- Часть 2
Мои предыдущие приезды в Армению были в раннем детстве, в 1998 году на школьные каникулы (я на тот момент был школьником), в 2006, 2009 и 2011 годы. По сравнению с 1998 годом Ереван сильно изменился. Исчезли явные признаки разрухи, местами город преобразился до неузнаваемости. Появились пробки. Строятся и ремонтируются автодороги, развязки, надземные пешеходные переходы. Стало больше городских автобусов. Появилось много новых элитных многоэтажных жилых домов, в т.ч. строящихся (в 1998 году строительство в Ереване практически не велось). Но промышленные предприятия по-прежнему в основном лежат в руинах, главным транспортом всё так же остаются убогие маршрутки-газели. Главный их минус в очень малой вместимости, и из-за этого очень часто приходится ехать «полустоя». Есть и негативные изменения: в 2004г. полностью уничтожен трамвай.
Стало значительно меньше русского языка. Место, принадлежавшее русскому языку в двуязычных вывесках и указателях, всё активнее занимает английский язык. В городе почти не осталось «армянско-русских» дорожных указателей и табличек с названиями улиц, их сменили «армянско-английские». Тем не менее, русского языка на улицах ещё много, дружественность Армении и России чувствуется везде. Часто встречаются магазины, рестораны с названиями «МОСКВА», «РОССИЯ», украшенные московской и российской символикой. Практически все жители Еревана свободно владеют русским языком, хотя между собой на нём говорят очень немногие.
Окраины Еревана представляют собой дворы с виноградниками, садами-огородами, гаражами, иногда коттеджами, окружённые советскими девятиэтажками. Распространён частный сектор. Нередко к квартирам пристраивают комнату, а порой целый этаж. В этом можно найти положительные стороны – например возможность расширить жилплощадь. Городская мэрия дала на это добро как раз по причине дефицита жилья в Ереване. Сочетание урбанистики, цветов, виноградных, фруктовых садов и домов из розового туфа придаёт ереванским кварталам особое очарование.
Решил навестить своего коллегу-астронома Камо Гигояна в Бюраканской обсерватории, заодно посетив соседнее село Оргов – место, где я провёл часть детства. Из Еревана в Бюракан несколько раз в день ходит пригородный автобус, а вот в соседний Оргов автобус ходит редко (1-2 раза в день) и нерегулярно. Поэтому в Оргов я пошёл через Бюракан. Уже находясь в Бюракане, от Гигояна узнаю, что у нас в Пулковской обсерватории на днях умер 92-х летний, старейший научный сотрудник ГАО – А.А. Киселёв. Поговорив с Камо «за жизнь», обменявшись подарками и распрощавшись, я решаю пешком отправиться на «землю обетованную» - в расположенное в 6 км от обсерватории село Оргов.
В Бюракане мне бросилось в глаза то, что все жители от мала до велика здороваются друг с другом тем самым намекая, что надо здороваться с ними и мне. Даже водители автомашин и автобусов приветственно сигналят друг другу. Бюраканская обсерватория расположена в южной, самой нижней части села на высоте 1420 метров над уровнем моря, а Оргов – 1650. Таким образом, чтобы дойти до Оргова, мне пришлось подняться на 250-метровую высоту, при этом перейти через глубокое ущелье, поскольку дорога пролегала через него.
Продолжение следует