38,5K подписчиков

«Как вихорь жизни молодой»

1,8K прочитали
  Однообразный и безумный,
 Как вихорь жизни молодой,
 Кружится вальса вихорь шумный;
 Чета мелькает за четой… «Они были вторая пара, вошедшая в круг.

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой…

«Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно». Вот оно, чудо! Свершилось!

Но прежде чем поговорить о вальсе, необходимо обратить внимание на одну деталь. Снова свою роль в судьбе героев романа сыграет Пьер Безухов. Он появится ещё в самом начале бала: «”А этот-то, толстый, в очках, фармазон всемирный, — сказала Перонская, указывая на Безухова. — С женою-то его рядом поставьте: то-то шут гороховый!” Пьер шёл, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шёл по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого-то. Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности её, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров». В тот момент Пьер не дошёл до них, остановился переговорить с князем Андреем, но вспомнил о Наташе в самую нужную минуту: «Пьер подошёл к князю Андрею и схватил его за руку.

— Вы всегда танцуете. Тут есть моя protégée, Ростова молодая, пригласите ее, — сказал он.

— Где? — спросил Болконский. — Виноват, — сказал он, обращаясь к барону, — этот разговор мы в другом месте доведём до конца, а на бале надо танцевать».

Иллюстрация Д.А.Шмаринова
Иллюстрация Д.А.Шмаринова

«Он предложил тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой.

“Давно я ждала тебя”, - как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка, своей проявившейся из-за готовых слёз улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея».

Любопытно: кое-кто из историков и литературоведов сомневается, мог ли вообще быть этот вальс…

«Смеётся вальс над всеми модами века»… Для нас с вами, кажется, он существовал всегда. Мы привыкли встречать его, например, в операх, действие которых происходит в далёкие времена: знаменитый вальс в сцене польского бала из «Жизни за царя» М.И.Глинки, «Вальс Джульетты» Ш.Гуно и его же вальс из «Фауста»… Однако в давние века о вальсе и не слыхивали.

Я не буду сейчас говорить об истоках вальса, «высчитывать» его корни. Только несколько слов.

Вальс становится популярным в Австрии ближе к концу XVIII века и практически сразу же приобретает статус «непристойного» танца. Известная своими нравоучительными произведениями С.-Ф.Жанлис (та самая, именем которой дразнят Веру младшие Ростовы) писала в «Словаре придворного этикета» (цитирую по Ю.М.Лотману): «Молодая особа, легко одетая, бросается в руки молодого человека, который её прижимает к своей груди, который её увлекает с такой стремительностью, что сердце её невольно начинает стучать, а голова идёт кругом! Вот что такое этот вальс!» И дальше: «Современная молодёжь настолько естественна, что, ставя ни во что утончённость, она с прославляемыми простотой и страстностью танцует вальсы». Да, естественность и страстность у мадам Жанлис не в чести! И не только у неё: Павел I, который, как известно, запрещал многие «неприличные» проявления европейской моды, приказом военному губернатору Санкт-Петербурга А.А.Аракчееву от 1 декабря 1797 года запретил и вальс.

Конечно же, «дней Александровых прекрасное начало» всё изменило, но «реабилитировался» вальс лишь после Венского конгресса (1814-1815 г.г.), получившего прозвище «вальсирующего», да и то не полностью: даже после того, как вальс был официально объявлен светским танцем, английская газета, например, писала: «Мы с болью наблюдали за тем, как неприличный иностранный танец, называемый “Вальс”, был представлен (мы надеемся, в первый и последний раз) при Английском дворе в пятницу». Вальс объявлялся танцем «проституток и прелюбодеек» и родители предупреждались «против показа этого танца их дочерям, ибо вальс неизбежно окажет на них пагубное влияние».

Россия, разумеется, не чопорная Англия, но и в ней в 1825 году «Правила для благородных общественных танцев» писали: «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности, чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие».

Так что вопрос, мог ли «31-го декабря, накануне нового 1810 года», на балу «у Екатерининского вельможи», где «должен был быть дипломатический корпус и государь», звучать вальс, остаётся открытым. Но даже если автор и допустил анахронизм, мы должны быть ему благодарны.

Мы видим на этом балу абсолютно счастливую Наташу. Ведь после приглашения князя Андрея и Борис как будто вспомнил о её существовании, и другие кавалеры наперебой приглашали её, так что она даже «передавала своих излишних кавалеров Соне». «В конце котильона старый граф подошел в своем синем фраке к танцующим. Он… спросил у дочери, весело ли ей? Наташа не ответила и только улыбнулась такой улыбкой, которая с упреком говорила: “как можно было спрашивать об этом?”

— Так весело, как никогда в жизни! — сказала она».

Мы узнаём о князе Андрее, может быть, несколько неожиданно, что он умел и любил танцевать. А этот «неблагопристойный и нарушающий всякие приличия» вальс действительно толкнул героев в объятия друг к другу: «Когда кавалер оставил её, Наташа побежала через залу, чтобы взять двух дам для фигур. “Ежели она подойдёт прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой”, - сказал совершенно неожиданно сам себе князь Андрей, глядя на неё. Она подошла прежде к кузине».

Но недаром «Война и мир» - роман контрастов. Именно на этом балу Пьер «в первый раз почувствовал себя оскорблённым тем положением, которое занимала его жена в высших сферах». И Наташа, которая (и ведь благодаря ему же!) «была на той высшей ступени счастия, когда человек делается вполне доверчив и не верит в возможность зла, несчастия и горя», пытается «помочь ему, передать ему излишек своего счастия.

— Как весело, граф, — сказала она, — не правда ли?

Пьер рассеянно улыбнулся, очевидно не понимая того, что ему говорили.

— Да, я очень рад, — сказал он.

“Как могут они быть недовольны чем-то,- думала Наташа. - Особенно такой хороший, как этот Безухов?” На глаза Наташи все бывшие на бале были одинаково добрые, милые, прекрасные люди, любящие друг друга: никто не мог обидеть друг друга, и потому все должны были быть счастливы».

Ах, если бы так было на самом деле!..

Начало - здесь и здесь

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал

"Оглавление" всех статей по "Войне и миру" здесь

Навигатор по всему каналу здесь