Найти тему
Морская коллекция

Броненосные крейсера.Любимый корабль императора. "Память Азова".

Российская империя в 80-х годах 19-го века активно продолжала осваивать океаны.Исчезли после разгрома Франции ограничения , наложенные после Крымской войны на Черноморский флот и там началось создание полноценной броненосной эскадры. На Балтике объявился новый потенциальный противник-единая Германия с ее растущим флотом.Начавшееся освоение Дальнего Востока требовало постоянного присутствия русской эскадры,пока крейсерской. И , наконец,"Большая игра" с Англией достигла максимального накала. Большая кораблестроительная программа 1881 года предусматривала не только создание мощного броненосного флота на Балтике,но и значительного крейсерского флота,призванного грозить "англичанке".

Начало 80-х годов отмечено в российском флоте созданием таких интересных крейсерских проектов как "Дмитрий Донской" и "Адмирал Нахимов".

12(24) октября 1885 года проект нового полуброненосного фрегата , подготовленный по заданию МТК,был представлен Балтийским заводом. Задание адмирала И.А.Шестакова предусматривало создание океанского 6000 тонного крейсера с внедрением текущих достижений науки и техники.За основу был принят "Владимир Мономах". По особому настоянию Шестакова на крейсере были предусмотрены паровые машины тройного расширения и переход на 35-калиберные орудия. Спецификацию подготовил ведущий инженер завода Н Е. Титов ,но в ходе утверждения проекта и постройки вносилось значительное количество изменений,как в связи с техническими новшествами ,так и из политический сообразности. Крейсер должен был получить два 203 мм и четырнадцать 152 мм современных орудий,сталежелезную броню для легкого броневого пояса и бронепалубу из двух стальных листов при мощности машин в 8000 л.с.

Проект изначально получился перегруженным,но конструкторы уповали на то ,что паровая машина тройного расширения будет значительно легче. Не все ожидания оправдались,пришлось в ноябре 1887 года кормовую 152 мм пушку заменить на 47 мм скорострелку. Было предложение избавиться и от носового 152 мм орудия.

После первых же походов "Дмитрия Донского "и "Владимира Мономаха" в теплые моря,в апреле 1888 года,обнаружилось,что местные моллюски с удовольствием прирастают на сталежелезных бронепоясах кораблей. Встал вопрос о дополнительной обшивке деревом и медными листами плит броневого пояса.

Постройка корабля началась в эллинге Балтийского завода 4 марта 1886 года.Свежий опыт постройки "Мономаха" и "Нахимова" позволил вести работы достаточно быстро и технологично.Руководил строительством тот же инженер Титов.

27 июня 1886 года высочайшим повелением  крейсеру было присвоено имя "Память Азова",в честь 74 пушечного линейного корабля "Азов",отличившегося героизмом в Наваринском сражении 1827 года против турецкого флота. Тогда за доблесть в сражении линейный корабль «Азов» (командир М.П. Лазарев) впервые в истории российского флота был награжден кормовым Георгиевским флагом,с изображением Георгия Победоносца,поражающего змея своим копьем. Флаг как реликвия был передан на новый корабль. Крейсер был причислен к Гвардейскому экипажу.

12 июля 1886 года состоялась торжественная закладка , присутствовали император Александра III, императрица Мария Федоровна, греческая королева Ольга Константиновна и генерал-адмирал Алексей Александрович. На закладной табличке значилось-“16-пушечный двухвинтовой полуброненосный океанский крейсер “Память Азова” с механизмом 8000 инд. с. ".

“Память Азова” спускают на воду. 20 мая 1888 г.
“Память Азова” спускают на воду. 20 мая 1888 г.

К 200 летию “дедушки русского флота” — ботика Петра I,крейсер был спущен на воду в полдень 20 мая 1888 года. За час до этого в соседнем эллинге прошла церемония закладки очередной императорской яхты "Полярная звезда".

В строй корабль вступил в 1890 году полуброненосным фрегатом,но с 1 февраля 1892 года по новой классификации стал броненосным крейсером 1-го ранга .

"Память Азова" . Беггров А.К..
"Память Азова" . Беггров А.К..

В процессе достройки в конструкцию и оснащение фрегата стали вноситься изменения,не обусловленные военными потребностями. Корабль достраивался быстро и на его строительство стали выделяться дополнительные средства. Особенно много вкладывалось в обустройство адмиральского салона и офицерских помещений.

