«Молитва Моисея, человека Божия. Господи! Ты нам прибежище в род и род. Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог. Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!» Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи. Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает; ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении. Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего. Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук. Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим. Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего? Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое. Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими. Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши. Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие. Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя; и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй» (Псалом 89).
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Этот псалом — единственный, который имеет древнее заглавие, приписывающее его Моисею. Если это примечание точно указывает на авторство, то мы должны рассматривать Псалом 89 как самое древнее сочинение в Псалтири. Но его можно истолковать и по-другому — как то, что части псалма были взяты из сочинений Моисея и вставлены в эту молитву другим богодухновенным автором. Каким бы ни было его точное происхождение, псалом знакомит нас с возвышенными мыслями о природе человека, многие из которых, похоже, позаимствованы во Второзаконии.
Эта молитва, самая популярная из всех псалмов, передаёт переживания, общие для всех людей. Её главная тема — скоротечность жизни. Автор обращается к печальной стороне жизни человека. Мольбы к Богу, переданные ярким, эмоциональным языком, дают основное определение природе человека и выражают всеобщее человеческое желание жить долго.
БОГ И МЫ
В этом псалме наша смертная, временная, скоротечная природа представлена рядом с вечной, неизменной, абсолютной природой Бога. Глубоко в душе мы хотим быть с Ним. Наше желание — чтобы Он был нашим домом, нашим жилищем, местом нашего постоянного обитания. Почему?
Мы недолговечны, а Он «из рода в род» (Пс. 89:2). Он самосуществующий и вечный. Прежде чем сформировались горы, прежде чем появилась земля и вселенная, Он уже был Богом.
Не было такого времени, когда Его не было. Он всегда был, есть и всегда будет. Он — единственная абсолютная непреложность.
Мы зависимы, а Он самодостаточен (Пс. 89:3-6). Всё существующее можно поделить на две категории: то, что есть Бог, и то, что не есть Бог. Он сотворил небесные и земные воинства и всё, что в них, но Он также продолжает поддерживать по Своей мудрости и любви всех сотворённых и всё сотворённое Им. Им Одним держится всё. Он наделил нас способностью временно заботиться о себе и о вещах вокруг нас, но Он не дал нам мудрости и силы питать Его творение и самих себя вечно.
Мы невежественны, а Он всеведущ (89:7-12). Все наши грехи, явные и тайные, высвечиваются перед лицом Его. Ничто не укроется от Него. Он знает всё, что только можно знать. Всё истинное знание исходит от Него. Единственное знание, которым мы обладаем, — это знание, которое Он пожелал даровать нам.
Мы эгоистичны, а Он милостив (89:13-17). Поглощённые своим мирком, в котором правят собственность и амбиции, мы не знаем ценности прощения. Мы так озабочены, что не способны понять, как или когда прощать. В своей слепоте мы просим милости для себя и справедливости для других. Даже в духовных вопросах каждый из нас сосредоточен исключительно на себе.
Иисус пришёл, чтобы показать нам Бога (Ин. 14:6). На примере земной жизни нашего Господа мы видим, что наша самая большая нужда — взирать на Бога. Когда мы по-настоящему видим Его, Он становится для нас самой привлекательной личностью на свете. Будучи привлечены к Нему и живя в Его присутствии, мы чувствуем неодолимый импульс становиться похожими на Него. Да, мы хотим Его бессмертия; но прежде всего нам следует стремиться к тому, чтобы жить в Его истине, в Его благодати, на Его обеспечении и в Его подобии.
ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК?
Этот псалом ценен, в частности, тем, что заново напоминает нам о нашей человеческой ограниченности. С помощью ярких метафор он даёт значимые ответы на вопрос, что есть человек.
Кто мы и какие мы на самом деле, создания, сотворённые по образу Божьему? Какое определение нам даёт этом псалом?
Люди, согласно псалму 89, смертны. Бог бесконечен, а человек конечен; Бог вечен, а мы временны. Род человеческий лишь проходит через этот мир, в то время как Бог действует в нём и восседает над ним как великий вечный Бог.
Кроме того, в псалме говорится, что человек грешен. Наши действия и эмоции несут на себе отпечаток бунта против Бога. Соучастие в грехе сделало нас трусливыми, нервными, сомневающимися и обременёнными виной.
Далее автор подчёркивает, что мы зависимы. Человек не сам сотворил себя, и мы не обладаем способностью обеспечивать себя самостоятельно. Предвечный Бог — это наша единственная надежда в вечности. Человек, который не видит своей зависимости от Бога, просто не понимает основ своей собственной природы.
