайнеру — и как их развивать

Андрей: Конечно, нужны сильные дизайнерские навыки — умение создавать стильные и красивые интерфейсы, но только ими не обойтись.

Продуктовый дизайнер должен быть командным игроком и надежным партнером. Зачастую это важнее, чем навыки визуального дизайна и прототипирования — от личных качеств дизайнера во многом зависит успех проекта.

Вторая важная компетенция — умение общаться с коллегами: быть открытым и своевременно сообщать о проблемах. Если дизайнер хочет работать на международных проектах, то сюда же можно включить и знание английского языка.

Следующее качество — эмпатия. Дизайнеру важно быть внимательным к пользователям и их потребностям, уметь ставить себя на место другого человека.

И, конечно, нужно постоянно учиться, быть гибким и адаптироваться к разным ситуациям. Профессия очень быстро развивается — появляются новые требования и инструменты.

Павел: Конечно, дизайнеру нужно постоянно развиваться, в Mail.ru Group, например, для этого есть несколько инструментов:

  • Команда. Дизайнер вправе выбирать место, где он будет работать — в продуктовой или дизайнерской команде. У каждого варианта свои плюсы.
    Если сидишь вместе с дизайнерами, всегда знаешь, над чем работают коллеги. Это позволяет не только вдохновляться и прокачиваться, но и применять в своем продукте лучшие практики, заимствованные у коллег. Если сидишь с продуктовой командой — быстрее погружаешься в продукт, но есть вероятность профессиональной стагнации.
    Поэтому важно поддерживать баланс. Например, дизайнеры Mail.ru Cloud Solutions находятся рядом с дизайнерами других направлений, а для погружения в продукт есть ежедневные планерки с продакт-менеджерами.
  • Развитие soft и hard skills. Компания предоставляет дизайнеру возможность развивать прямые и косвенные навыки, необходимые для повседневной работы, при этом обучение интегрировано в рабочий процесс.
  • Дизайн-ревью и обратная связь. Раз в две недели продуктовые дизайнеры ключевых продуктов компании встречаются на несколько часов. Они рассказывают друг другу о своих наработках и получают обратную связь от коллег. Это важная часть процесса — полезно взглянуть на свою работу глазами других специалистов, далеких от твоего продукта.

Должен ли дизайнер быть немного разработчиком

Андрей: Со времен web-дизайна осталось мнение, что технически подготовленный дизайнер компетентнее неподготовленного. Наверное, на тот момент так оно и было. Но сегодня существует большое количество технологий и платформ: и web, и Android, и iOS, к ним постепенно добавляются AR и VR. Даже инженер не может одинаково хорошо работать одновременно на всех платформах.

Мне кажется, продуктовому дизайнеру не нужно быть инженером. Но важно понимать возможности и ограничения разных платформ, уметь общаться с разработчиками и обсуждать технические решения. Понимать, насколько сложно реализовать конкретную идею.

Основные экраны приложения для подростков Trember, над которым работал Андрей
Основные экраны приложения для подростков Trember, над которым работал Андрей

Как отличить опциональные фичи от действительно важных

Андрей: При разработке нового продукта поступиться можно всеми фичами, которые не влияют на решение пользователя при выборе продукта.

Допустим, вы разрабатываете уникальный продукт, и у пользователей есть в нем реальная потребность. Они будут пользоваться продуктом, несмотря на неудобный интерфейс и ограниченную функциональность. В такой ситуации для проверки гипотез можно выкатить максимально простое решение, отказавшись от всех опциональных фич.

Другое дело, если вы работаете на конкурентном рынке и создаете продукт, у которого уже есть аналоги. При выборе продукта пользователи будут обращать внимание на опциональные фичи, которые закрывают какую-то узкую потребность. Тогда ваша задача — понять, за счет каких фич они предпочтут ваш продукт разработке конкурентов.

Павел: Чтобы понять, какие фичи актуальны, нужно пользоваться продуктом и видеть его со стороны пользователя. Не нужно стесняться использовать и аналогичные продукты других компаний, если они существуют. Такой подход позволяет глубже погрузиться в разрабатываемую фичу, не изобретать колесо заново. Но при этом важно учесть существующий опыт и предложить клиентам более удобный интерфейс.

Как выбрать между штатным продуктовым дизайнером и специалистом на аутсорсе

Андрей: Решение зависит от специфики продукта и стадии проекта. Бывают продукты, в которых интерфейс не играет существенной роли или его вовсе нет. Например, компания предоставляет какой-то функционал посредством API. Тогда дизайнер либо не нужен вообще, либо необходим для небольшого участка работы — его обязанности однозначно можно отдать на аутсорс.

Но, предположим, интерфейс — важная часть продукта. В таком случае решение зависит от стадии проекта. Общая практика такая: чтобы сделать MVP (минимально жизнеспособный продукт) и подтвердить основные гипотезы, привлекают агентство или продуктового дизайнера на фрилансе. Выбор между ними зависит исключительно от бюджета. Фрилансер — самый дешевый вариант, но с ним риски выше.

Когда выпустили первую версию продукта и подтвердили основные гипотезы — нанимают продуктового дизайнера в штат. Как правило, это дизайнер-generalist — человек с широким набором навыков и знаний. Он и тесты с пользователями проведет, и прототипы нарисует, и визуальный стиль для продукта разработает. В дальнейшем, если требуется, именно он возглавляет отдел и нанимает дизайнеров с узкой специализацией.

Как выстроить взаимоотношения внутри продуктовой команды

Андрей: Задача продуктовой команды — найти оптимальное решение проблемы. Для этого важно регулярно общаться и давать друг другу обратную связь. Иначе есть риск, что дизайнер будет работать над каким-то своим решением, не учитывая технических особенностей и ограничений платформы или технологии. И в итоге зря потратит время на то, что сложно или невозможно реализовать.

Общая практика такая: продуктовая команда работает спринтами. И один-два раза за спринт назначают общую встречу для обмена обратной связью. В некоторых командах дополнительно организуют ежедневные короткие стендапы. Каждый член команды рассказывает, что делает, какие у него есть проблемы и вопросы. Обычно ежедневное общение необходимо, если команда распределенная.

Павел: Продуктовому дизайнеру важно правильно выстраивать коммуникацию с командой фронтенд-разработки. Например, в процессе ревью готовой работы, без которого сложно сделать качественный продукт.

Если дизайнер видит несоответствие верстки с макетом, его фидбэк не должен быть в стиле: «Ерунда, переделываем». Нужно донести до разработчиков, почему важен каждый пиксель.

Автор: Ольга Мокшина

Источник: https://mcs.mail.ru/blog/zachem-v-komande-startapa-produktovyj-dizajner

Что еще почитать: