В предыдущей статье я рассказывала вам простые способы логистики и обещала написать подробнее про фулфилмент и дропшиппинг, что очень актуально и для новичков, и для тех, кто живет в небольших городах.
Читайте до конца важные аспекты о начале работы и о нюансах по данным направлениям.
Начну, пожалуй, с фулфилмента - что же это такое?
Фулфилмент – это сервис, которому вы можете делегировать свои задачи, а именно:
- приемка товара;
- хранение товара;
- обработка заказов;
- компектация;
- упаковка;
- передача заказа курьерской службе;*
- доставка клиенту.
Перед тем, как начать работу с таким сервисом, обязательно просчитайте все параметры, съездите к ним на экскурсию, чтобы наглядно увидеть все условия.
* Как правило, отдельных отчетов по работе курьерской службы, фулфилмент не предоставляет. Но многие компании заключают отдельный договор с курьерской службой, чтобы наглядно понимать, что они доставили, в каком количестве, какой доход это принесло и т.д.
Стоит отметить, что 5 лет назад фулфилмент был очень дорогой в обслуживании, а сейчас он имеет доступные цены, даже для начинающего предпринимателя.
Теперь я расскажу о положительных и отрицательных сторонах фулфилмента.
ПЛЮСЫ:
1. Не нужно нанимать сотрудников;
2. Не нужен склад и аренда;
3. Не нужно оснащение помещения (рабочее место, ПК, сканеры, контроль времени работы и качества и т.п.).
Это позволит вам сэкономить приличную сумму денег.
4. Не надо платить налоги и ЗП;
5. Возможность изменять объемы продаж без ущерба для себя.
Допустим, сегодня вы решили устроить супер акцию, соответственно, вы получаете не как обычно 50 заказов в день, а 500 заказов. И естественно, если у вас не слаженная работа с какими-то сторонними сервисами, или же у вас мало людей, которые могут укомплектовывать эти заказы , вас спасает фулфилмент - они это работу делают за вас, у вас попросту не болит голова на этот счет.
6. Использование дорогих WMS систем.
Это автоматизированная система складского хранения (сканирование артикулов).
7. "Любой каприз за ваши деньги".
Если вы хотите посчитать сроки годности - пожалуйста, хотите, чтобы сфотографировали товар на складе – пожалуйста, но в конце месяца это будет внесено в ваш счет.
МИНУСЫ:
1. Работа по регламентам, а не так как вам хочется сию минуту.
Допустим, вам понадобилось, чтобы кладовщики работали ночью – об этом надо договариваться заранее. У данного сервиса есть четкий регламент – в какое время они отгружают товар, в какие дни и в каком количестве.
2. Не всегда дешево.
Выше я уже упоминала, что обязательно нужно провести расчеты и каким образом это сделать - читайте дальше.
3. Работа с определенными курьерскими компаниями.
Некоторые фулфилменты "на входе" могут сказать, что необходимо заключить договор о том, что вы будете работать только с их курьерскими компаниями.
4. Сложность обучения операторов колл-центра.
Если у вас большое количество товаров со сложным описанием и инструкциями, то будет необходимо обсудить этот момент заранее и обговорить график обучения менеджеров.
5. Возможна «текучка».
У сотрудников фулфилмента невысокие ЗП (многие вообще работают на удаленке) и именно поэтому может возникать "текучка".
В любом случае, чтобы оценить качество работы того или иного менеджера, вы будете прослушивать их звонки и выделять лучших для себя менеджеров. И тогда вы сможете просить, чтобы бОльшую часть работы по вашему проекту выполняли "любимые" менеджеры (об этом тоже стоит заранее договариваться), благодаря чему их ЗП будут выше и они не захотят уходить (хотя бы временно).
6. Техническая интеграция.
Фулфилменты хотят чтобы все данные (например, артикулы и штрих-коды) попадали к ним - нужно это учитывать. Некоторым компаниям это не всегда нравится, особенно у кого большие партии, а не просто 5-10 товаров.
7. Ограниченность в отчетах.
У фулфилмента есть определенный пул отчетов и если вам захочется посмотреть, например, движение конкретного бренда/товара по складу, или понять себестоимость своего склада, они могут вам отказать, потому что у них нет таких отчетов. А на вопрос -"Почему?", ответ будет простой - (например) такого формата отчеты им не нужны.
8. Товар за ваш счет.
В любом случае я рекомендую делегировать свои задачи профессионалам.
Сколько вам нужно будет выделять денежных средств на работу с фулфилментом?
