Найти тему
Беерот Ицхак

Разрешает ли Тора курение?

Ответ на вопрос, разрешено ли еврею курить, мы начнем с анализа закона, который приводит Рамбам («Яд а-Хазака», «Илхот Санедрин», 18:6): Санедрин (великое собрание судей) не выносил смертных приговоров и не назначал телесных наказаний тем, кто признавался в совершении преступлений, за которые полагались такого рода наказания. С чем связано такое «попустительство» в отношении преступников, в то время как еврейский закон устанавливает четкие рамки поведения и довольно строго относится к тем, кто их нарушает? Рамбам объясняет, что дело вовсе не в «попустительстве» в отношении злостных нарушителей алахи, а в том, что таким образом милосердная Тора помогает судьям избежать ошибки, чтобы те не казнили непричастного к преступлению человека.

Иногда люди, переживающие психическую травму, кончают с собой. Точно так же человек, находясь в состоянии депрессии или нервного срыва, может оговорить себя, чтобы свести счеты с жизнью, сделав это руками суда. Но почему члены Санедрина, игнорируя немалую вероятность того, что человек действительно совершил преступление, за которое ему на самом деле полагается наказание, обязаны считаться с небольшим процентом душевнобольных, которые сами выпрашивают себе смерть? Согласно объяснению Радбаза, причина в том, что жизнь и здоровье всех людей являются собственностью Всевышнего, и человек не имеет права жертвовать тем, что ему не принадлежит.

Приведем еще два фрагмента из Рамбама: «Один из путей Творца, которым человек обязан следовать, — это старание сохранить свой организм крепким и здоровым. Каждый человек должен избегать всего того, что может повредить его здоровью» («Яд а-Хазака», «Илхот Деот», 4:1); «Многое мудрецы запретили только из-за того, что это представляет угрозу здоровью и жизни человека. Всякому, кто преступает эти запреты, заявляя, что он в праве распоряжаться своей жизнью как ему заблагорассудится, и никого это больше не касается, или говорит, что ему это неважно, – положено назначить удары плетью для воспитания» (там же, «Илхот Роцеах ве-Шмират а-Нефеш», 11:5). Эти слова Рамбама обрели статус окончательного закона в кодексе «Шулхан Арух» («Хошен Мишпат», 427:9-10). Мудрецы подчеркивают, что совершать действия, которые могут нанести вред здоровью или оказаться опасными, запрещено Торой, а мудрецы лишь установили особый вид наказания за такое поведение, – удары плетью в воспитательных целях («Левуш а-Хур», там же; «Арух а-Шулхан», там же п. 8). Причину столь строгого отношения Торы к заботе о сохранности здоровья наши учителя объясняют так: «Всевышний сотворил мир по милосердию Своему, чтобы дарить добро Своим творениям, чтобы они познали величие Его и служили Ему, исполняя Его заповеди и Его Тору, и за их труд Он воздаст им прекрасную плату. Тот, кто совершает действия, которые могут привести к опасности – как будто отвергает волю Творца и не хочет ни служения Ему, ни получения платы. Нет большего пренебрежения, чем это» («Беер а-Гола», «Хошен Мишпат», 427:90).

На основании вышеприведенных мировоззренческих основ, сформулированных Рамбамом и получивших статус практической алахи, многие из законоучителей последних поколений (см., например, «Амудей Ор», п. 29) делают вывод, что курение должно быть запрещено по Торе, поскольку наукой явно доказано, что оно приводит к тяжелым заболеваниям и даже представляет угрозу для жизни. Хафец Хаим («Ликутей Амарим», гл. 13) уже более ста лет назад писал о том, что курение ослабляет человека физически. Он ссылался на запрет вредить своему здоровью, причины которого объясняются в Талмуде (Бава Кама, 91б). Тора говорит: «И очень берегите души ваши…» (Дварим, 4:15). Кроме того, Вселенная и все, что ее наполняет, принадлежит Всевышнему, и все, что Он создал – создал во славу Себе. А раз так, то какое право имеет раб делать с собой то, что ему заблагорассудится? Ведь он целиком и полностью принадлежит своему Господину! Хазон Иш говорил, что курение разрушительно влияет на память и сообразительность, а также затрудняет работу органов дыхания («Маасэ Иш», ч. 2, стр. 162). По его мнению, курильщики теряют до 70 процентов сосредоточенности (там же, ч. 6, стр. 88). Рав Шломо Залман Ойербах считал, что курильщик постоянно портит свое здоровье, и говорил, что никогда не поддерживал тех, кто разрешал курение («Минхат Шломо», п. 58). Рав Ашер Вайс высказал следующую идею: нет запрета взять и выкурить сигарету, но есть строгий запрет попасть в никотиновую зависимость. И поскольку большинство тех, кто курит, попадают в такую зависимость, получается, что курение в любом случае запрещено («Минхат Ашер», ч. 1, п. 35). Рав Бенцион Аба Шауль считал, что, как минимум, существует опасение, что курение запрещено по Торе, и еще большим является это опасение если речь идет о курении в присутствии других людей («Хохма ве-Мусар», стр. 221).

