Это путешествие получилось из разряда: "Ну ничего ж себе!" До того о посёлке Железнодорожном я не слышала, не читала, никакой информацией не располагала. Чисто случайно в сети попались на глаза фотографии средневековых домиков в состоянии сильно аховом. Но уж очень домики были живописные - захотелось взглянуть на них своими глазами, что-то потянуло в путь. Ведь бывает привлекательна даже не столько архитектура, сколько атмосфера и настроение.
До того как расскажу коротенько об истории посёлка и последних новостях, хочу пару слов сказать о своих впечатлениях - потому как сложно удержаться от эмоций. Железнодорожный, скажу я вам - будущая "конфетка" нашей области. Здесь абсолютно уникальная атмосфера очень уютного средневекового поселения, органично и рационально возведённого. Видела в нашей области уже достаточно красивых и привлекательных мест, но вот такое погружение в историю со мной случилось наверное впервые здесь. Немецкая брусчатка, уютные и аккуратные улочки, дома - разные по архитектуре, но выдержанные в едином стиле, потрясающе красивая природа, много зелени, тишина и уют спокойной провинциальной жизни - это всё Железнодорожный.
Путешествуя по Европе, мы зачастую умиляемся их маленьким деревенькам и поселениям. Так вот и в нашей области такое, оказывается, тоже есть, и скоро станет ещё более интересным и не менее живописным.
Посёлок Железнодорожный очень удачно расположен - повторяюсь. С горы на него когда-то смотрел средневековый замок, к реке рационально была пристроена мельница, а на красивейшем зелёном берегу реки разместилась ратуша. Все эти объекты носят звучное имя Гердауэн. По незнанию подумала сначала, что всё поселение, видимо, принадлежало какому-то знатному роду, который и занимался этой инфраструктурой, но нет - дело было не так.
Железнодорожный (до 1946 года Гердауэн, нем. Gerdauen) — посёлок в Правдинском районе Калининградской области, расположенный на реке Стоговка/Железнодорожная (бассейн Преголи), у границы с Польшей, в 70 км к юго-востоку от Калининграда и в 22 километрах от города Правдинска. Здесь размещается железнодорожная станция на линии Черняховск — Ольштын (Польша). 2,6 тыс. человек населения.
Населённый пункт на этом месте был основан ещё в XIV веке как город Гердауэн. Название Гердауэн произошло от имени Гирдава - одного из племенных вождей пруссов из знатного рода Рендалиа. Имя Гирдава происходит от прусского слова «гирдин», что означает «говорить, держать речь». В 1260 Гирдава вместе со своим отцом добровольно принял христианство. Во время прусского восстания 1262 года бежал в Кёнигсберг, под защиту Тевтонского ордена. Династия перестала существовать как правящая, а населённый пункт перешёл в собственность Ордена.
В 1325 году рыцарь Тевтонского ордена Хайнрих фон Айзенберг построил на месте прежних укреплений каменный замок и плотину с водяной мельницей. В Гердауэн стали прибывать переселенцы из Германии, селившиеся вокруг этой крепости. Со временем Гердауэн стал достаточно крупным провинциальным городом. 66 земельных наделов, которые Орден передал городу, были освоены за семь лет. С того же времени в посёлке появилась и церковь.
Кирха в Гердауэне была построена в 1345 году. Северная стена без окон - в орденский период являлась частью городской стены. В 1696 году кирха получила сильные повреждения от удара молнии, в 1913 году пострадала от пожара. Во время боевых действий Первой мировой войны кирха была повреждена, западную стену башни пробил артиллерийский снаряд. Восстановлена в начале 1920-х годов.
Во время боевых действий Второй мировой войны кирха не пострадала, в 1948-1957 годах в здании размещался Дом культуры. Из-за отсутствия ухода и ремонтов к середине 1960-х годов прогнили стропила и начала осыпаться черепица, позже обрушились крыша и часть восточного фронтона. Около 1990 года с юго-западной стороны кирхи был пристроен пункт приёма стеклотары.