1. В первую очередь, вам нужно посчитать цену обработки заказа "по кругу".
Значит, взять все расходы, которые вы будете нести и поделить на количество заказов.
Условно, у вас может получиться ~100 рублей.
2. Габариты.
Фулфилмент, как правило, считает в кубических метрах хранения (а не в квадратных метрах, как мы привыкли видеть) – им так удобно.
3. Количество артикулов в заказе вместе с подарками.
Классические фулфилменты в частности предоставляют до 3 артикулов - по тарифу, а дальше за каждый дополнительный артикул – отдельная плата.
Соответственно, если у вас будет много подарков (которые вы приобретаете в качестве УТП (уникальное торговое предложение)) - вам придется оплачивать дополнительно эти артикулы. Но существует хитрый лайфхак: вы можете попросить своего поставщика, чтобы тот упаковывал ваши подарки в единый пакет (поставщик скорее всего согласиться, особенно, если вы приобретаете у него в больших партиях товары).
4. Дополнительные вложения (накладная, инструкция и т.д.)
5. Свой или давальческий расходный материал.
Конечно, лучше покупать самим все расходные материалы (крафт бумагу, наполнители и т.п.), потому что за каждый отдельный материал от фулфилмента вы будете получать плюсом к счету в конце месяца.
6. Штрих коды.
Если ваш товар приходит без штрих-кодирования, то работа с ними невозможна и это уже стоит дополнительных вложений.
7. Дополнительные упаковки.
Например, упаковка в ZIP пакет.
8. Приемка товара.
Важно просчитать заранее экономику фулфилмента (желательно нескольких), потому что заранее они не смогут вам сказать точную стоимость, так как не знают, что именно вам нужно.
Теперь пришло время рассказать, о том, что такое...
Дропшиппинг
Здесь фулфилментом выступает уже ваш поставщик: вы не покупаете товар и не храните его.
Классическая версия:
1. Покупатель делает заказ в вашем магазине;
2. Дропшиппер (вы) заказываете товар на складе;
3. Склад отправляет товар клиенту;
4. Склад получает деньги и отдает вам процент;
5. Клиент получает и оплачивает товар;
Но бывают и некоторые отклонения, например:
Дропшиппинговая компания может сказать, что вы сами рассчитывайтесь с клиентом (допустим берите предоплату, забирайте товар со склада сами и пр.). У каждой компании могут быть абсолютно разные условия работы, процентные ставки и т.п.
ПЛЮСЫ:
1. Все то же самое, что и в фулфилменте, кроме капризов;
2. Работаете напрямую с производителем или поставщиком;
3. Не нужны оборотные средства;
4. Вложения только в рекламу и обработку заявок;
5. Выгрузка остатков и ассортимента в разных форматах.
Дропшиппинговая компания заинтересована, чтобы у вас была максимально полная информация о товарах "на руках".
6. Решенные вопросы с сертификацией.
МИНУСЫ:
1. Вы не видите товар, который отправляете.
Как например, в фулфилменте вы можете узнать мятая ли коробка, не протек ли товар и т.д.
2. Невозможно доложить подарки.
Бывает, что есть возможность доложить подарок, но только из их ассортимента.
3. Переход «базы» клиентов.
Даже, если они вам говорят, что ваши клиенты им не нужны - это не так, они все равно попадут в их базу потенциальных клиентов.
4. Небольшая маржа.
Да, тут небольшая наценка, потому что "халявы" не бывает, учитывайте тот факт, что всю основную работу делают за вас.
5. Ухудшение качества отгружаемой продукции (не всегда, но часто).
Всегда держите обратную связь с покупателями, узнавайте у них, всё ли им понравилось.
6. Невозможность контроля сроков отправки.
Тут есть своего рода "стихийность регламента": если, например, у них будет свой завал с заказами, то скорее всего ваши они отодвинут.
На старте дропшиппинг очень хорошая идея, но после, как только вы проработаете несколько месяцев в таком режиме, поймете, какие товары продаются и как они продаются, смело приступайте к фулфилменту.
Не подсаживайтесь "на иглу" комфорта. Двигайтесь дальше к своей цели.
Если вы уже прошли этап дропшиппинга и хотите приступить к созданию своего интернет-магазина, то рекомендую прочитать предыдущие мои статьи:
1) "Как создать СВОЙ интернет-магазин с нуля"
2) "Как найти ТОП-идеи для начинающего предпринимателя"
3) "Поиск ниши по 10 параметрам (для интернет-магазина)"
Обязательно подписывайтесь, ставьте лайки и всем успехов в достижении своих целей!