Найти тему
Книжный мiръ

Новая книга «Муза, где же кружка? Великие писатели и напитки, которые их вдохновляли» от художников Грега Кларка и Монти Бошамп.

Такой книги еще не было! В биографиях великих писателей чаще всего упоминаются другие их предпочтения: любимые книги, музыка, цветы, времена года, в конце концов… 

Авторы выступили с предположением (возможно, небезосновательным), о том, что алкоголь может помочь и в творчестве –– «подстегнуть воображение и поймать неуловимую музу». Но все хорошо в меру! Вспоминаем «пострадавших в борьбе»: Джек Лондон, Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Владимир Высоцкий, Венедикт Ерофеев. Стоит ли продолжать?

Но не стоит отрицать и правоту Роберта Стивенсона, утверждавшего, что «вино – это поэзия, разлитая по бутылкам». Уильям Шекспир, предположительно, любил хорошее вино: в его произведениях постоянно упоминаются мускат, мальвазия, бордо и рейнское. А вот античный драматург Софокл, писатели Джеймс Джойс, Герман Мелвилл, Стивен Кинг были «пивными активистами». 

Виски, «солнечный свет, воплотившийся в жидкости» (Бернард Шоу), наверное, самый упоминаемый в зарубежной литературе напиток. Роберт Бёрнс, Вальтер Скотт, Уильям Фолкнер, Марк Твен были страстными приверженцами «самого непростого спиртного на земле».

Удивительный факт: несмотря на вроде бы вековые питейные традиции, русская литература редко идеализировала алкоголь. Знаете ли вы, что рабочее название романа «Преступление и наказание» Достоевского было «Пьяненькие»? Говорящее название, не правда ли? 

Лев Николаевич Толстой считал водку «не только отравой, но и прибыльном для самодержавия инструментом угнетения крестьян». В известном очерке «Для чего люди одурманиваются?» категоричный писатель заметил, что «не во вкусе, не в удовольствии, не в развлечении, не в весельи лежит причина всемирного распространения гашиша, опиума, вина, табаку, а только в потребности скрыть от себя указания совести». 

Антон Павлович Чехов, хотя и сочувствовал пьющим, но имел двух братьев-алкоголиков, поэтому как врач вполне сознавал убийственное воздействие водки на человека… Но национальный русский напиток все же обрел всемирное признание: ее любили Трумен Капоте, Лоуренс Осборн, Уильям Берроуз, а британец Ян Флеминг невольно подхлестнул продажи водки – визитной карточкой Джеймса Бонда стал напиток «водка-мартини» («взболтать, а не смешивать»).

В общем, весьма любопытная книга, к тому же написанная художниками! Забавные иллюстрации на каждой странице и пристальное исследование питейной культуры точно не оставят вас равнодушными. И, как отозвался о книге писатель Сергей Лукьяненко, – «…секрет их величия был не в этом – но все же интересно узнать, чем предпочитали отметить завершение работы над книгой Диккенс и Гюго, Чехов и Булгаков. Ведь верно?».

 

✍🏻 «Водка хорошо сочетается с неминуемой перспективой зимы. Ничто не способно породить столь острое предчувствие грядущего снега». (Мишель Бернштейн)

✍🏻 «Один бокал мартини – в самый раз, два – слишком много, три – недостаточно». (Джеймс Тёрбер)

✍🏻 «Бурбон оказывает на меня такое же действие, как на Пруста кусочек пирожного». (Уокер Перси)

✍🏻 «Так пусть же до конца времен не высыхает дно в бочонке, где клокочет Джон Ячменное Зерно». (Роберт Бёрнс)

✍🏻 «У абсента прелестный цвет – зеленый. Нет ничего более поэтичного, чем бокал абсента. Удовольствие, получаемое от этого напитка, сравнимо разве что с созерцанием заката» (Оскар Уайльд)

✍🏻 «Ничто так не способно утешать, как добрый ром и пламенная вера». (Джордж Байрон)

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!