Бассейн Северной Двины и Онеги в Древнем Новгороде называли страной Заволочье. От слова «волок» - перевал, который отделял системы рек текущих на юго-запад от тех рек, направляющихся к Ледовитому океану.
Все эти земли населялись русскими людьми, издревле освоившие здешние суровые края. Города ими построенные, являлись коренными народными – вечевыми, в отличие от соседней Московской земли, где выбором мест и устройством городов занимались князья и митрополиты.
В дремучих лесах, в верховьях и устьях рек вначале были устроены укреплённые городищи – погосты, которых, согласно летописям, насчитывалось более сорока. Но до наших дней из древних сохранились лишь Великий Устюг, Вага, Вологда, Каргополь, Соль-Вычегодская и Холмогоры. Да и они находятся уже совсем не на тех местах, что изначально выбирали предки. Огонь довольно часто уничтожал деревянные постройки и поэтому приходилось переселяться и всё заново отстраивать.
Но всё-равно северные лесные территории привлекали людей своей неприступностью и обилием природных богатств. В первую очередь это железо и соль. Северные места изобиловали соляными месторождениями. В лесах было множество соляных источников. Соляной раствор извлекали и вываривали в глубоких сковородах или котлах.
Когда удавалось найти богатое угодье, на этом месте ставили варницу и возле неё вырастал город с соляным торгом. Именно благодаря соли возникли и перечисленные выше города.
Северо-Восточная Русь с Юго-Западною Галицей в те времена снабжали солью всё русское население.
Но к настоящему времени от огромного числа соляных городищ остались только названия: Сольцы, Солза, Солотча, Соломбола, Солецкий погост, Усольский остров и Усольский волок, река Усолка, Солозеро, Соленое озеро.
Соль варили также на Соловках, Сольне Вычегде, на Каме, на Тотьме, В Посадах: Луд, Ур, Ненокс, Куло.
А вот маленькое морское селение Сюзьма было примечательно тем, что лежало на самом берегу моря и в нем, вследствие крепости соляного раствора морской воды устраивались купания.
Помимо ископаемых богатств, звериного и морского промыслов, на севере широко были развиты и различные ремёсла.
Холмогоры
В этом старинном городе жили благодаря беличьему и грибному промыслам. Но также город славился точильным ремеслом по изготовлению различных поделок. Для этого использовались моржевые клыки, мамонтовы рога, вырываемые из земли. Их них делали шахматы, ажурные ящики для дамского рукоделия, костяные ножи, вилки, ложки. Цена им была высокая. В то время как дешевые изделия мастерили из говяжьих костей знаменитых холмогорских коров. Это ремесло исчезло уже к концу 19 века, хотя в1850 году ещё насчитывалось больше ста мастеров.
Вологда
В Вологде издревле занимались плетением кружева. Это старинное рукоделие соперничало с балахнинскими и мценскими кружевами. Занимались данным ремеслом сообща.. Одни мастерицы-сколошницы накалывали узоры, а другие с помощью коклюшек заполняли их льняными и шелковыми нитями, иногда с примесью золотых. Но почему-то современные историки первенство в плетении кружев отдают западным мастерам. Хотя литературные источники 19 века повествуют о том, кружева плели на севере России уже в 12 веке.
Ещё вологодские мастера прославились выделкой гребней. Особенно в Каднинском уезде, в Усте, или вернее в пяти деревнях Устьинской волости, известной тремя большими ярмарками. Работу производили по заказу, обыкновенно зимою, из рогов, скупаемых на кожевенных заводах. За сотню гребешков платили 5 рублей.
Великий Устюг
В Великом Устюге существовали мастера – единственные в России, наносившие секретным, тщательно скрываемым способом чернеть на галантерейные поделки из серебра.
Вплоть до революции ещё можно было найти мастеров, умеющих с особенным искусством обивать разные коробки белым гладким и просечным железом с особого рода замками.
Соль-Вычегодск
Прославился старинной «сканной работой», называемой филеграновою из волоченого, гнутого и спаяного узорами серебра. Этим способом изготавливали разные изделия: шкатулки, серьги, солонки, коробочки и дамские ридикюли. Продавались очень дорого в Петербурге и Москве. А с конца XVII века стала известна и его "Усольская эмаль"- финифть. И ещё позже развилась иконопись.
Но по мере упадка "лесных городов", исчезали сканные и черневые мастера. Даже память народная стала забывать об этих ремёслах и их прославленных мастерах.
А всё началось после одного заезжего купца, который прибыл в Россию устанавливать с ней торговые связи....
Об этом в статье:
Как внешняя торговля с англичанами способствовала упадку "Лесных городов" северной России