(3 Царств 16:23-28)
Свобода выбора — драгоценная привилегия и страшная ответственность. Какая глубокая мысль в том, что Бог даровал нам возможность выбирать себе характер и судьбу! Трудно найти другую идею, в которой было бы заложено, битком набито — от начала и до конца — столько же важных мыслей о Боге, человеке и жизни, как в этой истине. Когда Бог сотворил нас, Он вложил в наше сердце способность при желании навсегда выбросить Его из своей жизни. Он дал нам право сказать “нет" Ему, Всевластному Богу, Творцу и Правителю вселенной!
Свобода выбора и Бог
Дар свободы предполагает, что Бог сделает Себя уязвимым к мыслям, решениям и прихотям человека. Ему нужны были дети, а не манекены. Он хочет, чтобы мы поклонялись Ему, потому что это наш свободный выбор, основанный на любви к Нему, а не из принуждения и против нашего желания. Бог пошел на риск быть отвергнутым, чтобы у нас была возможность служить Ему потому, что мы решили, что это правильно и хорошо. Готовность Бога дать человеку выбор можно назвать Его божественным снисхождением.
Бог дал нам разум, чтобы мы могли исследовать, анализировать и выбирать совершенное, праведное и хорошее. Чтобы мы могли выбирать то, что правильно, Ему пришлось дать нам возможность выбирать то, что неправильно. Он допустил существование зла, дабы человек мог хотеть, чтобы существовало добро.
Свобода выбора и человек
Нравственная свобода человека также указывает на сущность человека, его природу. Он не робот и не бесчувственное животное, а мыслящая душа, созданная по образу Божию. Он существо, которое может думать, любить и уважать; он также существо, которое может ненавидеть, презирать и отвергать.
Свобода даётся человеку не бесплатно, ибо он, в конечном итоге, отвечает перед Тем, Кто создал его, за свои мысли и действия. Бог пошел на риск, дав нам эту свободу, а мы рискуем, имея её. Если мы решаем отвергнуть Бога и истину, нам придётся нести ответ за свой неправильный выбор. Привилегия требует ответственности.
Свобода выбора и жизнь
Даже давая нам свободу выбора, Бог обеспечивает человечество всем необходимым для жизни. Да, существуют границы этого жизнеобеспечения, но внутри них — какое-то время — человек может поступать так, как ему нравится. Мы, если захотим, можем жить полностью на энергии плоти, без Бога и в конфликте с Его волей. Мы живём, дышим и существуем в рамках той жизненной сферы, которую даёт нам Бог. И хотя мы каждый момент нашей жизни причащаемся Его благости, Бог не заставляет нас ходить с Ним. Всё то время, которое отведено нам на земле, мы можем жить без Него, пренебрегая дополнительной помощью, которую Он предлагает, и полагаясь только на человеческую силу, которую получаем от Него.
Бог активен в нашей жизни, Он всегда готов явить Свою силу нам во благо (2 Пар. 16:9). Он ходит с праведником, укрепляя и питая его, но уклоняется от нечестивого (Прит. 28:9). Он оставляет его с одной лишь человеческой силой — или, как мы иногда говорим, “плотской силой”. В сердце каждого человека есть пустота, заполнить которую может только Бог; но человек может предпочесть жить, так и не позволив Богу заполнить её. Бог дает особые благословения послушному, ободряя, вливая в него силы и оживляя; но человек может отвергнуть эти особые благословения из Божьей руки благодати и одобрения.
Какой жизнью может жить человек без Бога? Каких успехов может он достичь? Дав человеку свободу, Бог позволяет ему достичь определенных успехов и за пределами Своей воли и вне духовной семьи. Это разрешение жить более или менее успешно без Него демонстрирует благодать и великодушие Бога, а также степень свободы нравственного выбора, который Он дает нам.
