Найти в Дзене
Живые души

Личный духовник царя Николая II. Кем он был?

Оглавление

Про последнего русского царя Николая II существует множество исторических сведений, но далеко не все из них достоверны. Но одно известно точно – Император и вся его семья были глубоко верующими людьми и это не могло не отражаться на стране, во главе которой они предстояли.

Архиепископ Феофан Быстров
Архиепископ Феофан Быстров

У царской семьи даже был личный духовник – архиепископ Феофан (Быстров). Расскажу подробнее про этого подвижника благочестия, тем более, что его имя старались стереть из российской истории.

Кем был духовник Николая II?

Духовник – фигура очень значимая, часто он имеет большое влияние на свое духовное чадо. Можно только представить, какая ответственность лежала на духовнике самого Царя. Наверняка, Николай II часто советовался со своим духовником отцом Феофаном не только по духовным вопросам, но и по политическим.

Василий Быстров родился в 1872 году в Санкт-Петербургской губернии в семье священника. Получил хорошее богословское образование, уже в 24 года он окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был назначен там доцентом кафедры Библейской истории.

В 26 лет принял монашество с наречением имени Феофана, в честь Феофана Затворника. В 1905 году впервые лично познакомился с Государем Императором Николаем II и тот настолько был впечатлен силой духа и богословской глубиной архимандрита Феофана, что предложил ему стать духовником Царской Семьи. В последствии владыку Феофана называли “Совестью Царя” и признавали, какая великая ответственность лежала на нем. Приведу цитату из воспоминаний очевидцев:

“Отец Феофан оказывал доброе влияние на всю Семью. Дневники Императрицы Александры Феодоровны этого периода полны выписками из писаний Отцов Церкв, что свидетельствует, с каким душевным вниманием она изучала рекомендованную духовную литературу.”

Владыка Феофан (Быстров) застал предреволюционные настроения, которые коснулись и церковных кругов. В тот момент он был уже ректором Духовной академии и часто ему приходилось вразумлять нерадивых студентов, умы которых поразили атеистические и революционные стрелы.

Там же владыка познакомился и с будущим церковным революционером иеромонахом Илиодором (Труфановым), о котором я писал в предыдущей статье.

Уникальное фото с Распутиным (справа)
Уникальное фото с Распутиным (справа)

Непростая судьба владыки Феофана

Также архиепископ Феофан (Быстров) был знаком с неоднозначной фигурой того времени – Григорием Распутиным. Некоторые историки полагают, что он признавал отрицательное влиение “народного старца” на Августейшую семью, за что был переведен на Полтавскую кафедру.

Возможно, именно это решение сыграло роковую роль в судьбе как Царя, так и всей Российской Империи, ведь если бы владыка остался, возможно, он бы сумел найти правильные слова для Государя и подсказать ему верное решение.

Успенский собор в Полтаве
Успенский собор в Полтаве

В Полтаве владыка служил в Успенском соборе, в котором сейчас служат представители Киевского Патриархата... Именно в Полтаве начиналось мое воцерковление, поэтому я был очень удивлен, когда узнал, что духовником Царя был архиепископ Феофан Полтавский.

Там, уже во время революции, владыке Феофану пришлось столкнуться с украинскими националистами, которые угрожали ему и заставляли служить на украинском языке. Но владыка не поддался на угрозы и продолжал отстаивать Святое Православие, за что снискал уважение местных прихожан.

“Братия христиане! Не зависящими от нас обстоятельствами мы поставлены в условия жизни крайне для нас унизительные. Лишены мы Отечества, живем в бедности, а иногда и в нищите. В эти тяжелые мгновения нашей жизни вспомним, что первым прошел путь крайнего уничижения Сам Начальник нашего спасения Христос и Своим прохождением освятил этот путь.” (отрывок из проповеди архиепископа Феофана (Быстрова)

В 1917-18 годах архиепископ Феофан участвовал в Поместном Соборе, на котором избирали Патриарха всея Руси. В 1920 году эмигрировал из бунтующей и пылающей страны в Константинополь.

Жил и служил в Сербии, Болгарии, Франции. Последние годы он провел в пещере, где вел затворнический и аскетический образ жизни, подвизаясь так же усердно, как и его небесный покровитель. До конца своих дней он молился за мучеников и страстотерпцев и поминал их за каждой литургией.