Рав Элиэзер Йеуда Вальденберг, автор «Циц Элиэзер» (ч. 15, п. 39), обсуждает слова Хафец Хаима. Он отмечает, что во времена Хафец Хаима еще не было известно о тяжести вреда, наносимого курением здоровью человека, и о ядовитых свойствах веществ, которые содержат сигареты. Люди не располагали теми данными, которые есть у нас сегодня, и потому не связывали курение с огромным числом жертв этой привычки. «Поэтому, — пишет рав Вальденберг, — каждый человек должен всячески оберегать себя и других от этого. Верно, что существует правило “неразумных Б-г бережет” (Шаббат, 129б, Нида, 45а), суть которого заключается в том, что в ситуации, когда совершение некого действия становится общепринятым, и оно может, теоретически, представлять угрозу здоровью, Всевышний чудесным образом уберегает людей от вреда. Однако это правило мудрецы сформулировали лишь для тех ситуаций, когда многие люди поступают определенным образом, и с ними не случается никакого вреда. Но в случае с курением дело обстоит совершенно иначе: сегодня общеизвестны страшные последствия, которые влечет эта пагубная привычка». [Аналогично этому пишет рав Элиэзар Папо в книге «Пеле Йоэц» («Шмира»): в отношении действия, о котором явно известно, что оно вредит здоровью, не действует правило «Неразумных Б-г бережет».]

Из сказанного следует, что курение является нарушением закона. Те, у кого еще не возникла зависимость, обязаны немедленно бросить курить. Их близкие должны всячески в этом способствовать. Те, кто пока не сумел отказаться полностью от этой пагубной привычки, должны, по крайней мере, отдалиться от некурящих людей, чтобы не превращать их в пассивных курильщиков. Отдаление от того, что вредит при курении окружающим, регулируется специальным законом («Хошен Мишпат», 155:20). В том месте, где курят, люди вправе требовать, чтобы курящие прекратили курить или отдалились от них на такое расстояние, чтобы они не чувствовали дыма (Бава Батра, 23а; Рамбам, там же, «Илхот Шхеним», 11:7; «Шулхан Арух», «Хошен Мишпат», 155:36-37).

Рав Моше Файнштейн в нескольких местах говорит о законах, связанных с курением. В частности, он пишет («Игрот Моше», «Хошен Мишпат», ч. 2, п. 18) о том, что люди, которые находятся в месте, где кто-нибудь курит, могут потребовать от него удалиться, и что они были бы в праве это сделать, даже если бы курение не причиняло вред их здоровью, а только вызывало бы у них физические страдания. За то, что курильщики причиняют вред здоровью ближнего, они должны нести материальную ответственность, и хотя в наше время суд не назначает штрафов, выплачивать компенсацию за нанесение ущерба – причем, в первую очередь, того ущерба, который причинен здоровью ближнего (ведь каждый еврей обязан в этом и без того, чтобы его заставил суд).

Рав Файнштейн настоятельно рекомендует всем, а в особенности тем, кому дорога Тора, полностью отказаться от курения, поскольку оно представляет собой опасность и не приносит никакой пользы. А те, у кого привычка к курению еще не возникла, конечно же, не должны способствовать ее формированию. Родители не должны допускать, чтобы их дети начали курить – даже если сами курят. И даже если бы курение не представляло опасности для здоровья, его нужно было бы запретить потому, что для человека плохо стремиться к излишествам и плотским наслаждениям.

Схожего мнения придерживался и другой великий знаток Торы современности, рав Менаше Кляйн («Йорэ Деа», ч. 12, п. 23). Подобно раву Файнштейну, он пишет, что тому, кто не курит, запрещено начинать, поскольку курение приводит к ухудшению здоровья, трате времени и средств, а также развивает у человека стремление к получению материальных наслаждений.

Очень негативно относились к курению и руководители движения Хабад. Рав Йосеф Ицхак Шнеерсон – Адмор а-Раяц – шестой Любавический ребе, сам до определенного времени курил, но бросил и в дальнейшем активно выступал против курения. В его указаниях руководству сети йешив «Томхей Тмимим» было сказано следующее: «Ученику, которому не исполнилось двадцати лет, категорически запрещено курить, где бы он ни находился, в любое время суток. Моих друзей, учащихся йешив, которые достигли двадцатилетнего возраста, попросите от моего имени для их же пользы – как духовной, так и материальной – чтобы они постарались постепенно бросить курить» («Игрот Кодеш Мо-а-Раяц», ч. 7, стр. 66).