Успешную жизнь без Бога иллюстрирует Амврий, седьмой царь Израиля, который царствовал с 885 по 874 гг. до н.э., четыре-пять лет во время раздельного правления и шесть-семь лет как единовластный царь. Известно, что Амврий царствовал двенадцать лет, начиная с тридцать первого года Асы, царя иудейского (3 Цар. 16:23), но также известно, что Замврий, воцарившийся в двадцать седьмой год Асы, царствовал семь дней в Фирце и был убит Амврием, захватившим престол (3 Цар. 16:15). Далее говорится, что Ахав начал царствовать в тридцать восьмой год Асы (3 Цар. 16:29). Замечание о начале царствования Амврия в тридцать первый год Асы (3 Цар. 16:23) должно указывать на начало его полновластного правления после смерти Фамния. Он был родоначальником третьей династии, которая продолжалась три поколения и дала четырех царей. Он был, безусловно, самым способным и энергичным царем северного царства из всех, кто правил до него.
«В тридцать первый год Асы, царя иудейского, воцарился Амврий над Израилем и царствовал двенадцать лет. В Фирце он царствовал шесть лет» (16:23).
В Амврии больше всего привлекает внимание и заставляет задуматься то, что свою жизнь он прожил без Бога. Он достиг поразительного успеха, но достиг его “силой плоти”, а не с помощью божественной силы. Он напоминает нам о больших успехах, которые может достичь человек без Бога благодаря свободе выбора, которой Бог наделил его.
Используя Амврия в качестве примера, посмотрим, что Божий дар свободы выбора позволяет человеку делать без Бога.
ВЕЛИКАЯ СИЛА
Во-первых, полагаясь на плоть, на человеческую энергию, Амврий достиг великой силы. Он стал прославленным воином, уважаемым за своё мастерство на поле брани даже за пределами Израиля. Способности, которые он имел и развил в себе, Святой Дух обобщил одним словом: “мужество”. Отметьте это слово в краткой характеристике его жизни в 16:27:
«Прочие дела Амврия, которые он сделал, и мужество, которое он показал, описаны в летописи царей израильских».
Даже при своём языческом мировоззрении Амврий был, наверное, средством спасения народа от уничтожения. После смерти Фамния энергичное руководство Амврия принесло стабильность доведённому до отчаяния народу. Ослабленный разделением, Израиль был уязвим перед входящими в силу соседними Арамейским и Ассирийским царствами. Только своевременное сильное правление в Израиле могло спасти народ от завоевания. Такое правление обеспечил Амврий.
Амврий оказался таким сильным вождём, что даже через сто лет — много позже того, как династия Амврия была свергнута, — ассирийские правители Ададнирари, Тиглатпаласар и Саргон называли Палестину "домом Амврия”. Он, несомненно, был самым способным царём Израиля из всех, кто правил до него.
Однако не забывайте, что сила Амврия была не от Господа, а от плоти. Неправильно объяснять, как делают некоторые, любое человеческое достижение проявлением силы Господа. Бог допускает, но не обязательно даёт его. Амврий был силён, но не в Господе. Давид был сильным в Господе; а Амврий был сильным в плоти. Запомните это отличие.
Оглянитесь вокруг, и вы увидите державы с мировым влиянием, успешные организации и мощные движения, созданные человеческой дальновидностью, энергией и упорным трудом. Они появились на свет не от Бога; они родились от силы человеческой. Тот факт, что кто-то ведёт армию к успехам на поле боя, команду к спортивной победе или группу к славе, не является доказательством, что с ними Бог. Всего этого можно добиться и без участия Бога. Бог дал человеку разум, энергию и свободу достижения успеха без Него, если таков наш выбор.
Несколько лет назад один выдающийся спортсмен достиг мировой славы. Его имя было у всех на устах. Когда он играл, то всегда побеждал. Его называли "лучшим из лучших”. Соперники боялись его. Казалось, будто на нем рука Божья и он не может проиграть. А через несколько лет стало достоянием общественности то, какой образ жизни он вел все эти “славные годы”. Люди узнали а его греховности, эгоизме и бесчеловечном отношении к другим. Он достиг успеха благодаря природным данным, тренировке и человеческой мудрости — то есть силой плоти. Он сделал это без Бога и Его особого водительства.
