Прочитал исследование Юлии Яковлевой «Создатели и зрители. Русские балеты эпохи шедевров». Несмотря на довольно пафосное и слегка странное название, это довольно хорошо написанное исторически достоверное исследование. Книга не окрашена обычными глупыми восторгами. Я не могу сказать, что получил какую-то новую информацию. Но то, как это подавала Яковлева и главное, как она это расцвечивала, не может не радовать.
В последнее время довольно трудно найти компетентных авторов, которые были бы способны не свалится в обожествление Петипа. И которые сумели бы обойтись без похрюкиваний, что русские балет самый балет и поэтому самый русский. Автор виртуозно обошла все подобные подводные камни. Она смогла сохранить объективность, что в такой «фанатской» теме как балет довольно трудно.
Книга не перегружена академизмами и читается очень приятно. В начале автор рассказывает о том, как при французском королевском дворе возник балет. Возник он благодаря страсти короля Людовика. Того самого, которого казнили. Казнили его не за это. Более того современники утверждают, что тот был в молодости великолепным танцором.
Балет в том виде в котором мы его знаем настолько дорогая и не окупаемая штука, что он может существовать только под зонтиком Империи. И неважно это дряхлеющая Российская Империя или маразматическое СССРище. Народные корни балета были чем-то вроде обязаловки в советском союзе. А современные авторы просто тупо переписывали то, что заставляли писать предшественников. Поэтому признание за балетом статуса имперского и важно.
Далее следовало подробное описание того, что было балетом в Российской Империи и как в этот балет проник второсортный танцор Мариус Петипа. Жизнь Мариуса проходила в русском балет не один и не два десятка лет.. Начал он с зарисовок чужих балетов за что и был хоть как-то принят, когда его довольно тусклая танцевальная карьера пресеклась. Далее он несколько раз не мог получит власть в балете несмотря на то, что его брат руководил Парижским Балетом.
Нам рассказали и много лишнего. Например, как Петипа принял российское гражданство. Нет автор это вообще не обсуждает. Просто говорит о судебном процессе — Петипа должен заплатить за плагиат и не важно, что Россия не соблюдает законы… Петипа гражданин Франции. Автор не рушит патриотический миф о любви Петипа к России, это делает внимательный читатель. Не менее интересно характеризует Петипа и его отношение к музыке и лично к Чайковскому, музыка, которого и сохранила его балеты…
Возвращаясь к книге... она реально хорошо и грамотно написана. Не содержит тупых спекуляций не тему той же Кшесинской и систематизирует историю русского балета до Дягилева.
Полностью статью можно прочитать здесь.
Подписывайтесь на наш канал и не забывайте ставить лайк!