Адмиральский зал был отделан красным полированным деревом,украшен огромными зеркалами в бронзовых рамах.В приемной стоял письменный стол орехового дерева,сафьяновые вольтеровские кресла и дорогие стулья,стены были отделаны "под орех".Спальню обшили красным деревом,а умывальник установили из чистого итальянского мрамора.

Офицерские каюты немного уступали в роскоши-командиру корабля досталась отделка ореховым деревом,а офицерам-тиковым. Кают-компания также щеголяла экзотическими сортами древесины.Камбуз и жилая палуба были украшены новомодным кафелем(кстати еще 70 тонн перегруза!).

Количество хорошо отделанных офицерских кают подразумевало прием на борт многочисленной делегации высоких персон.

Даже на шлюпных флюгарках красовались вычурные золоченые звездочки.Причем эксклюзивные флюгарки,как и специальные медные таблички и 11 золоченых букв названия корабля,казна оплачивать не стала,ибо завод их изготовил без заказа,по просьбе капитана.

Секрет вскоре раскрылся-"Память Азова" предназначался для архиважной государственной миссии -вывезти наследника в познавательное морское путешествие на восток-мир посмотреть и себя показать. На этот раз,изучать цесаревичу предстояло восточную половину Старого Света.

Поэтому такими ударными темпами достраивался крейсер,поэтому такие средства вкладывались в отделку апартаментов.Особое внимание уделялось комплектованию экипажа-офицерскому составу "близость к телу" сулила быструю и успешную карьеру,а матросов отбирали только лучших во всем Гвардейском экипаже.На флоте за "Памятью Азова" закрепилось прозвище "государев корабль",сами "азовцы" подчеркивали свою "особость" как ударением на первый слог в слове Азов,так и всевозможными аксессуарами-у офицеров были фирменные браслеты и перстни,у матросов-серьги и кольца. Император также долго носил перстень с монограммой "Память Азова".

Героический авансом корабль получил кроме имени и Георгиевского флага на корме еще и роскошное украшение для носовой части. Художник-маринист академик А.П. Боголюбов по заказу Генерал-Адмирала подготовил эскиз с орденом святого Георгия,с лентами,императорской короной,лавром и пальмовыми ветвями,"дорого-богато". Парижский сиделец эскиз утвердил и крейсер получил эксклюзивное носовое украшение.

План Великого путешествия предусматривал заход "Памяти Азова" в Черное море,прием на борт в Севастополе великого князя ,и отбытие в круиз. Но турки на этот раз заартачились и разрешения на проход русского крейсера через Дарданеллы не дали. Маршрут пришлось поменять.

-9

«Па́мять Азо́ва» .В 1909—1917- «Двина» . Балтийский завод,Санкт- Петербург. Заложен 12 июля 1886 года , спущен на воду 20 мая(июнь) 1888 году , вступил в строй в 1890 году. Броненосный крейсер (1890 - 1907). Учебное судно в составе учебно-минного отряда. (1907 - 1914).Плавучая база подводных лодок (1914 - 1919). Потоплен в Кронштадте в 1919 году при налете английских торпедных катеров. Выведен из состава флота 1919 год. Разобран на металл

Водоизмещение 6674 тонн (по другим данным 6734 тонн ). Длина 115.6/ 117,42 м. Ширина 17,2 м (по другим данным 15,56 м). Осадка 8,2 м (по другим данным 7,3- 7,55 м).
Бронирование-компаунд -бортовой пояс до 152 мм , щиты орудий главного калибра 254 мм , палуба 37-64 мм , рубка - 37 мм
Двигатели-2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 6 цилиндрических котлов. Мощность 8500 л. с. Движитель 2 гребных винта, паруса. Скорость хода проектная 16 узлов,максимальная 17,25 узлов .Дальность плавания 3360 миль (при 17,5-узловом ходе). Экипаж 640 человек (по другим данным 550-570).
Вооружение-2 × 203-мм орудия, 13 × 152-мм орудий ,2 × 63,5 мм десантные пушки Барановского, 7 × 47 мм скорострельных орудий , 8 × 37 мм пятиствольных пушек. Минно-торпедное вооружение-Два бортовых поворотных и один кормовой неподвижный 15-дюймовых торпедных аппарата, 2 минных катера, 40 мин заграждения