То же произошло и с Амврием. Он достиг успеха силой плоти, тогда как его дух и сердце не повиновались Богу. Люди могли бы, глядя на него, сказать: “Вот человек, которого поистине благословил Бог!” — но в действительности Бог не имел к нему никакого отношения. Он получил природный талант и способность, но у нас есть свидетельство Писаний, что он был нечестивым и непрерывно нарушал Божью волю.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДАЛЬНОВИДНОСТЬ
Ещё превосходная сила плоти Амврия проявилась в его практической мудрости и дальновидности. Обдумывая, как он будет руководить народом, он решил, что нужна новая столица, которую будет легче защищать и которая будет больше подходить народу. Для этой цели он выбрал Самарию. От дней Иеровоама столицами были Сихем, Пенуил и Фирца, но Амврий признал, что они не годятся. Взвесив все варианты, он выбрал гору, принадлежавшую человеку по имени Семир. На этой горе он построил город, назвав его "Самария”, что означает, вероятно, “укрепленная гора".
«И купил Амврий гору Семерон у Семира за два таланта серебра, и застроил гору, а назвал построенный им город Самарией, по имени Семира, владельца горы» (16:24).
Гора Самария находилась в десяти километрах к северо-западу от Сихема. Она на 90 метров возвышалась над окружающей территорией и была окружена другими горами, что вынуждало нападающих, с какой бы стороны они ни атаковали, взбираться по склонам вверх. Её местоположение было стратегическим ещё и потому, что она находилась на торговых путях, шедших в северном и южном направлениях.
История подтвердила дальновидность и мудрость выбора Амврием этого места для столицы. Самария оставалась столицей государства вплоть до 722 г. до н.э., когда северное царство прекратило своё существование.
Святые не обладают монополией на мудрость. Язычник часто использует свою голову и принимает хорошее решение на благо общества и страны. Однако принятие им глубоких решений само по себе не означает, что с ним Бог. Это может просто означать, что он использует здравый смысл, который ему дал Бог, чтобы он принимал хорошие решения. Когда принимаются хорошие решения, обычно бывают хорошие результаты.
Я знал родителей, которые были язычниками, но принимали правильные решения относительно воспитания своих детей. Они проводили время с детьми, заботились об их здоровье и многое делали для их будущего; и всё же они жили без Бога.
Однажды по телевизору показывали семейный обед. Типичная аристократическая семья демонстрировала любовь, уют, согласие, мир и единение. Казалось, в доме есть всё, чего можно только пожелать. Когда были сделаны все приготовления к обеду, отец попросил каждого упомянуть что-то, за что они благодарны. Собравшиеся вокруг стола стали по очереди выражать благодарность. Не прозвучала одна мысль: никто не упомянул Бога. Никто в этой семье не выразил благодарность Богу. Прискорбно, правда? Такую картину можно наблюдать очень часто. Всё на месте — дом, семья, пища, веселье и тепло — но это жизнь без Бога!
Амврий был явно умным человеком. Он думал о будущем народа. Он принял некоторые хорошие решения. И всё же у него был страшный пробел: он жил совсем без Бога. Его поддерживала только плотская сила, а не вечная мышца Божья.
ПЕРЕЖИВШАЯ ВЕКА ИЗВЕСТНОСТЬ
Следующим достижением безбожника Амврия была известность. Он имел популярность, какую мало кто знал. Имя Амврия долгие годы почиталось не только в Израиле, но и за его пределами.
Он первый иудейский царь, чьё имя упоминается, причём дважды, в ассирийских надписях на так называемом Моавитском камне. 19 августа 1868 г. один немецкий миссионер разбил лагерь неподалёку от развалин древнего моавитского города Дивон. Шейх сказал ему, что в десяти минутах ходьбы от его палатки лежит камень, на котором что-то высечено. Прибыв на место, он обнаружил лежащую на боку плиту из черного базальта высотой чуть больше метра, шириной чуть больше полуметра и толщиной около 30 см; верхняя часть плиты была скруглена. Позже оказалось, что надпись на ней состояла из тридцати четырех строк.
После больших трудов и догадок по оттискам камня был, наконец, сделан перевод. В пятой и седьмой строках значилось имя Амврия. Написанные моавитский царем Месой, эти строки на камне гласят:
«Амврий был царём Израиля и много дней причинял беспокойство Моаву... ...Амврий завладел всей землёй Медева и жил на ней все свои дни и половину дней своих сыновей [или своего сына], сорок лет...»
