По соседству с Пантеоном на p. Rotonda (площадь Ротонда) находится p. della Minerva (площадь Минерва), на которой стоит церковь Санта-Мария-сопра-Минерва (Chiesa di S. Maria sopra Minerva, конец XIII в.). Это одна из немногих готических церквей Рима, хотя ее неоднократно перестраивали. Когда-то здесь был античный храм Минервы, на его месте в VII в. выстроили христианскую церковь (в переводе с итальянского: sopra Minerva-над Минервой). Раньше храм принадлежал ордену доминиканцев (с латинского: domini cani-псы Господни). Именно в этом церковном дворе состоялся процесс над Галилеем, по окончании которого ученый, отрекшийся от взглядов Коперника, произнес фразу, ставшую крылатой: "А все-таки она вертится!"
Слева от алтаря находится знаменитая работа Микеланджело "Христос около Креста". Первоначально великий скульптор изобразил Христа нагим, однако священники сочли это чрезмерным и велели накинуть на бедра Иисуса бронзовую повязку.
Интересны также работы Сангалло, Романо, гробницы нескольких пап и святой Екатерины Сиенской (1347-1380), пропочичы и покровительницы Италии, убедившей римских пап вернуться из авиньонского пленения. Самая примечательная в храме-капелла Карафы, автора "Индекса запрещенных книг". Она украшена гармоничной баллюстрадой и ангелочками работы Андреа Вероккью.
Обратите внимание на шедевры Ф. Липпи:М "Вознесение богоматери" и "Апофеоз Фомы Аквинского".
Перед церковью красуется мраморный слоник, на спине которого укреплен древнеегипетский обелиск (VI в. до н.э.). После покорения Египта Цезарем обелиск привезли в Рим и установили у входа в храм Исиды на Марсовом поле. Затем след обелиска затерялся. В 1665 г. его случайно нашли монахи-доминиканцы, возделывавшие огород.
Папа Александр VII решил установить вновь обретенный памятник на p. della Minerva. Бернини планировал сделать основание обелиска в виде слоника, однако архитектор Феррата не поверил расчетам Бернини и на всякий случай поставил под брюхо слоника массивный блок, прикрыв его сверху попоной. Увидев это, Бернини так разгневался, что хотел отказаться от авторства. На постаменте выбито посвящение папе Александру VII, реорганизовавшему Римский университет и подарившему ему библиотеку, названную Александрийской.
С p. della Minerva вернемся на p. della Rotonda, а с нее выйдем на via Giustiniani (улица Джустиниани), с левой стороны которой возвышается дворец Джустиниани (Palazzo Giustiniani). Дворец знаменит тем, что в начале XX в. в нем размещалась резиденция масонской ложи "Великий Восток". Муссолини, придя к власти, запретил масонские организации и разместил в нем государственные учреждения. Via Giustiniani приведет к дворцу Мадама (Palazzo Madama, начало XVI в., фасад-архитектор П. Маручелли, барокко, XVIII). Дворец построен как резиденция кузенов-кардиналов Джованни и Джулиано Медичи (оба впоследствии стали римскими папами). Название "Мадама" он получил потому, что так римляни прозвали жившую в этом дворце в 1559-1567 гг. Маргариту Австрийскую, внебрачную дочь императора Карла V, бывшую замужем сначала за Алессандро Медичи, а потом за Оттавио Фарнезе. с 1871 г. во дворце заседает верхняя палата итальянского парламента-Сенат.
Неподалеку на Corso del Rinascimento (улица Ринашименто) находится дворец Сапиенца (Palazzo della Sapienza, XV, реконструкция в середине XVI в. при участии Микеланджело и Дж. делла Порта). В этом здании с 1432 по 1935 г. размещался старый римский университет, основанный папой Бонифацием VIII в 1303 г. Сейчас дворец принадлежит государственному архиву. В глубине двора белокаменная спираль церкви Сант-Ивоалла-Сапиенца (Chiesa di S. Ivo della Sapienza, 1642-1650) работы Барромини. В плане здание напоминает пчелу-геральдический символ рода Барберини, так как строилось оно по заказу папы Урбана VIII Барберини.
Перейдя на противоположную сторону Corso del Rinascimento, можно пройти к p. Navona (площадь Навона). На этой площади, застроенной в стиле позднего барокко, с утра до вечера шумит многолюдная толпа, и площадь прекрасна в любую погоду и в любое время суток.
