Найти в Дзене
Архивариус Кот

«Мы лучше поспешим на бал…»

Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.

Эти строки А.С.Пушкина, вероятно, помнят все. И, конечно же, Толстой в своём великом романе не мог не отправить на бал своих героев. Давайте последуем за ними.

На всех балах автор будет уделять особое внимание Наташе. Сначала Лев Николаевич опишет бал на именинах у Ростовых. Конечно, главное украшение этой сцены - знаменитая пляска графа, тот самый «Данила Купор», смотреть на которого сбежится весь дом Ростовых: «все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой — женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина».

Не могу привести описание танца (слишком много места это бы заняло), знаю по комментариям, что многие, как и я, восхищаются этой сценой и в романе, и в экранизации; напомню лишь, что любуются пляской все: «визави не могли ни на минуту обратить на себя внимание и даже не старались о том. Всё было занято графом и Марьею Дмитриевной». И великолепное — «”Батюшка-то наш! Орёл!”— проговорила громко няня из одной двери».

И эхом отзовётся эта сцена в эпилоге романа, в размышлениях Николая о любимой дочери: «Он, глядя на детское круглое счастливое личико, думал о том, какою она будет, когда он начнёт вывозить её старичком и, как, бывало, покойник отец танцовывал с дочерью Данилу Купора, пройдётся с нею мазурку».

Но ведь Наташа на именинном балу не только «дёргала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и без того не спускали глаз с танцующих, и требовала, чтобы смотрели на папеньку», она и сама танцует с Пьером. «Наташа была совершенно счастлива: она танцевала с большим, с приехавшим из-за границы. Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У неё в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер, говорила с своим кавалером».

Иллюстрация Д.А.Шмаринова
Иллюстрация Д.А.Шмаринова

Потом мы увидим Наташу на балу у Йогеля. Это так называемый «детский праздник». Помните в «Онегине»:

Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнёт он? Всё равно:
Везде поспеть немудрено.

Ю.М.Лотман в своих комментариях к роману поясняет: «Детский праздник - бал для подростков. “Дамами” на детских праздниках были 13-16-летние барышни, приезжавшие в сопровождении матерей. Однако возраст “кавалеров” мог быть самый разнообразный… Детские праздники начинались и оканчивались раньше обычных балов, так что молодой человек мог успеть ещё заехать с детского праздника в театр, а затем поехать на бал» (в романе Николай хочет ещё успеть на вечер к Архаровым).

Знаменитый П.А.Йогель, долгие годы обучавший дворянских детей танцам, если помните, балы «давал по праздникам для всех своих учеников и учениц». «У Иогеля были самые весёлые балы в Москве» (кстати, - уже не в романе, а в жизни – по мнению многих исследователей, именно на балу у Йогеля Пушкин впервые увидел Натали Гончарову. Это было в доме Кологривова – сейчас на этом месте здание МХАТа имени М.Горького).

Здесь Наташа уже не девочка, над «светскими позами» которой будет посмеиваться мать, Она, «гордая тем, что… в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале», очень счастлива. «Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал. Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех. В того, на кого она смотрела в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена».

И этот бал, и окружающие его события, буквально пронизаны влюблённостью. Ещё чуть раньше мы услышим шутливое признание Денисова: «Куда я не поеду по пг’иказанию г’афини! — сказал Денисов, шутливо поставивший себя в доме Ростовых на ногу рыцаря Наташи, — pas de châle готов танцевать». И если Наташа влюблена во всех, то Денисов любуется только ею:

«— Как она мила, кг’асавица будет, — сказал Денисов.

— Кто?

— Г’афиня Наташа, — отвечал Денисов.

— И как она танцует, какая г’ация! — помолчав немного, опять сказал он.

— Да про кого ты говоришь?

— Пг’о сестг’у пг’о твою, — сердито крикнул Денисов. Ростов усмехнулся».

Апофеоз бала – это мазурка, которую танцуют Наташа с Денисовым, когда «Наташа чутьём угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним — отдаваясь ему».

И, наверное, никого не удивляет, что Денисов, «раскрасневшись от мазурки и отираясь платком, подсел к Наташе и весь бал не отходил от неё», а через два дня неожиданно сделал предложение, поразив графиню: «Денисов сделал предложение. Кому? Этой крошечной девочке Наташе, которая ещё недавно играла в куклы и теперь ещё брала уроки».

А ведь влюблён он не на шутку: «Денисов нагнулся над её рукою, и она услыхала странные, непонятные звуки». И завершение сцены: «”Г’афиня, я виноват перед вами, — продолжал Денисов прерывающимся голосом, — но знайте, что я так боготворю вашу дочь и всё ваше семейство, что две жизни отдам… — Он посмотрел на графиню и, заметив её строгое лицо… — Ну прощайте, г’афиня”, — сказал он, поцеловав её руку, и, не взглянув на Наташу, быстрыми, решительными шагами вышел из комнаты».

И с этим же балом связан новый виток отношений между Николаем Ростовым и Соней: ведь как раз перед балом она откажет Долохову («”Да иначе и не могла поступить моя Соня!” — подумал Николай»), а потом объяснится с Николаем…

Иллюстрация А.В.Николаева
Иллюстрация А.В.Николаева

И вот теперь «Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась ещё дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью».

Но, конечно, самый главный бал – тот, новогодний… До следующего раза!

Продолжение - здесь и здесь

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал

"Оглавление" всех статей по "Войне и миру" здесь

Навигатор по всему каналу здесь