Моавитский царь Меса, который сделал эту надпись для камня, упоминается в 4 Цар. 3:4:
«Меса, царь моавитский, был богат скотом и присылал царю израильскому по сто тысяч овец и по сто тысяч неостриженных баранов».
На камне Меса хвастается. Его отцу Амврий нанес поражение, но Меса смог отвоевать землю, которую потерял его отец. Меса прославляет себя за то, что ему удалось вернуть данную территорию. Надпись на камне была сделана в конце царствования Месы, то есть уже после смерти Ахава. Камень показывает, как силен был Амврий в дни своего царствования. Он свидетельствует, что Амврий был в состоянии собрать достаточно большую армию в своей стране, совсем недавно ослабленной мятежом, и одержать победу над землей, принадлежавшей Моаву. Это говорит о его способности не только защитить страну, но и расширить её границы. В хвастовстве Месы можно явно услышать: “Знаете, кто самый великий человек? Так вот я вернул землю, которую он отнял. Это означает, что кто по-настоящему велик, так это я — самый великий из всех великих!”
Да, Амврий прославился в Израиле и среди других народов, но сделал он это без участия Бога. Библия не тратит слов на рассказ о его духовном состоянии. Она говорит, что он был самым нечестивым из всех своих предшественников.
«И делал Амврий неугодное пред очами Господа и поступал хуже всех, бывших перед ним. Он во всём ходил путём Иеровоама, сына Навата, и во грехах его, которыми тот ввёл в грех израильтян, чтобы прогневлять Господа, Бога Израилева, идолами своими» (16:25, 26).
Он женил своего сына Ахава на Иезавели, вероятно, чтобы этим браком скрепить соглашение между Израилем и Тиром, чем на много лет вперёд определил бедственную судьбу Израиля. Об Ахаве сказано:
«Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Навата; он взял себе в жёны Иезавель, дочь Ефваала, царя сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему» (16:31).
Амврий жил без Бога и своим поведением оказал влияние на сына.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Амврий был одним из самых великих царей Израиля. Он объединил народ, сделал боеспособной армию и обеспечил царству международную известность. Он обладал силой, дальновидностью и известностью. Однако его успех был плотским, физическим, человеческим.
Основанная им династия превзошла в нечестивости все предыдущие, так что “обычаи Амврия” стали присловьем для образа жизни, противоречащего закону Божьему. Позже, в дни Михея, чтобы укорить человека за его поведение, говорили: “Ты живёшь по обычаям Амврия”. В Мих. 6:16 сказано: “Сохранились у вас обычаи Амврия и все дела дома Ахавова, и вы поступаете по советам их...”
В тридцать восьмой год иудейского царя Асы престол от Амврия перешёл к его сыну. Больше сказать о нём нечего. Когда человек умирает, хочется заметить, что он отошёл к Богу или что-то в этом роде, но ничего подобного не скажешь об Амврии. Что можно сказать о человеке, который жил без Бога? Только три фразы: он умер, он погребён и вместо него воцарился его сын.
«И почил Амврий с отцами своими, и погребён в Самарии. И воцарился Ахав, сын его, вместо него» (16:28).
Жизнь и смерть Амврия молчаливо свидетельствуют, что любой успех, достигнутый в жизни без Бога, пуст, тщетен и, в конце концов, безнадёжен. Благодаря свободе, которую Бог дал каждому из нас, мы можем предпочесть жить без Него, думая, делая и говоря то, что сами пожелаем. Однако решив жить без Бога, мы испытаем пустоту, которую может заполнить только Бог. Нам будет не хватать покрывала Божьего провидения, которое имеют только Божьи дети. Помимо всего прочего, когда мы подойдем к дню расплаты и предстанем перед последним Судьей, какого бы успеха мы ни достигли на земле, наша жизнь будет помечена словом “Неудача!” Мы можем познать меру успеха в этом мире и без Бога, но без общения с Ним мы не можем жить так, как Он для нас предопределил. Если мы ходим без Него в этой жизни, то долго будем ходить без Него в вечности.
Всегда помните: в какой-то мере можно иметь успех без Бога, но он напрасен и бесплоден.
👉🏻 Путевки в санатории (Реклама. ООО "Овертим". ИНН 9729004419)