Этот псалом открыто и здраво указывает на нашу неотъемлемую связь с Богом. Без Него мы выходим проигравшими в борьбе с жизненными трудностями. Жизнь слишком сложна для нас, чтобы прожить её самостоятельно. Хотя временами мы сильны, чаще мы очень слабые; хотя временами у нас всё вроде бы хорошо, наши души, обременённые грехом, взывают к Богу о милости. Только Он даёт мудрость, прощение, цель, преуспевание и истину, которых жаждет погрязший в грехе человек.
Осознав, кто такие мы и кто такой Бог, мы можем сделать единственное — это, по примеру псалмопевца, принести свою жизнь к ногам Того, Кто сотворил нас; иного выбора у нас нет. Здравомыслие требует, чтобы мы покорились Божьей воле с верой, любовью и надеждой. Поступив так, мы увидим глубину Его любви и милосердия. Он получает удовольствие от нашего общения с Ним, даруя нам вечную жизнь.
КАК ОБСТОИТ ДЕЛО
Бог ставит нас перед суровой реальностью жизни. Автор псалма 89 жил, наблюдал, страдал и познавал основы пути, который мы совершаем в этом мире. Его молитва отражает приобретённое им трудным путём понимание жизни.
Он заявляет, что жизнь коротка. В его молитве говорится: «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет» (89:10). Мы точно не знаем, когда писал псалмопевец. Если допустить, что автором был Моисей, то псалом был написан тогда, когда люди жили больше семидесяти или восьмидесяти лет. Моисей дожил до 120 лет, Аарон умер, когда ему было 123. Однако поражает, насколько верно это высказывание в отношении нас. Данное утверждение — это прогноз продолжительности человеческой жизни. Автор говорит: «Вы можете прожить семьдесят или восемьдесят лет, и это всё». У жизни есть свои ограничения, и одно из них — её продолжительность.
Далее он говорит, что чем дольше мы живём, тем сложнее становится жить. Назвав общую продолжительность жизни, далее он говорит: «и самая лучшая пора их — труд и болезнь» (89:10). На праздновании дня рождения одной женщины, которой исполнилось 103 года, кто-то поздравил её следующими словами: «Надеюсь, что и я проживу так же долго, как и вы». Она тут же отреагировала: «Я бы никому не пожелала дожить до 103 лет». Очевидно, она много страдала несколько последних лет жизни. Для большинства людей последние годы жизни становятся трудным и мучительным периодом. Большинство из тех, кто достиг этой вехи, говорят: «мы теряем лета наши, как звук» (89:9).
Он подразумевает, что самая длинная жизнь — коротка. Когда мы свою жизнь на земле сравниваем с вечностью, то сразу же видим, насколько она коротка. Молитва псалмопевца напоминает нам о том, что мы нуждаемся в мудрости: «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» (89:12). Мы должны со всей серьёзностью относиться к дням своей жизни, так как у нас их немного и важен каждый из них. Любой здравомыслящий человек считает свои дни, стараясь провести каждый из них мудро.
Но главное, говорит он, нам необходимо понять, что этот мир не является нашим домом, наш дом — Бог. Нам может казаться, что мы хорошо устроились и чувствуем себя как дома в нашем физическом доме, но это не так. Мы временные жители в полном смысле этого слова. Как управляющие, мы ничем не владеем; как странники, мы не знаем, что будет завтра. Ни один человек не может заявить о своих правах собственности ни на что, как и думать, что ему хоть как-то подвластно время. Единственный настоящий дом, который каждый из нас может иметь, — это Бог.
Если человек не видит, насколько его жизнь скоротечна, грешна и подлежит суду Божьему, то он по-настоящему и не пытался оценить её в этом мире. Жизнь временна и относительно коротка. У нас нет гарантии в завтрашнем дне. Тот, кто понимает, как обстоит дело здесь, может прожить свою жизнь мудро, в ожидании того, как будет обстоять дело в вечности. Тот, кто игнорирует природу жизни здесь, — глупец, проживающий свою жизнь в выдуманном мире, где нет будущего.
ПОСЛЕДСТВИЯ ГРЕХА
Говорят, что грех не приносит вреда, потому что он запрещён, но Бог запрещает его, потому что он приносит вред. Грех не даёт привилегий и не спасает. Каждая сторона его губительна для нас. Бог предупреждал об этом Адама и Еву, но они, подобно нам, не слушали. Да, первая пара получила новое знание: они узнали, что такое грех, согрешив. Бог хотел, чтобы они узнали о грехе, сделав выбор в пользу праведности. Они, как и все мы, на своём горьком опыте узнали, насколько грех разрушителен. Это правда, что мы не несём на себе вину первой пары, но мы пожинаем плоды их первого греха. Автор намекает на наказания, которые постигли род людской, когда грех вошёл в мир.
