Найти тему

Карантинные путешествия. Железнодорожный

Это путешествие получилось из разряда: "Ну ничего ж себе!" До того о посёлке Железнодорожном я не слышала, не читала, никакой информацией не располагала. Чисто случайно в сети попались на глаза фотографии средневековых домиков в состоянии сильно аховом. Но уж очень домики были живописные - захотелось взглянуть на них своими глазами, что-то потянуло в путь. Ведь бывает привлекательна даже не столько архитектура, сколько атмосфера и настроение.

-2
-3

До того как расскажу коротенько об истории посёлка и последних новостях, хочу пару слов сказать о своих впечатлениях - потому как сложно удержаться от эмоций. Железнодорожный, скажу я вам - будущая "конфетка" нашей области. Здесь абсолютно уникальная атмосфера очень уютного средневекового поселения, органично и рационально возведённого. Видела в нашей области уже достаточно красивых и привлекательных мест, но вот такое погружение в историю со мной случилось наверное впервые здесь. Немецкая брусчатка, уютные и аккуратные улочки, дома - разные по архитектуре, но выдержанные в едином стиле, потрясающе красивая природа, много зелени, тишина и уют спокойной провинциальной жизни - это всё Железнодорожный.

-4
-5

Путешествуя по Европе, мы зачастую умиляемся их маленьким деревенькам и поселениям. Так вот и в нашей области такое, оказывается, тоже есть, и скоро станет ещё более интересным и не менее живописным.

-6
-7

Посёлок Железнодорожный очень удачно расположен - повторяюсь. С горы на него когда-то смотрел средневековый замок, к реке рационально была пристроена мельница, а на красивейшем зелёном берегу реки разместилась ратуша. Все эти объекты носят звучное имя Гердауэн. По незнанию подумала сначала, что всё поселение, видимо, принадлежало какому-то знатному роду, который и занимался этой инфраструктурой, но нет - дело было не так.

-8
-9

Железнодорожный (до 1946 года Гердауэн, нем. Gerdauen) — посёлок в Правдинском районе Калининградской области, расположенный на реке Стоговка/Железнодорожная (бассейн Преголи), у границы с Польшей, в 70 км к юго-востоку от Калининграда и в 22 километрах от города Правдинска. Здесь размещается железнодорожная станция на линии Черняховск — Ольштын (Польша). 2,6 тыс. человек населения.

-10
-11

Населённый пункт на этом месте был основан ещё в XIV веке как город Гердауэн. Название Гердауэн произошло от имени Гирдава - одного из племенных вождей пруссов из знатного рода Рендалиа. Имя Гирдава происходит от прусского слова «гирдин», что означает «говорить, держать речь». В 1260 Гирдава вместе со своим отцом добровольно принял христианство. Во время прусского восстания 1262 года бежал в Кёнигсберг, под защиту Тевтонского ордена. Династия перестала существовать как правящая, а населённый пункт перешёл в собственность Ордена.

-12
-13

В 1325 году рыцарь Тевтонского ордена Хайнрих фон Айзенберг построил на месте прежних укреплений каменный замок и плотину с водяной мельницей. В Гердауэн стали прибывать переселенцы из Германии, селившиеся вокруг этой крепости. Со временем Гердауэн стал достаточно крупным провинциальным городом. 66 земельных наделов, которые Орден передал городу, были освоены за семь лет. С того же времени в посёлке появилась и церковь.

-14
-15
-16
-17

Кирха в Гердауэне была построена в 1345 году. Северная стена без окон - в орденский период являлась частью городской стены. В 1696 году кирха получила сильные повреждения от удара молнии, в 1913 году пострадала от пожара. Во время боевых действий Первой мировой войны кирха была повреждена, западную стену башни пробил артиллерийский снаряд. Восстановлена в начале 1920-х годов.

-18

Во время боевых действий Второй мировой войны кирха не пострадала, в 1948-1957 годах в здании размещался Дом культуры. Из-за отсутствия ухода и ремонтов к середине 1960-х годов прогнили стропила и начала осыпаться черепица, позже обрушились крыша и часть восточного фронтона. Около 1990 года с юго-западной стороны кирхи был пристроен пункт приёма стеклотары.

-19
-20

В конце 1990-х годов были произведены работы по консервации кирхи, отремонтирована крыша башни, обустроена смотровая площадка. Не думаю, что она функционирует до сих пор.