Рав Овадья Йосеф, великий сефардский законоучитель последнего поколения, однозначно выступал против курения. В своих книгах («Ихаве Даат», ч. 5, п. 39; «Алихот Олам», ч. 1, Ваикра, п. 4 и прим. на стр. 266) рав Овадья писал, что после того, как в наши дни стало широко известно о прямой связи между курением и страшными заболеваниям – о том, насколько опасно курение для здоровья не только самих курильщиков, но и их окружения, – необходимо отказаться от курения, а взрослые должны заботиться о том, чтобы молодежь не начинала курить. По мнению рава Овадьи, есть весомые основания, чтобы запретить курение по букве закона, как сказано: «И очень берегите души ваши…». Мы полагаемся на врачей в тех вопросах, которые связаны с совершением запрещенных в Шаббат и Йом Кипур действий при возникновении угрозы для жизни. И в том, чтобы отдалиться от вещей, представляющих опасность для здоровья, мы тоже должны положиться на их знания.

Рав Моше Штернбух, один из самых крупных современных знатоков законов Торы, пишет («Тшувот ве-Анагот», ч. 1, п. 316 и ч. 4, п. 115), что курить на самом деле запрещено по закону, поскольку это приводит к раковым и сердечным заболеваниям, в т. ч. С летальным исходом. И хотя многие люди придерживаются лозунга: «Ешь-пей, ведь завтра все равно умрем», у тех, кто верит во Всевышнего и служит Ему всей душой, жизненная установка диаметрально противоположна. Для нас каждое мгновение жизни — драгоценно, и в случае даже небольшого опасения, что та или иная вещь может представлять угрозу для здоровья, мы обязаны находиться от нее как можно дальше. В полной мере это относится и к курению, которое должно быть полностью запрещено по Торе, т. к. из стиха «И очень берегите души свои…» мы учим, что запрещено вредить здоровью, и нарушающий этот запрет обязан искупить свой грех. Поэтому те, кто не курят, по-настоящему исполняют эту великую заповедь Торы. Рав Штернбух рассказывает, что лично присутствовал при том, как большой знаток Торы, который тяжело болел раком легких, перед смертью попросил, чтобы у его постели собрали десять мудрецов Торы. Когда они пришли, он им сказал, что уверен, что причиной болезни послужило курение, и он очень опасается, что в Мире Истины его будут судить как самоубийцу. Он попросил у всех присутствующих, чтобы они отказались от курения, ибо оно представляет угрозу для жизни и является строгим нарушением Торы, и если они, впечатлившись его словами, бросят курить, возможно, это несколько облегчит его участь в Мире Истины.

В другом месте рав Штернбух говорит о том, что было бы правильно выпустить раввинское воззвание к обществу о том, что всякий, кто курит, нарушает очень строгий запрет из Торы, поскольку подвергает себя опасности. Такое поведение в корне противоречит предписанию Торы «И очень берегите души свои…», поскольку тот, кто курит, является самоубийцей. Ведь сегодня совершенно однозначно доказано, что курение вредит здоровью и приводит к раку легких, заболеваниям дыхательных путей и болезням сердца. Число жертв курения ужасает своими масштабами, и понятно, что речь идет об опасности для жизни. «Тем не менее, – пишет рав Штернбух – нет полной уверенности, следует ли издавать такой раввинский указ. Ведь обязательно найдется немало людей, которые проигнорируют его. А постановления, о которых изначально можно сказать, что они не будут приняты обществом, запрещено выносить, чтобы люди не сделали вывод, что раввины не имеют влияния на массы, ведь в результате это может привести к тому, что к раввинам не станут прислушиваться и в других вопросах. Кроме того, они всегда найдут какого-нибудь раввина, который разрешит им курить, или даже сам будет подвержен этой губительной привычке, и тогда они скажут, что не должны быть большими праведниками, чем этот раввин. Но в любом случае, абсолютно ясно, что курильщик нарушает запрет “Не следуйте за сердцами вашими” (Бемидбар, 15:39), поскольку его влечет исключительно вожделение, в то время как его разум кричит, что это запрещено. Он играет со здоровьем ради сиюминутного удовольствия, и в отношении него не действует правило: “Неразумных Б-г бережет”. У людей есть полное право препятствовать курению в общественных местах, и сам курящий не должен позволять себе этого».

Можно заметить, что, говоря о вреде, причиняемом душе и телу курением, мудрецы Торы упоминают запрет совершать действия, подрывающие здоровье, а также запрет стремиться за своими вожделениями и к излишествам.

Упомянем еще несколько негативных аспектов курения, о которых говорили наши учителя.