После посещения Кафедрального собора мы отправились в Дом-музей Эль Греко. Так получилось, что, неоднократно посещая Толедо, по странному стечению обстоятельств я и Ольга смогли впервые посетить Дом-музей Эль Греко только осенью 2015 года. И вот мы идем туда снова, чтобы показать шедевры великого художника нашим сыновьям.
Доменикос Теотокопулос (1541–1614 гг.), прозванный Эль Греко («Грек»), родился на острове Крит, в то время находившемся под протекторатом Венецианской республики. В юности он изучал иконопись, в возрасте двадцати шести лет отправился в Венецию. В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ. В 1575–1576 гг. Эль Греко переехал в Испанию, сначала в Мадрид, а потом в Толедо, где он получил свой первый заказ на девять работ для запрестольного образа монастыря Санто-Доминго-эль-Антигуо и полотно «Срывание одежд» (1577–1579 гг.) для ризницы Толедского Кафедрального собора. Затем ему удалось получить два важных королевских заказа — «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество Святого Маврикия». Но манера письма художника не понравилась королю Филиппу II, и он удалил Эль Греко от своего двора.
Эль Греко обосновался в Толедо, где провел большую часть своей жизни и выработал свой собственный стиль. Выполняя заказные работы в Испании, Эль Греко создавал многофигурные алтарные композиции, изображения Девы Марии, Распятия, Святого Семейства, святых и апостолов, к образам которых обращался неоднократно. Однако вопреки церковным канонам, он трактовал религиозные сюжеты по-своему, часто писал образы для сцен Священной истории с живущих людей.
В 1585 году Эль Греко нанял помощника Франсиско Пребосте и основал мастерскую, в которой, кроме картин, можно было изготавливать алтарные рамы и статуи.
Особняк XVI века, где сегодня находится Дом-музей Эль Греко (Casa Museo de El Greco), не был его домом. Дом художника находился поблизости, но он сгорел во время пожара. В 1907–1910 гг. была проведена реконструкция здания, где сейчас располагается музей. Старая усадьба с рачительностью и любовью превращена в Дом-музей Эль Греко. Воссозданы быт и обстановка, где жил и творил великий художник — скрупулезно перенесены его личные вещи, мебель той эпохи и коллекция керамики Талавера-де-ла-Рейна. Музей открылся 12 июня 1911 года.
Сегодня в музее можно увидеть произведения Эль Греко, в основном принадлежащие к последнему периоду его творчества: «Вид и план Толедо», «Плач Святого Петра», портреты Диего де Коваррубиас и его брата Антонио, «Святой Бернардин», «Искупитель». Мне больше всего импонирует галерея Апостолов. В музее также выставлены работы учеников Эль Греко — Луиса Тристана и Герреро Малагона.
Полотно «Вид и план Толедо» — главная живописная жемчужина музея. На холсте изображена художественная панорама города и сам художник, в руках которого план местности.
Чтобы завершить разговор об Эль Греко, необходимо сказать, что один из главных шедевров художника находится также в Толедо, в церкви Сан-Томе, которую мы посетили на следующий день. Музей одной картины, так еще называют церковь Сан-Томе. Полотно «Погребение графа Оргаса» относится не только к числу самых известных работ автора, но и к числу лучших портретных работ в средневековой Испании.
Церковь Сан-Томе, как и Дом-музей Эль Греко, находится в еврейском квартале Толедо. Церковь перестроена из мечети XII века. Название свое она получила в честь апостола Фомы. Построена в стиле мудехар и имеет три нефа. Бывший минарет мечети в XIV веке был восстановлен в мавританском стиле и стал колокольней. Колокольня построена из камня и кирпича, арочные окна подковообразные. Среди художественных достопримечательностей: три алтаря, выполненные в стилях платереско и барокко, мраморная скульптура Девы Марии, мраморная купель для крещения, полотна Луиса Тристана. Полотно «Погребение графа Оргаса» хранится в капелле Консепсьон. Картина написана в период 1586–1588 гг. специально для церкви Сан-Томе по заказу приходского священника Нуньеса и повествует о чуде, свершившимся на погребении богатого горожанина и мецената графа Оргаса в 1323 году, когда Святой Августин и Святой Стефан спустились с небес, чтобы предать земле тело покойного. Размеры картины 4,8 м на 3,6 м и вписана она в арку капеллы, поэтому никогда не вывозилась за пределы церкви. В большинстве персонажей Эль Греко изобразил своих современников. В образе рыцаря, прямо смотрящего на зрителей, можно узнать самого художника, а в персонаже пажа, несущего факел, — его сына Хорхе Мануэля.
Фотографировать картину вообще-то запрещено, но сами понимаете — соблазн слишком велик.
Вечером, по дороге домой, за окном общежития для студентов мы увидели двух милейших молоденьких кошек, которые явно скучали без оставивших их одних хозяев…
Вадим Рыбаков (DOC)