В 1900 году решено было перевооружить корабль, заменив котлы и освободив их от устаревшей магистральной трубы водоотливной системы. В 1904 году крейсер встал на капитальный ремонт, в ходе которого на Франко-Русском судостроительном заводе ему были заменены котлы и паротрубопроводы, установлены две мачты вместо трех и оборудование для ведения с корабля минных поставок. Отныне крейсер уже не нес никаких парусов, став полностью паровым кораблем. выйдя из капитального ремонта в 1906

-11

Крейсер получил более удлиненный ,чем у предшественников корпус(7,7 коэффициент против 5,9 на "Донском") и весьма элегантный силуэт- с выдающимся форштевнем.

Паровые машины ,изготовленные по английскому образцу,как оказалось при разборке,были установлены в "выемку" в двойном дне. В суете ускоренной постройки этот вопрос оказался не самым важным. Но Бог миловал,мили и скалы корабль миновали и на Балтике и в дальних путешествиях.

Броневые плиты для сталежелезного пояса изготавливал Ижорский завод-все 48 штук. Длина броневого пояса составляла менее 90 метров,дополнительную защиту обеспечивали бортовые угольные ямы.

Двухвальная силовая установка из двух вертикальных паровых машин тройного расширения общей проектной мощностью 8500 и.л.с. при естественной тяге и 11500 при форсированной и шести двойных котлов.Расчетная скорость 17 узлов,при форсировании-до 18.Более экономичные машины позволили на экономичном ходу рассчитывать на 15 000 миль плавания(при 8500 на предшественниках).

"Память Азова" получил парусное вооружение в 17009 кв. футов на трех мачтах,почти в полтора раза меньше чем у предшественников.

Проект предусматривал основное вооружение из 35 калиберных пушек-двух 203 мм (на верхней палубе на выступах) и 14 152мм. Две 152 мм-ки планировались как погонное и ретирадное орудия,размещенные в диаметральной плоскости. Из-за перегруза ретирадное(кормовое) 152 мм орудие заменили на 47 мм скорострельную пушку.Для носового в форштевне был прорублен специальный порт.10 152 мм размещалось побортно на батарейной палубе,еще две-на корме. По носу стреляли два орудия 8-дм калибра и три- 6-дм; по траверзу одно орудие 8- дм и шесть 6-дм и на корму только два 6-дм.Вес залпа по носу — 1052 фунта; вес залпа по траверзу — 1158 фунта; вес залпа на корму — 272 фунта.

Первоначально планировалось иметь на крейсере 5 47 мм Гочкиса,8 37 мм револьверных Гочкисов,2 десантные пушки и 4 4-фунтовых орудия обр. 1867 года для салютов. Но накопленная перегрузка привела к тому ,что крейсер мог выходить в море лишь с половиной штатного боекомплекта для основной артиллерии и трети для мелкокалиберной.

В качестве полумер МТК предписал отказаться от сигнальных пушек,а их функции возложить на 47 мм,увеличив их число на две. В итоге-4 47-мм поставлены на полубаке; 2 47-мм на юте и площадках, стреляют через сетки; 1 47-мм в кормовой батарее стреляют прямо назад; 4 37-мм поставлены на концах мостиков; 4 37-мм на коечных сетках, они же по тревоге поднимаются на марсы. Из таблицы углов обстрела скорострельных пушек видно, что по носу стреляют 4 орудия 47-мм и 4 37-мм; по траверзу стреляют 3 орудия 47-мм, 4 37-мм и 1 2,5-дм; на корму стреляют 3 орудия 47-мм, 4 37- мм.

На вооружении экипажа состояло 90 винтовок Бердана драгунского образца, 190 револьверов Смита и Вессона и 190 палашей.