-21

Сейчас и от средневекового замка остались только руины, правда живописные. Поблизости располагалась конюшня - как мы поняли. Из уцелевшего - ворота и глубокий колодец, выложенный на века. Исходя из масштабов разрушений, вряд ли этот замок когда-то будет восстановлен.

-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35
-36

В 1398 году поселение у стен замка Гердауэн получило городские права. В 1404 году в городе насчитывалось 60 дворов. В 1409 году была открыта школа.

-37
-38

В XV веке в Гердауэне завершилось обустройство оборонительных сооружений. Стена кирхи соединялась с крепостной стеной. 1585 и 1665 годы отмечены сильными пожарами, уничтожившими почти весь город.

-39

Гердауэн всегда стремился быть свободным городом, вёл борьбу с Тевтонским орденом. После сорока лет войны порядок и спокойствие в городе восстановил крестоносец фон Шлибен из Саксонии. Город потерял административную независимость, став частным (права горожан при этом не изменились). В XVIII веке в имении фон Шлибена от чумы вымерла половина селян, в живых остались около 800 человек.

-40

В 1718 году замок имел целых 50 пивоваренных заводов. От всех этих пивоварен к 1939 году осталась лишь одна - «Brauerei Kinderhof». В 1909 году в Гердауэне была построена замковая мельница. В довоенных путеводителях по Пруссии были маршруты, проходившие через Гердауэн, в том числе на озеро Бактинзее у плотины, где до XVIII века существовал четырёхметровый плавающий остров.

-41
-42

В Первую мировую войну город лишился половины своей застройки, и был заново отстроен в 1916—1918 гг. коллективом авторов под руководством Гейнца Штоффрегена, став выдающимся примером «Восточнопрусского восстановления».

-43

Вторая мировая война, сохранив воссозданную застройку, уничтожила большую часть более старых домов. Так что Железнодорожный является прекрасным образцом возрождённого города, архитектуру которого даже современники путали с сохранившейся средневековой застройкой. До недавнего времени уже и эта восстановленная "средневековая" архитектура выглядела далеко не лучшим образом.

Фото: яндекс-картинки
Фото: яндекс-картинки
Фото: яндекс-картинки
Фото: яндекс-картинки

А некоторые домики и вовсе не дождутся наверное уже своей очереди.

-46
-47
-48

После Второй мировой войны Гердауэн в составе СССР. В 1946 году переименован в Железнодорожный.

-50

В советский период в Железнодорожном работали пивоваренный, маслодельный и кирпичный заводы. Сейчас пивоваренный завод заброшен, его здание разобрано местными жителями на кирпичи.

-51

И казалось бы, посёлку уже ничего примечательного ждать не приходилось - но нет. Буквально год назад начались масштабные реставрационные работы первых 33-х домов исторической застройки. В поселке решено было возобновить замечательную традицию восстановления. Давайте полюбуемся на фото средневековых домов "до" и "после". Чтоб и мой восторг от увиденного стал более понятен.

Фото: https://kgd.ru/
Фото: https://kgd.ru/
-53
Фото: https://kgd.ru/
Фото: https://kgd.ru/
-55
-56
-57
-58
-59
-60
-61

В планах властей области создать «открыточный вид», который привлечёт туристов и даст новую жизнь населённому пункту. После войны власти региона почти не занимались обустройством Железнодорожного. Жители посёлка самостоятельно укрепляли покосившиеся дома, чинили протекающие крыши и штукатурили фасады. Ремонт проводится сейчас в том числе и по старым фото начала века, когда эти дома основательно реконструировались в последний раз.

-62
-63
-64

А буквально несколько дней назад появилась информация, что работы по ревитализации в посёлке будут продолжены и далее.

-65
- В следующем году капитально отремонтируем ещё несколько десятков домов, приведём в порядок дом культуры, спроектируем и построим современные очистные сооружения, завершим в этом году газификацию, - сказал губернатор КО. Также, по словам губернатора, дальнейшее благоустройство поселка будет включать в себя ремонт дорог, тротуаров, дорожных проездов, организацию парковок и реконструкцию центральной площади. А всю проводку спрячут под землю по программе «Чистое небо».

Это, к слову, центральная площадь посёлка. Она и сейчас уже довольно симпатичная.