В конце 1990-х годов были произведены работы по консервации кирхи, отремонтирована крыша башни, обустроена смотровая площадка. Не думаю, что она функционирует до сих пор.
Сейчас и от средневекового замка остались только руины, правда живописные. Поблизости располагалась конюшня - как мы поняли. Из уцелевшего - ворота и глубокий колодец, выложенный на века. Исходя из масштабов разрушений, вряд ли этот замок когда-то будет восстановлен.
В 1398 году поселение у стен замка Гердауэн получило городские права. В 1404 году в городе насчитывалось 60 дворов. В 1409 году была открыта школа.
В XV веке в Гердауэне завершилось обустройство оборонительных сооружений. Стена кирхи соединялась с крепостной стеной. 1585 и 1665 годы отмечены сильными пожарами, уничтожившими почти весь город.
Гердауэн всегда стремился быть свободным городом, вёл борьбу с Тевтонским орденом. После сорока лет войны порядок и спокойствие в городе восстановил крестоносец фон Шлибен из Саксонии. Город потерял административную независимость, став частным (права горожан при этом не изменились). В XVIII веке в имении фон Шлибена от чумы вымерла половина селян, в живых остались около 800 человек.
В 1718 году замок имел целых 50 пивоваренных заводов. От всех этих пивоварен к 1939 году осталась лишь одна - «Brauerei Kinderhof». В 1909 году в Гердауэне была построена замковая мельница. В довоенных путеводителях по Пруссии были маршруты, проходившие через Гердауэн, в том числе на озеро Бактинзее у плотины, где до XVIII века существовал четырёхметровый плавающий остров.
В Первую мировую войну город лишился половины своей застройки, и был заново отстроен в 1916—1918 гг. коллективом авторов под руководством Гейнца Штоффрегена, став выдающимся примером «Восточнопрусского восстановления».
Вторая мировая война, сохранив воссозданную застройку, уничтожила большую часть более старых домов. Так что Железнодорожный является прекрасным образцом возрождённого города, архитектуру которого даже современники путали с сохранившейся средневековой застройкой. До недавнего времени уже и эта восстановленная "средневековая" архитектура выглядела далеко не лучшим образом.
А некоторые домики и вовсе не дождутся наверное уже своей очереди.
После Второй мировой войны Гердауэн в составе СССР. В 1946 году переименован в Железнодорожный.
В советский период в Железнодорожном работали пивоваренный, маслодельный и кирпичный заводы. Сейчас пивоваренный завод заброшен, его здание разобрано местными жителями на кирпичи.
И казалось бы, посёлку уже ничего примечательного ждать не приходилось - но нет. Буквально год назад начались масштабные реставрационные работы первых 33-х домов исторической застройки. В поселке решено было возобновить замечательную традицию восстановления. Давайте полюбуемся на фото средневековых домов "до" и "после". Чтоб и мой восторг от увиденного стал более понятен.
В планах властей области создать «открыточный вид», который привлечёт туристов и даст новую жизнь населённому пункту. После войны власти региона почти не занимались обустройством Железнодорожного. Жители посёлка самостоятельно укрепляли покосившиеся дома, чинили протекающие крыши и штукатурили фасады. Ремонт проводится сейчас в том числе и по старым фото начала века, когда эти дома основательно реконструировались в последний раз.
А буквально несколько дней назад появилась информация, что работы по ревитализации в посёлке будут продолжены и далее.
- В следующем году капитально отремонтируем ещё несколько десятков домов, приведём в порядок дом культуры, спроектируем и построим современные очистные сооружения, завершим в этом году газификацию, - сказал губернатор КО. Также, по словам губернатора, дальнейшее благоустройство поселка будет включать в себя ремонт дорог, тротуаров, дорожных проездов, организацию парковок и реконструкцию центральной площади. А всю проводку спрячут под землю по программе «Чистое небо».