Gifts_for_Nicholas_II_(Pamiat_Azova)Японские подарки Николаю.
Gifts_for_Nicholas_II_(Pamiat_Azova)Японские подарки Николаю.
Фото экипажа с греческой королевой Ольгой
Фото экипажа с греческой королевой Ольгой
в Коломбо
в Коломбо
В доке Нагасаки. 1891 г.
В доке Нагасаки. 1891 г.
Pamyat'Azova1891voWladivostoke
Pamyat'Azova1891voWladivostoke
Редактировать галереюPamyat'Azova&VladimirMonomakh1880s-1890sPeiraias
Редактировать галереюPamyat'Azova&VladimirMonomakh1880s-1890sPeiraias

Обкатку вступивший в строй крейсер прошел в полукругосветном походе 1890-1891 годов,получившем название Великого Восточного путешествия цесаревича Николая Александровича. Император Александр III в первый и последний раз в истории российской монархии отправил наследника "набираться уму-разуму" не в Европу,как повелось с Петра Великого,а в Азию,после опиумных войн и пушек коммодора Перри,открывшуюся для внешнего мира.

Цесаревич на борту "Памяти Азова".
Цесаревич на борту "Памяти Азова".

Уже 23 августа 1890 года крейсер вышел в ответственный поход. Как часто бывало у наших кораблей, тяжелое испытание его ждало в Бискайском заливе. Крейсер пережил самый серьезный шторм в своей жизни,но прошел его достойно,попрощаться пришлось лишь с носовыми украшениями,их забрало море. Заменили потом простыми накладками.

«Вообще фрегат оказался крепок и обладает довольно хорошими мореходными качествами в полном грузу, но все-таки короток для форсирования большой океанской волны», – отметил командир корабля капитан 1-го ранга Ломен. Великолепно показали себя машины Балтийского завода,без нареканий они обеспечивали стабильный 14 узловой ход.

На "Памяти Азова" нес службу простым мичманом один из Романовых, Его Императорское Высочество великий князь Георгий Александрович. Одно время он ,при раннем Николае II,даже будет носить титул цесаревича. Но данный поход стал для него роковым.

По прибытии в Пирей крейсер решили разгрузить,перегруз все-таки был серьезным-сняли минные катера и ряд второстепенных устройств-всего на 43 тонны. Вся эта аммуниция была отправлена во Владивосток коммерческим пароходом.

-20

Так как турки проход через Дарданеллы не разрешили,крейсер ушел в австрийский Триест,где 19 октября принял на борт прибывшего из Вены по железной дороге наследника.К сопровождению драгоценного груза присоединился крейсер "Владимир Мономах" капитана 1-го ранга Дубасова . В Греции к венценосной делегации добавился еще один принц-Георг Греческий, правнук Николая I ,он ,как и его тезка, стал одним из офицеров фрегата. На борту крейсера побывала греческая королевская семья-король Георг и его супруга,королева эллинов Ольга, покровительница русских моряков. От греческих берегов до Суэца отряд из двух крейсеров сопровождал русский стационер в Греции -канонерская лодка "Запорожец".

Командовал отрядом опытный моряк и царедворец контр-адмирал В.Г. Басаргин ,флагманом,естественно, был "Память Азова".В Адене 3 декабря к отряду присоединился и вышедший навстречу,с Дальнего Востока,крейсер "Адмирал Корнилов".

проход через Суэцкий канал
проход через Суэцкий канал

Наследник,тем временем,активно знакомился с чудесами Востока,под бдительным присмотром своих "нянек".В Египте цесаревич путешествовал на пирамиды и даже забирался на них.

Когда отряд добрался до Индии, количество принцев на борту уменьшилось. У великого князя Георгия Александровича в Бомбее было выявлено обострение туберкулеза.Винят легкомысленность самого князя,увлекавшегося то ночными прогулками на катере с жизнерадостной итальянкой (а ночью и в Италии бывает холодно) ,то сном на сквозняке при поездке к пирамидам.И сопровождающие русские врачи и английские медики рекомендовали срочно прервать круиз и перевезти великого князя в более щадящий климат.23 января,с торжественными проводами по высшему разряду Георгия Александровича на "Адмирале Корнилове" отправили на Родину.На этот раз даже турки не стали препятствовать-и русский крейсер таки вошел в Черное море и высадил больного Романова на черноморском побережье Кавказа.

-22

Цесаревич же продолжил свою развлекательно-познавательную программу,задержавшись в Индии. 31 января корабли русского отряда вошли в Коломбо,где были торжественно встречены находившейся там британской эскадрой. Салюты,визиты, специально организованные шоу со слонами...

42 дня Николай Александрович приобщался к индийской культуре,отстреливая заботливо подготовленных слонов ,несчастных крокодилов и прочую экзотику.