Во-первых, грех принёс физическую смерть. Бог всё так же говорит человеческому телу: «возвратишься в землю, из которой ты взят» (89:3; см. Быт. 3:19). Каждый человек проживает свою жизнь, имея на руках смертный приговор. Каждый из нас должен повторить вслед за Моисеем: «ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении» (89:7).
Люди, которым во время хождения Израиля по пустыне было двадцать и более лет, были осуждены так и умереть в этой пустыне из-за неверия в Кадес-Варни, когда люди отказались войти в землю обетованную. Это означало, что двадцатилетние не проживут свыше шестидесяти лет, а тридцатилетние — свыше семидесяти. Они могли умереть раньше, но не позже. Их судьба в этом мире была предрешена Божьим судом. Его приговор греху поглотит их в течение сорока лет хождения по пустыне, так же как поглотит и нас в своё время. Однажды, согласно Его указу, мы умрём.
Во-вторых, вследствие смертного приговора, который он принёс, грех укорачивает жизнь. Если бы Адам и Ева не согрешили, они жили бы вечно в том прекрасном саду, имея общение с Богом. Однако после изгнания их из того рая они начали свой путь к могиле.
Мы тоже смертны. Наша жизнь в этом мире сокращена до немногих лет. Мы можем прожить «семьдесят лет»; или, «при большей крепости», в нашем распоряжении может быть «восемьдесят» или чуть больше лет. С какой стороны ни посмотреть, эта земная жизнь скоро закончится (89:10).
Грех из-за своей разрушительной природы приносит в жизнь скорбь. Автор спрашивает: «Кто знает силу гнева Твоего и ярость Твою по мере страха Твоего?» (89:11). Возможно, он имеет в виду страдания, которые пришли в мир из-за смертного приговора, который Бог вынес греху. Другими словами, «Кто может постичь всю пустоту и боль, которая приходит со смертью?»
Мы можем представить себе страдания, которые приносит нашим близким изношенное тело. Нам знакомы проливаемые слёзы и переживаемые муки видящих приближение косы смерти. Начиная с Авеля, каждая могила на кладбище свидетельствует о горе. Оно не обошло стороной ни одну семью на земле.
Но есть и хорошая новость. Мы можем проскочить плохое прямо к удивительной вести евангелия. Павел писал:
«Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих... Поэтому, как преступлением одного — всем людям осуждение, так праведностью одного — всем людям оправдание к жизни» (Рим. 5:15, 18).
Эта жизнеутверждающая истина есть главная тема евангелия: всё, что мы потеряли из-за Адама и Евы, мы приобрели в нашем победившем Спасителе, Иисусе Христе. Хотя последствия греха никуда не деваются, в Нём мы можем получить жизнь с избытком и жизнь вечную!
ПОНИМАНИЕ СВОЕЙ СМЕРТНОСТИ
И род человеческий и жизненные наблюдения свидетельствуют, что мы созданы из праха. Слово «смерть» написано на опадающих с деревьев листьях, на обесцвеченных остовах животных и на птицах, падающих с неба. Оно въелось в немощи человеческого тела. Мир вокруг нас кричит: «Каждый день к кому-то приходит смерть, и однажды смерть придёт ко всем».
Поэтому справедливо будет спросить себя: «Признал ли я, что я смертен?» Те, кто отказывается признавать, что в будущем их ждёт смерть, не принимают мер по обеспечению на такой случай своих семей. Задумываться о том, каким будет будущее, может быть, и неприятно, но это необходимо.
Если мы признаем свою смертность, то мы серьёзнее станем готовиться к вечности. А ведь некоторые люди даже не помышляют о таких приготовлениях, пока не почувствуют холодное дыхание смерти. Что может быть глупее для человека, созданного для вечности, чем никогда не задуматься о том, как попасть туда.
Если мы понимаем, что нам в этом мире суждено прожить недолго, мы серьёзнее относимся к жизни. Как правило, такие мысли делают людей благодарнее, преданнее и внимательнее к тому, что правильно. Нам следует ценить то время, которое имеется в нашем распоряжении.
Если мы понимаем, что смерть — это часть нашей судьбы, мы начинаем больше ценить духовные вещи. Мы делаемся щедрее, потому что начинаем понимать назначение и смысл денег. Мы видим несущественные вещи в их истинном свете и понимаем неоценимое значение тех вещей, которые помогают нам прийти к Богу.
Воистину решающий момент в нашей жизни наступает тогда, когда мы признаём, что наш путь в этом мире короток и имеет свой конец. Мы поступаем мудро, когда принимаем собственную временную природу и Божью вечную.
👉🏻 Российский сервис путешествий №1 (Реклама. ООО «Новые Туристические Технологии». ИНН 7724929270)