Найти тему
3,8K подписчиков

Платон и Аристотель. Академия и Лицей

124 прочитали

В нашем сознании прочно засело: Пушкин учился в Царскосельском Лицее!

Ну вот и выдалась свободная минутка!
Об этом я часто говорил на играх.
И на чужих играх.
И на своих.
Порою где-то и как-то понемногу упоминал.
А между тем это – главное!
Основное!
Самое, самое важное!
То, без понимания чего вообще двигаться нельзя.
В нашем сознании прочно засело: Пушкин учился в Царскосельском Лицее!
Когда пришла пора опровержений и открытий, множество самых разных учебных заведений в наших городах и весях приняли на себя наименования «лицей» и «академия».
Правда мои попытки выяснить у капитанов этих судёнышек в образовательном море-окияне, что это такое – «лицей» или что это такое «академия» как правило заканчивались неудачей.
Подозреваю, что они были не совсем в курсе, а как правило – просто не в курсе.
А ведь не понимать – опасно!
Непонимание рождает непонимание!
Самое страшное – это тупо верить в то, что якобы ты что-то там «знаешь»!
О том и «Апология Сократа» вещует.
И предвещует!
Всем нашим докторастым кандидатам и кандидатистым докторам спешу сообщить: «назначить, как оказалось, нельзя!».
Автором этого величайшего высказывания современности является потрясающий мастер русского балета, педагог от Бога Николай Цискаридзе.
Изрёк он это, как обычно и изрекается всё великое, как бы между делом, отвечая на вопрос об отсутствии прима-балеруна в Большом театре.
Он, собственно говоря, сам и являлся прима-балеруном.
А потом убыл в возраст.
И тут вскрылось: за его спиной ни-ко-го!
То есть мастера имеются!
А вот достойного быть именно прима-балеруном не обнаруживается.
И Николай чётко отрефлексировал состояние совета старейшин нашей балетной культуры.
- Оказалось(!!!), что НАЗНАЧИТЬ (!!!!!) нельзя!
Объявить можно!
Продекларировать?
Сколько угодно!
Но дар Божий потому и дар, что дарится Всевышним далеко не каждому и в полном несоответствии с графиками как бы наземного вроде бы руководства.
Прошло 2500 лет.
Минуло!
Мы все смутно помним: Древняя Греция.
Афины.
Сократ…
А вот кто из вас, ненаглядные мои Читатели, помнит хотя бы первую десятку в афинском ареопаге?
Ну или первую десятку самых знатных афинян?
Вообще вы в курсе, сколько жителей было в городе-государстве Афины две с половиной тысячи лет назад?
Не в курсе?
Охотно раскрою вам эту странную цифру: две с половиной тысячи лет назад в Афинах – следите за руками! – было два с половиной миллиона жителей!
В парикмахерских Афин женщинам предлагалось не менее двухсот фасонов укладки и причёски волос.
Я обошёл множество цирюлен Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга.
Общее число причёсок в этих мегаполисах не дотягивало и до полутора сотен. Наверняка их больше, но… Афины – это чудо!
А кого из оных мы реально можем вспомнить?
И вот Время – величайший во Вселенной фильтр и самый беспристрастный судия – определило истинное.
И мы помним: Эллада. Афины. Сократ!
А ведь он ни одного дня не ходил в нашу общеобразовательную школу!
Не учил английского языка!
Да и по-французски не того.
Я уже молчу про италианский.
Не посещал уроков физики!
Не сдавал экзаменов по природоведению!
Был просто беден.
Практически нищ!
Ну и последнее: он не писал трудов!!!
Не писал писем.
Не сочинял романов.
Вообще был тотально не раскручен!
Сократ!!!
Бродил по Афинам в не везде целом поизносившемся плаще.
Приставал к умным людям с глупыми расспросами.
В целом был как бы немного не в себе.
И в конце концов до того обрыдл согражданам, что они приговорили его к смертной казни путём испития чаши цикуты.
В финале своей никчемной жизни он спокойно принял яд и отошёл в мир иной под всхлипывания своих… учеников.
Таковых было немного.
Одному из них – безвестному мальчику безвестного афинского рода – Сократ успел дать имя за его необычно широкие плечи.
Мы все знаем, что широкую поверхность иногда именуют «плато».
Поелику «плато» по древнегречески – на аттическом диалекте – и означает именно «широкое».
Кличка «плато» за мальчиком прижилась.
И он известен миру как Платон.
И вот этот мальчик, в отличие от своего наставника, стал писать.
И писал много.
Долго.
Упорно.
Не останавливаясь.
А что он писал?
Вы не поверите!
Он прописывал диалоги в которых главным героем является его наставник – Сократ.
Представить себе диалог Платона, в котором нет Сократа очень трудно.
У каждого диалога теперь есть собственное название.
Это имя.
И как правило – это имя того, с кем главный герой общается.
То есть в диалоге – в беседе двух – участвуют Сократ и тот, чьё имя в названии данного диалога.
Федр.
Беседуют Сократ и Федр.
Протагор.
Общаются Сократ и Протагор.
Алкивиад.
Спорят Сократ и Алкивиад.
Федон.
Вы угадали?
Да! Сократ и Федон!
В одном из диалогов цитируют Гомера (Омирос – если уж прислушиваться к музыке древних греческих имён!)
- Двум совокупно идущим один пред другим измышляет.