-23

В Сингапуре путешественника ожидал отряд Тихоокеанской эскадры из крейсера "Адмирал Нахимов" и двух канонерских лодок вице-адмирала П.Н. Назимова,командующего эскадрой .23 февраля отряд из трех русских крейсеров посетил голландскую Батавию. Там наследнику устроили праздник экватора.Правда наследник со своим греческим коллегой прошли неполную церемонию-купать их не стали,мало ли чего,беречь надо народное достояние. Но шоу и маскарад устроили достойные. Батавские власти также организовали для высокого гостя охоту на местных крокодилов,клиент остался доволен.

7 марта эстафету гостеприимства передали сиамскому королю,который не ударил в грязь лицом,поддержка России очень нужна была маленькому независимому королевству,зажатому между британскими и французскими колониями.Король пригнал 287 слонов на шоу,для гостей их ловили по выбору.Свиту и самого цесаревича обвешали местными орденами(Николаю достался орден Шокра-Кри ,высший в Сиаме).Не менее теплым был прием и Индокитае,владении почти союзной уже Франции.29 марта отряд отправился в Шанхай,где наследник пересел на пароход "Владивосток" и в сопровождении двух русских канонерок отправился по реке до Ханкоу изучать глубинный Китай.Крейсера же зашли передохнуть в Нагасаки.

-24

"Память Азова" к этому времени превратился в плавучий экзотический зоопарк-по палубе слонялись два слоненка и черная пантера,повсюду стояли клетки с разноцветной живностью и райскими птицами.В начале апреля на рейде Нагасаки собралась почти вся Тихоокеанская эскадра- “Память Азова”, “Владимир Мономах”, “Адмирал Нахимов”, канонерки “Манчжур”, “Кореец”, “Бобр”, клипер “Джигит” и три парохода Доброфлота- “Петербург”, “Владимир” и “Байкал”.

16 апреля "Память Азова" доставил цесаревича в Нагасаки и чад кутежа накрыл много повидавший портовый город. Рестораны,гейши,вечеринки и пикники....

Николай Александрович в Нагасаки
Николай Александрович в Нагасаки

Но поездка по японским достопримечательностям запомнилась другим-29 апреля(11 мая) ,при возвращении из г. Отсу в Киото вместе с Георгом и японским принцем Арисугавой ,Николая ,расслабленного гейшами,рикшами и сакэ ,рубанул по голове саблей плашмя японский городовой Цудо Санцо . Обалдевший цесаревич юркнул в ближайшую лавку,но на выходе опять столкнулся со злобным японцем.Интересно ,что свиту буквально охватил паралич,никто даже не двинулся помогать наследнику.Только принц Георг,покинув свою коляску,стукнул злодея тростью по голове,чем помешал тому завершить свое черное дело. Тут подтянулись рикши Николая и Георга,японца скрутили и обезоружили. «Никогда не забуду, — писал Дмитрий Шевич,русский посланник в Токио, — зверского выражения его лица, когда, скаля зубы, он отвечал на… вопрос, что он — „самурай“. Глубокая неукротимая ненависть пылала в его глазах…».

 Цуда Санцо (1855—1891)
Цуда Санцо (1855—1891)

 Рикши принцев Георга (Китагаити Ититаро, слева) и Николая (Мукохата Дзисабуро)
Рикши принцев Георга (Китагаити Ититаро, слева) и Николая (Мукохата Дзисабуро)

Легкую рану на голове зашили,а микадо лично повез несчастного в Кобе,где его принял на борт "Память Азова".Япония тогда считалась дружественной страной и Мейдзи приложил все усилия для урегулирования инцидента.К тому же на тот момент Николай был самым именитым из представителей европейских монархий,которые посещали Японию. Офицеров эскадры засыпали японскими орденами высших номиналов. Николай же записал в своем дневнике: «Я нисколько не сержусь на добрых японцев за отвратительный поступок одного фанатика». В знак уважения к раненому цесаревичу пять дней после нападения были закрыты биржа, школы, токийский театр кабуки
и публичные дома.

Нападавшего осудили на пожизненную каторгу,где он вскоре скончался,в родной деревне преступника изгнали его родственников и запретили впредь кого то называть его именем или фамилией.Героических рикш наградили русскими орденами и пожизненным пенсионом на уровне зарплаты членов японского парламента. Японцы им также оформили пенсию,но гораздо скромнее.

