Алла Сурикова - режиссёр, которая умеет смешить, не прибегая к низкопробному юмору. Первые её картины были лирично-комедийными, а потом она вдруг увлеклась историями трюковыми. Своего рода «пробой пера» стала комедия «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), насыщенный трюковыми эпизодами. После появилась лента «Две стрелы. Детектив каменного века» (1989), а в 1990 Сурикова затеяла новые съёмки.
Это решение многие её коллеги не одобрили - то было время, тяжёлое для всех, в том числе для кинематографистов. Денег не было ни у кого,
съёмки практически не финансировались, а режиссёр намеревалась снять очередную зрелищную историю с поездами и конями, побегами и взрывами с говорящим названием «Чокнутые».
Сюжет фильма был позаимствован из повести писателя Владимира Кунина. Он же в соавторстве со сценаристом Кимом Рыжовым написал сценарий. И летом съёмки начались. Алле Суриковой пришлось решить сотни проблем, чтобы не только собрать на площадке звёзд, но и пригласить каскадёров. Кроме того,
потребовалось построить массивные декорации, договориться о съёмках в подлинных интерьерах начала девятнадцатого века, поскольку речь идёт именно об этом времени, найти оригинальные костюмы.
Упрямая женщина так хотела реализовать замысел, что любыми путями организовывала даже подвоз сена, необходимого для задействованных в фильме лошадей!
Кстати, съёмочной группе тоже пришлось приложить немало усилий, поскольку кадры снимали и в павильонах киностудии «Мосфильм», и в Ленинграде и его пригородах, а ради некоторых сцен пришлось побывать в Австрии.
Одними из самых сложных для артистов оказались ленинградские эпизоды: там им нужно было входить в холодные воды Невы, хотя к тому времени уже наступила осень и купаться возле Петропавловской крепости никому не хотелось. Тем не не менее исполнители дубль за дублем погружались в воду в одежде, добиваясь нужного результата.
Самое интересное, что даже несмотря на крайне сложное финансовое положение Суриковой удалось пригласить на главную роль немецкого актёра Ульриха Плейтгена.
Он, как вспоминали потом коллеги, на площадке звёздности не выказывал и работал наравне с советскими коллегами. А они, кстати, тоже были знаменитыми:
Николай Караченцов, Леонид Ярмольник, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Михаил Боярский, Виктор Проскурин и ещё десяток отечественных кинозвёзд охотно откликнулсь на предложение Суриковой сняться в её новом фильме.
А настоящей любимицей группы стала коза Маня (любопытно, что играла она козу Фросю), которая вдохновенно покоряла решётку Зимнего дворца, когда Алла Сурикова решила повторить всемирно известные кадры Сергея Эйзенштейна.
Советская комедия «Чокнутые» вышла в 1991 году. Ну а в конце декабря 1991 года перестал СССР перестал существовать.
Алла Сурикова работать, конечно же, продолжила и после сняла ещё полтора десятка лент, но всё это уже истории российские. А «Чокнутые» - это её последний советский фильм.
А как вы считаете, чтобы чего-то достичь в нашей стране, действительно нужно быть немного чокнутым?
А ещё приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!» . Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах, когда едете за рулём, бегаете в парке или копаете грядки. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296