Не часто можно найти цитату из Гомера в произведениях Платона.
Но вот эта – Золотая!
Сущностная!
Основная!
Ведущая.
Ибо в этом крошечном тексте сокрыты вся мощь Академии и всё величие Лицея!
Платон не только много и плодотворно писал.
Он основал школу.
В Афинах.
В саду, который носил имя!
В Афинах всё имело собственные имена!
И не в последнюю очередь сады и парки.
Сад, в котором Платон расположился со своей Школой носил имя героя Академа.
Знать бы Платону, как популярна станет вывеска «Академия» спустя  каких-нибудь две с половиной тысячи лет!
Вы только вслушайтесь: «Академия наук»!
Это звучит гордо!
Однажды Платон умер.
Верховенство в Академии захватил его ученик Ксенократ.
Его ученик Аристотель остался не у дел.
И тогда Аристотель прославил Ксенократа.
Одной единственной фразой!
Одним коротким, как удар кинжала, текстом.
Аристотель изрёк:
- Позор молчать, коль Ксенократ болтает!
Тут, надо признать, Аристотелю подфартило.
У Филиппа Второго подрастал наследник, и Филипп Второй решил нанять наследнику учителя. Домашнего педагога. Наставника.
Вообще правильно не называть Аристотеля педагогом.
Педагог у древних греков – это раб!
Раб, который отводил дитя хозяина в школу.
Педагог в дословном переводе – «ребёнководитель».
Ведущий ребёнка!
И именно раб!
Аристотель был свободным гражданином второго сорта.
Он был «метэк».
То бишь иногородний.
Пришелец.
И совсем не богач.
В общем Аристотель сыночком Филиппа Второго занялся серьёзно.
Спустя два с лишком тысячелетия Генрих Гейне во «Флорентийских ночах» воскликнет горестно:
- Аристотель вскрыл и описал двадцать тысяч лягушек! Ах, если бы он описал одного-единственного лягушонка, которого сам и воспитывал!
Догадываетесь о каком лягушонке речь?
Да-да!
Об Александре!
О сыне Филиппа Второго Македонского.
Он известен вам, как Александр Македонский.
Создатель Эллады!
Завоеватель мира!
Своего наставника он не забыл, как впрочем не забыл и «одноклассников».
Например одного из своих товарищей «по парте» Александр в походе скормил львам.
А вот наставника он уважал, и подарил ему сад!
Чтобы Академия Платона задохнулась от зависти.
И вот этот сад тоже имел своё имя – Ликей.
Древние греки были людьми весьма прагматичными.
Они писали экономно.
В латинском позднейшем написании слово «Ликей» стало писаться через буковку «с» - которая читается у нас – англичан – и как «к» и как «ц».
Так Ликей Аристотеля превратился в Лицей.
И вошёл в историю!
Но всё это – предыстория.
А в чём же принципиальное различие Академии Платона и Лицея Аристотеля?
А вот в чём.
У Платона собеседники нередко возлежат на кушетках и неспешно ведут красивую беседу о некоем абстрактном объекте.
Например они рассуждают о Добре или о Зле.
Толкуют о Любви.
Размышляют о Дружбе.
То есть в центре внимания обладателей неподвижных тел абстракции высшего рода.
А диалог – это цепочки рассуждений об абстрактном.
Аристотель и его школа в истории известны под общим именем «прогуливающиеся по аллеям» - перипатетики!
У Аристотеля в Лицее собеседники идут и рассматривают различные реальные объекты с разных точек наблюдения.
То есть тела собеседников двигаются вокруг конкретных физических тел.
Искусство рассматривать реальные объекты с разных точек и углов Аристотель обозначил как «топику».
Переведём два этих типа образования на вполне понятные современные модели.
В Академии Платона все ученики сидят попами на стульях и внимают Преподавателю, который как и Сократ обладает доступом к великим основам и тайнам бытия. Авторитет Сократа (и Преподавателя!) непререкаем!
В Лицее Аристотеля группа учеников двигается вместе с Учителем по аллеям и рассматривает встречающиеся по пути камни, растения, животных с разных точек зрения.
Если вы сидите в учебном классе в группе или даже индивидуально, а учитель просвещает вас – вы в Академии!
Если вы в походе или на экскурсии общаетесь с ведущим вас человеком – вы в Лицее!
Третьего типа образования по сей день миру не дано!
Платон и Аристотель сумели создать две эффективные модели образования человека – Академию и Лицей.
Допустим вы – родитель.
Вот вы усадили ребенка перед собой и что-то ему втолковываете.
Это – Академия!
А теперь вы взяли ребенка за руку и пошли с ним в Дендрарий или в зоопарк.
В этот момент у вас функционирует Лицей.
Если один пред другим измышляет об абстрактном и оба присели на лавочку – это Академия.
А вот если измышляет о только что увиденном в процессе совместного движения – это уже Лицей!
И Платон и Аристотель дали миру много замечательных открытий и находок.
Они задали себе и нам много прекрасных вопросов и показали миру массу удивительнейших ответов.
Но главное их достижение – чёткое выстраивание двух противоположных парадигм образования.
И уже через тысячи лет из Лицея вышел Александр Пушкин, а в Академию ушёл Михайло Ломоносов.
Это – если предельно кратко и запредельно по сути.
Мы говорим: «Платон» и думаем: «Академия»!
Мы говорим: «Аристотель» и понимаем: «Лицей!»