В целом, неплохо. Есть сталинский дух. Люди искренне строят новую жизнь. И вот что мне пришло в голову. При Сталине советское кино было похоже на индийское кино – все постоянно поют и пляшут. Это не плохо, и не хорошо само по себе. Просто такой стиль подачи материала. Кино есть, прежде всего, развлечение для низших каст, а они без песен и танцев не могут представить себе позитивный образ жизни.
Что касается именно этого фильма, то в нем показана вся сложность отношений с высокоранговой самкой. Причем, конечно, с точки зрения феминизма, т.е. женщина тут всегда права. Но если смотреть объективно, то, конечно, только идиот решится связать свою жизнь с такой стервой, которая даже на помолвке не может удержаться, чтобы не унизить жениха при посторонних. Ну, не в состоянии она упустить малейшую возможность показать свое доминантное положение, и все тут! И как всегда, из крайности в крайность. Одни эмоции, разум молчит. То она обожествляет своего избранника, то она его ненавидит. То она согласна на все, то она не уступит и вершка. И все с полной отдачей. Это так по-женски. Какая вожжа под хвост попадет, та ей и правит. Как сказал главный герой: «На таких сумасшедших нельзя жениться!» Такие резкие перепады настроения невесты, такие метания из стороны в сторону не выдержит ни один нормальный мужчина. Да, пока длиться первая фаза эстрального цикла, пока в ее голове царит половой угар, она вроде бы иногда способна пойти на компромисс. Она влюблена, она мила, и она понимает, что надо бы порой попридержать свой острый язычок. Но за перовой фазой придут другие, и тогда я не позавидую ее мужу.
Как и в «Кубанских казаках», главная коллизия фильма состоит в том, что председатель колхоза не хочет отдавать в другой колхоз ценного работника. Ведь эта орденоносная невеста уедет к мужу и тогда колхоз уже не сможет побеждать в соцсоревновании. Но если в «Кубанских казаках» активно мешал свадьбе сам председатель, то тут заводилами выступили простые колхозники, а председательша колхоза лишь одобрила повышенные обязательства, которые взяли на себя жених и невеста в качестве того самого социалистического приданого, указанного в названии фильма.
Вообще, в фильмах 50-х годов еще угадываются отголоски крепостничества – видеть в работнике неотъемлемую часть хозяйства. Взаимоотношения председателя колхоза и простых колхозников чем-то в напоминают взаимоотношения помещика и крепостных. Конечно, председатель воспринимает своих подчиненных не как свою личную собственность, но считает себя вправе вмешиваться в их личную жизнь, подобно тому, как вмешивается отец в жизнь дочери . И, разумеется, председатель совершенно авторитарно руководит всеми делами колхоза: «Правление одобрит!» И простые колхозники считают это нормальным, т.к. авторитет председателя подобен именно родительскому авторитету. Рассуждая чисто теоретически, переход от крепостного права к социалистическим колхозам мог бы произойти еще при Николае 1-м. Никаких принципиальных препятствий там не было бы.