1(13) мая на крейсере благополучно отметили 23-й день рождения будущего императора. 7 мая 1891 года на "Памяти Азова" дали прощальный завтрак для микадо .Это был первый случай посещения японским императором иностранного корабля.

Затем корабли отправились к восточным берегам России.7-месячное путешествие заканчивалось.16 мая "Память Азова" с наследником прибыл во Владивосток.

19 мая цесаревич стал главным действующим лицом церемонии по закладке первого участка будущей Транссибирской магистрали. Единственным полезным делом за 7 месячное путешествие стала лично им отвезенная первая тачка с землей для будущей дороги.Затем "свадебного генерала" перевезли на место закладки первого русского сухого дока на Дальнем Востоке.

Николаю Романову ,конечно,не откажешь в умении располагать к себе людей. По воспоминаниям участников экспедиции- “В своем восторге от общения с наследником, который держал себя с нами так просто, как с товарищами”, “Много раз за это время я был близко около него, и каждый раз все более и более мне нравился его симпатичный взгляд, и теперь, конечно, еще больше, такие добрые прелестные глаза редко встретишь”. Это из воспоминаний лейтенанта Е.А.Трусова,будущего командира крейсера "Рюрик" во время рокового боя 1 августа 1904 года.

Каждому цесаревич обещал прислать из Хабаровска по своей фотографии, пока же для кают-компаний кораблей было подарено по большому снимку. Командирам и старшим офицерам с “Памяти Азова” наследник прислал в подарок чеканного золота чарки в древнерусском стиле, усыпанные драгоценными камнями, офицеры получили перстни, часы и запонки, лейтенанты с “Азова” — по золотому портсигару. Е.А. Трусову на “Джигите” достался роскошный перстень.

По заказу Александра III фирма Фаберже в честь путешествия цесаревича изготовила два пасхальных яйца с 5 см моделями крейсера.Золотой крейсер,плывущий по лазуритовому морю,переливаясь бриллиантовыми иллюминаторами. Одно из них на Пасху 1891 года император преподнес супруге- Марии Федоровне . До лета 1906 года яйцо украшало императорский стол,а затем навечно было сослано в хранилище.

Еще одну модель крейсера-уже из черепаховой кости,повелел изготовить японский император и,с оказией ,на "Адмирале Нахимове" отправил с очередными извинениями в Санкт-Петербург.

-29
Brockhaus_and_Efron_Encyclopedic_Dictionary_b54_181-1
Brockhaus_and_Efron_Encyclopedic_Dictionary_b54_181-1

Великое восточное путешествие цесаревича Николая, в отличие от Великого посольства Петра I ,ничего хорошего России не принесло. Кроме разве церемониальных мероприятий по закладке вокзала и дока во Владивостоке. 7 месяцев путешествия,когда всей обслуживающей команде была поставлена главная цель "лишь бы дитятко не заскучало" принесли только значительный урон казне и выбытие из графика боевой учебы самых сильных и современных кораблей.

В пьянках,гулянках,пирах и охотах,естественно,ничего понять и узнать полезного молодой повеса не мог. Не понял он ни Китая, ни Японии, ни Индии,что и показало дальнейшее развитие событий на восточных задворках великой империи.

Время покоя и мощи,обеспеченное правлением Александра III,породило в верхах благодушие и расслабленность,когда даже амбициозные офицеры эскадры с большим интересом следили за эскападами своего "принца",чем за ситуацией у потенциального противника.Путешествие загубило и не самого плохого из Романовых,великого князя Георгия,имевшего шансы на престол и обладавшего гораздо большими государственными способностями ,чем любитель стрелять ворон и мучить кошек.Георгий вскоре умрет от туберкулеза.

Есть версия,что именно два удара сабли "японского городового" усугубили и так невысокий уровень умственного развития будущего самодержца. По крайней мере выводы из инцидента он сделал совершенно неожиданные,в дальнейшем рациональное восприятие Японии у него вообще отсутствует,а японцев он называет уже "макаками".

"Память Азова" в это время стал практически плавучим дворцом,наполненным придворными и клоунами. Но Николай его запомнил с лучшей стороны и числил своим любимым боевым кораблем.

Только и здесь его ждало разочарование.Но это совсем другая история....

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.