«4:33» Джона Кейджа — это подрывная композиция, состоящая из окружающего звука, пространства и поведения.
Видео: «Джон Кейдж 4'33''».
Эта пьеса происходит из эпохи Новой Музыки. Многие экспериментальные методы сочинения, которые раздвигали границы того, что люди вообще считали сочинением, вышли именно из этой эпохи, и Джон Кейдж был одним из главных композиторов в этом движении.
Ноты часто вообще переставали использовать как музыкальную нотацию, подчеркивая важность личной интерпретации, символизма и устных наставлений инструменталистам о том, чему они должны были затем подражать или импровизировать, соло или в ансамбле. Иногда целью было бы слушать других и пытаться синхронизироваться. Иногда целью было — наоборот, быть асинхронным.
Хаос, случайность, свобода выражения и вызов инструменталистам и зрителям с целью заставить их услышать звуки вокруг них, а не самих себя, были одними из центральных идей в Новой Музыке.
Намерение, стоящее за «4:33», вовсе не было шуткой. Было по крайней мере несколько целей:
- Бросить вызов аудитории, заставив её переосмыслить значение тишины и покоя.
- Настроить аудиторию для последующего выступления и позволить им наблюдать за поведением друг друга в неожиданной тишине.
Чтобы создать ожидание исполнения, в любой версии пьесы пианист выходит в зону исполнения (обычно на сцену или в переднюю часть зала), кланяется и садится за рояль в правильном положении, как будто готовясь к игре. После этого он не улыбается и не делает каких-либо других знаков зрителям. Он поступает так, чтобы позволить аудитории ожидать, что сейчас что-то случится. Когда аудитория не слышит и не видит игру, она ведёт себя так, как это запрограммировано в поведении каждого человека, если он испытывает неловкость или удивлён, наблюдая нечто неожиданное. Следующее ожидание композитора заключается в том, что зрители начнут наблюдать за тем, что происходит вокруг них. В конце 4:33 пианист встаёт и снова кланяется.
Теперь, когда так много людей уже знают, как проходит весь этот процесс, они могут не вести себя «обычным» образом (то есть ёрзать на своих местах, тихо смеяться, шуршать своими программами, неловко кашлять, оглядываться на других людей, чтобы увидеть их реакцию, говорить тихими голосами со своими соседями, спрашивая, что происходит). Однако, когда происходили первые исполнения этой пьесы, это были именно те реакции, которые Кейдж и хотел получить, и они были важной частью композиции.
С более опытной аудиторией окружающий звук и впечатления могут быть более «слабыми», ограничиваясь людьми, корректирующими позу на своих местах, двигающимися только для того, чтобы скоротать время, и другими шумами комнаты и здания, на которые люди внезапно обращают внимание только потому, что стоит тишина.
Всё дело в том, что не существует такой вещи, как полное молчание или тишина.
Если мы определим музыку строго как организованные, ритмичные, последовательные звуки, эта пьеса не будет соответствовать этому определению, равно как и некоторые другие музыкальные произведения. Тем не менее, возможен более широкий взгляд на музыку. В конце концов, музыка — это организованный звук, но он часто не звучит явно организованно для слуха. Кто-то просто нашёл время и «отредактировал» звуки, чтобы создать какую-то композицию, которая что-то значит и служит какой-то цели.
В течение этих 4:33 всегда будет звучать окружающий шум, что и является способом исполнения этой пьесы, даже если это каждый раз отличается (точно так же, как джаз подразумевает импровизацию, и поэтому каждое исполнение каждый раз отличается). Но эти звуки, вероятно, всегда будут иметь и некоторое сходство — из-за обстановки, людей, предметов, которые они держат, и одежды, которую они носят. Длина композиции всегда одинакова. Это звук, и он организован!
Видео: «John Cage 4'33" - Classical Guitar».
По материалам публикации (англ.).