При императоре Домициане (I в. до н.э.) на месте p. Navona был стадион, очертания которого и определили его форму. На этом стадионе происходили спортивные состязания, а на соседнем (ближе к Тибру) устраивались морские бои. Площадь обрела барочный облик при папе Иннокентии X, велевшим построить здесь дворец для жены своего брата Олимпии, благодаря которой он получил папскую тиару. Так появился дворец Памфилии (Palazzo Pamphili, XVII).
Рядом с ним возвели церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (Chiesa di S. Agnese in Agone), посвященную святой Агнессе (Инессе), с которой на этом месте произошло чудо: мгновенно отросшие густые волосы скрыли наготу 13-летней христианки, брошенной на стадион перед толпой язычников. Фасад церкви выполнил Борромини (1652-1655).
Голова святой Агнессы, заколотой кинжалом, хранится в изящном реликварии в раннехристианской крипте церкви; над входом в саркофаге покоится прах папы Иннокентия X.
Напротив церкви расположен фонтан Рек (Fontana dei Fiumi, XVII в.)-шедевр Дж.Л. Бернини. Аллегорические фигуры изображают самые большие реки континентов-Нил, Дунай, Ганг и Рио-де-ла-Плата (Амазонка тогда была неизвестна). Покрывало на голове Нила символизирует таинственность его истока, который в то время еще не открыли. Расположение фигур фонтана породило легенду о поединке между гениями эпохи барокко-Бернини и Борромини: будто бы Ла-Плата Беернини загораживается рукой, чтобы не видеть церковь-"ужасное" творение Борромини. На самом деле фонтан построен гораздо раньше, чем церковный фасад.
По проекту Бернини создан и фонтан Мавра, один из двух фонтанов, расположенных по краям площади Навона. Другой фонтан в оригинале состоял лишь из одного бассейна, к которому в конце XIX в. добавили скульптуру-так возник фонтан Нептуна. А папа Иннокентий Х ввел дополнительные налоги для обустройства p. Navona.
Углом на площадь выходит дворец Браски (Palazzo Braschi, XVIII), в котором разместился музей истории Рима (Museo di Roma). У цоколя на его углу стоит античная статуя со стесанной уродливой физиономией-все, что сохранилось от эллинистической скульптурной группы. Этот обрубок мрамора нашли в 1510 г. при закладке фундамента, но статуя была в таком плачевном состоянии, что никто не захотел взять ее в коллекцию. Так ее и установили там, где нашли. Вскоре статую прозвали Пасквино (Pasquino) по имени сапожника-правдолюбца, жившего неподалеку. От имени Пасквино произошло слово пасквиль. С некоторых пор на шее статуи стали появляться листовки с эпиграммами на злобу дня. Папа Адриан IV, действия которого получили весьма резкую оценку, был взбешен и хотел раздробить статую и бросить осколки в Тибр, но поэт Торквато Тассо переубедил пантифика. Говорят, листовки с эпиграммами появляются на шее Пасквино до сих пор.
В районе p. Navona есть еще церкви, которые заслуживают внимания: Санта-Мария-дель-Анима (Chiesa di S. Maria del Anima, XVI, via di S. Maria del Anima), в которой похоронен папа Адриан VI, прославившийся непримиримым отношением к "языческой" культуре эпохи Возрождения (его надгробие создал Б. Перуцци). Церковь принадлежит немецкой общине, некоторые фрески изображают сцены из истории Германии. К церкви Санта-Мария-делла-Паче (Chiesa di S. Maria della Pace, начало 1480-х, реконструкция XVII в.) крытую аркаду пристроил Браманте (1504), а очаровательный полукруглый портик создал П. да Кортона (1656). Интерьер украшают знаменитые фрески-четыре "Сивиллы" Рафаэля и четыре "Пророка", выполненные его учеником Т. Вити.
По via Coronari (улица Коронари) можно дойти до церкви Сан-Сальваторе-ин-Лауро (Chiesa di S. Salvatore in Lauro, архитектор О. Маскерино, конец XVI в.), названной так потому, что в древние времена здесь была лавровая роща. В XVIII в. Н. Сальви пристроил к церкви колокольню и сакристию. В первой капелле южного нефа представлена алтарная картина "Рождество Иисуса" (художник П. да Кортона, XVII). По via Coronari, а затем по via Panico можно выйти к мосту Святого Ангела и собору Святого Петра, где открывается потрясающий вид...