-66
-67
-68
-69
-70
-71
-72

Дом культуры

-73
-74

Интересно, что попали мы в Железнодорожный в такой исторический момент - когда происходят глобальные перемены в жизни посёлка. Информацию обо всём этом я нашла уже позднее, а тогда мы просто гуляли и восхищались новенькой отделкой старинных зданий (аутентичный облик их, повторюсь, сохранён). Наверняка найдутся противники таких реноваций, но я лично считаю, что новый облик в разы лучше того, что было. Нет здесь вычурности или безвкусицы - всё достаточно гармонично и привлекательно. Ещё украсить фасады разнообразными стильными "фишками" (вывесками, рисунками) в европейском стиле - вообще будет загляденье. А развалин ещё осталось достаточно для желающих именно ими восхищаться.

-75
-76

Ещё привлекли наше внимание стильные входные двери и ворота у всех "новеньких" домов, со вкусом подобранные к фасадам. Уже потом прочла, что родные, деревянные двери, будут сохранены в музее.

-77
-78
-79

Видно даже по фото, что работы сейчас в активной стадии - где-то ещё занимаются фасадами, где-то укладывают плитку на улочках. Висящие по фасадам провода больше вопросов не вызывают ("Чистое небо").

-80
-81

А вот мельница 1909 года постройки сейчас находится не в самом лучшем виде. Фасад шикарен и почти полностью сохранен, но вот внутри все перекрытия рухнули.

-82
-83
-84
-85
-86
-87

По соседству с мельницей располагается очень живописное кафе с потрясающими видами на небольшую плотину.

-88
-89
-90
-91

Если грандиозным планам по развитию туризма в посёлке суждено таки сбыться в полном объёме, то из бывшей мельницы получился бы шикарный отель к примеру. Виды там реально просто бесподобные. Кафе сейчас не работает в силу известных причин, и территория закрыта - но мы поснимали "водопад" и всё вокруг. Супер. Здесь даже картины писать можно.

-92
-93
-94

Посёлок стоит на реке, но по виду она больше напоминает озеро - очень живописное и с красивыми берегами. Эти панорамы вполне могут соперничать со средневековой архитектурой, что в перспективе должна привлекать туристов. Всё вокруг такое живое, зелёное, чистое, не "обсиженное" отдыхающими :)

-95
-96
-97
-98
-99
-100

А это бывший Крайсхаус - здание районного управления. Построено оно в конце XIX - начале XX века. В советское время здесь был интернат, в т.ч. для детей больных туберкулёзом. Здание грандиозное по масштабам и тоже сейчас законсервированное. Надеюсь, и до него реконструкция доберётся когда-нибудь. Его часто называют ратушей Гердауэна, но на самом деле это не она.

-101
-102
-103

Здание ратуши построено в Гердауэне в конце XIX - начале XX века. Она поскромнее.

-104
-105

Забавно было наблюдать реакцию местных жителей на наш фотоаппарат (а мы такие там были далеко не одни). Жители посёлка улыбались, следя за фотосессией. Они ещё к интересу приезжих не привыкли. Кто-то спросил: "Красиво?" Да конечно, ещё бы! Думаю, их-то точно больше всех остальных происходящие перемены радуют. Многие уже взялись за благоустройство придомовой территории - кое-где разбиты клумбы и цветут цветы - не смотря на проходящий ремонт.

-106
-107

Да и вообще, красота и комфорт вокруг обязательно должны добавить в жизнь позитива. Искренне желаю Железнодорожному и его жителям только положительных перемен, развития и процветания. И пусть приезжает много туристов!:) И мы тоже обязательно наведаемся сюда ещё - очень уж красиво и уютно всё.

И ещё немного фото, что традиционно не вместились уже в повествование :)

-108
-109
-110
-111
-112
-113
-114
-115
-116
-117
-118
-119
-120
-121
-122
-123
-124
-125

Если Вам понравилась статья и Вы интересуетесь Калининградской областью, то по синей ссылке найдёте рассказы о всех (наиболее крупных) населённых пунктах нашей области (всего 33 статьи): Что стоит посмотреть в Калининградской области. Про 21 город и не только. Отпуск 2020

ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ КАНАЛА и немного об авторах

Не стесняйтесь нажимать 👍 и подписываться на канал - у меня ещё много историй 😜