Это, к слову, центральная площадь посёлка. Она и сейчас уже довольно симпатичная.
Дом культуры
Интересно, что попали мы в Железнодорожный в такой исторический момент - когда происходят глобальные перемены в жизни посёлка. Информацию обо всём этом я нашла уже позднее, а тогда мы просто гуляли и восхищались новенькой отделкой старинных зданий (аутентичный облик их, повторюсь, сохранён). Наверняка найдутся противники таких реноваций, но я лично считаю, что новый облик в разы лучше того, что было. Нет здесь вычурности или безвкусицы - всё достаточно гармонично и привлекательно. Ещё украсить фасады разнообразными стильными "фишками" (вывесками, рисунками) в европейском стиле - вообще будет загляденье. А развалин ещё осталось достаточно для желающих именно ими восхищаться.
Ещё привлекли наше внимание стильные входные двери и ворота у всех "новеньких" домов, со вкусом подобранные к фасадам. Уже потом прочла, что родные, деревянные двери, будут сохранены в музее.
Видно даже по фото, что работы сейчас в активной стадии - где-то ещё занимаются фасадами, где-то укладывают плитку на улочках. Висящие по фасадам провода больше вопросов не вызывают ("Чистое небо").
А вот мельница 1909 года постройки сейчас находится не в самом лучшем виде. Фасад шикарен и почти полностью сохранен, но вот внутри все перекрытия рухнули.
По соседству с мельницей располагается очень живописное кафе с потрясающими видами на небольшую плотину.
Если грандиозным планам по развитию туризма в посёлке суждено таки сбыться в полном объёме, то из бывшей мельницы получился бы шикарный отель к примеру. Виды там реально просто бесподобные. Кафе сейчас не работает в силу известных причин, и территория закрыта - но мы поснимали "водопад" и всё вокруг. Супер. Здесь даже картины писать можно.
Посёлок стоит на реке, но по виду она больше напоминает озеро - очень живописное и с красивыми берегами. Эти панорамы вполне могут соперничать со средневековой архитектурой, что в перспективе должна привлекать туристов. Всё вокруг такое живое, зелёное, чистое, не "обсиженное" отдыхающими :)
А это бывший Крайсхаус - здание районного управления. Построено оно в конце XIX - начале XX века. В советское время здесь был интернат, в т.ч. для детей больных туберкулёзом. Здание грандиозное по масштабам и тоже сейчас законсервированное. Надеюсь, и до него реконструкция доберётся когда-нибудь. Его часто называют ратушей Гердауэна, но на самом деле это не она.
Здание ратуши построено в Гердауэне в конце XIX - начале XX века. Она поскромнее.
Забавно было наблюдать реакцию местных жителей на наш фотоаппарат (а мы такие там были далеко не одни). Жители посёлка улыбались, следя за фотосессией. Они ещё к интересу приезжих не привыкли. Кто-то спросил: "Красиво?" Да конечно, ещё бы! Думаю, их-то точно больше всех остальных происходящие перемены радуют. Многие уже взялись за благоустройство придомовой территории - кое-где разбиты клумбы и цветут цветы - не смотря на проходящий ремонт.
Да и вообще, красота и комфорт вокруг обязательно должны добавить в жизнь позитива. Искренне желаю Железнодорожному и его жителям только положительных перемен, развития и процветания. И пусть приезжает много туристов!:) И мы тоже обязательно наведаемся сюда ещё - очень уж красиво и уютно всё.
И ещё немного фото, что традиционно не вместились уже в повествование :)
Если Вам понравилась статья и Вы интересуетесь Калининградской областью, то по синей ссылке найдёте рассказы о всех (наиболее крупных) населённых пунктах нашей области (всего 33 статьи): Что стоит посмотреть в Калининградской области. Про 21 город и не только. Отпуск 2020
ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ КАНАЛА и немного об авторах
Не стесняйтесь нажимать 👍 и подписываться на канал - у меня ещё много историй 😜