Найти в Дзене
ЭКСКУРС TV

Крымская авантюра. Глава 25 (последняя). Чуфут Кале

Здесь всё пронизано вечностью. Она подступает к тебе в разных ипостасях - сумраком древнего караимского кладбища, пейзажем горной страны, поросших лесом каменных исполинов, недвижимо застывших на горизонте, остатками каменной кладки в стенах древней столицы Крымского ханства и центра караимизма - города Чуфут Кале.

Начало здесь: Глава 1 | Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 | Глава 5 | Глава 6 | Глава 7 | Глава 8 | Глава 9 | Глава 10 | Глава 11 | Глава 12 | Глава 13 | Глава 14 | Глава 15 | Глава 16 | Глава 17 | Глава 18 | Глава 19 | Глава 20 | Глава 21 | Глава 22 | Глава 23 | Глава 24

О Чуфуте можно рассказывать много и долго - шутка ли, город с многовековой историей, видевший осады ордынцев, побывавший столицей Крымского ханства и культурным центром караимов. Сегодня город мёртв, и его не оживят ни заповедник, ни туристы. Его можно и нужно осмотреть, но жить Чуфут не будет уже никогда. Зато будет жить его история и истории о нём.

Древние дороги Чуфута. Фото автора
Древние дороги Чуфута. Фото автора

Плоская вершина плато Чуфут Кале с трёх сторон окружена крутыми обрывами, и только с одной стороны к ней подходит относительно просторная дорога, которая упирается в мощную городскую стену и ворота. За стеной и воротами дорога продолжается “главной улицей”, а в сторону от неё разбегаются мелкие улочки и тропки - здесь действительно был город, и по тем временам - не маленький. Полностью уцелевших зданий немного. Это частично сохранившаяся усадьба Чал Борю, усадьба Фирковича, две караимские кенасы (молельные дома караимов, о них я писал у себя на канале) и мавзолей Джаныке ханым. Он - гвоздь программы.

Ворота внутренней стены. Фото автора
Ворота внутренней стены. Фото автора

В ордынские времена - а мавзолей Джаныке ханым это памятник ордынской эпохи - город назывался Кырк Ер (иногда встречается транскрипция Кырк Ор, что означает "сорок укреплений"). Нынешнее название плато и крепости возникло только в XVII веке, когда единственными насельниками Кырк Ера остались караимы - тогда в крымскотататарском языке и появился этот топоним: Чуфут Кале.

Мавзолей Джаныке Ханым. Фото автора
Мавзолей Джаныке Ханым. Фото автора

Ещё с ордынских времён главным зданием Кырк Ера была мечеть. Её называют мечетью Джанибека и датируют примерно 1345/1346 годом - такие даты обнаружены на камнях и именно хан Джанибек правил в те годы в Орде. Но в той же мечети обнаружен и другой памятный камень, с указанием на то, что мечеть выстроил хан Хаджи Герай. Вероятнее всего, мечеть действительно была построена в XIV веке при Джанибеке, а Хаджи Герай либо серьёзно обновил, либо вовсе перестроил здание.

Виды с плато Чуфута. Фото автора
Виды с плато Чуфута. Фото автора

Рядом с мечетью - пропасть. С края обрыва открываются захватывающие виды на долину Ашлама Дере. А на краю пропасти стоит мавзолей Джаныке Ханым. Оказывается, на территории вокруг мавзолея ранее было кладбище, известное как Кале Азиз.

Виды с плато Чуфута. Фото автора
Виды с плато Чуфута. Фото автора

За решёткой мавзолея - белый саркофаг. Могильные плиты сообщают, что похоронена там Джаныке Ханым, дочь Тохтамыш хана, умершая в 1438 году. Что любопытно, до XIX века имя дочери Тохтамыша читали как Ненкеджан, и только крымскотатарский учёный Осман Акчокраклы, исследуя надписи, поправил нас: Джанике (в переводе на русский - душенька, душа моя). Его же перу принадлежит и художественная повесть о дочери великого хана, в основу которой положены многочисленные легенды о девушке. А сказаний не мало: то она жертва гнева отца и запретной любви, то спасительница народа во время изнурительной осады...

Дороги Чуфута. Фото автора
Дороги Чуфута. Фото автора

Но, как и в случае с Дилярой Бикеч, красивые легенды имеют право на жизнь, а я попробую вам рассказать о том, как было. Родина Джанике - современный Казахстан. Именно там в молодости жил её отец - будущий ордынский хан Тохтамыш. Когда Джанике повзрослела, Тохтамыш выдал её замуж за своего друга и соратника - бека Эдиге. Но увы, Тохтамыш впал в немилость к тогдашнему верховному правителю Золотой Орды, и они с дочерью и её мужем были вынуждены укрыться в Самарканде у самого эмира Тимура, более известного вам как Тамерлан. Таким беглецам Великий Хромец был только рад: в 1380 году он сделал Тохтамыша ордынским ханом, обязав его такой милостью себе по гроб жизни.

Но Тохтамыш решил, что в ранге хана он гораздо более силён, и не хотел оставаться марионеткой в руках Тамерлана, восстав против него. Роковая ошибка. Тамерлан вышел войной на Тохтамыша и едва не уничтожил всю страну и самого бунтовщика. А тут ещё и зять Эдиге решил помочь гораздо более сильному сопернику. В результате после свержения Тохтамыша Эдиге стал фактически первым человеком в орде при марионеточных ханах. Тринадцать лет Эдиге ставил, кого хотел, и убирал, кого хотел. Ханы при нём имели имена, но не имели значения. Джанике, его супруга, стала в такой ситуации первой дамой Золотой Орды.

Найди орла. Фото автора
Найди орла. Фото автора

Однако, на четвёртом хане вольница Эдиге закончилась - его просто турнули и столицы так же, как когда-то оттуда выгнали самого Тохтамыша. Эдиге, кстати, не будучи чингизидом, сам официально не мог занимать престол. После такого “предательства”, весьма характерного для тех времён в любом государстве, Эдиге бежал в Хорезм и скрылся за стенами Ургенча.

Крыши караимских кенас. Фото автора
Крыши караимских кенас. Фото автора

Но история Орды в те времена - это история постоянных переворотов. Пока хан - “предатель” осаждал Эдиге в Ургенче, власть в Орде захватил Джелял-эд-Дин. Это был сын Тохтамыша и брат Джанике. Вообще сыновья Тохтамыша давно мечтали вернуть отцовский трон, и в этих мечтах не беспочвенно полагались на Крым, а если быть точным - на крымских беев из рода Ширин, оказывавших им всяческую поддержку.

Памятный камень в честь посещения Чуфута государем-императором. Фото автора
Памятный камень в честь посещения Чуфута государем-императором. Фото автора

Джеля-эд-Дин также осадил Ургенч, с требованием выдать ему сестру, но успехов не добился и откатился обратно в Сарай. А Эдиге остался кочевать в прикаспийских степях и основал там Мангытский улус - государство ногайцев, фактически не подчинявшееся Орде. Пока Эдиге кружил вокруг Сарая, выжидая удобного момента для атаки, Джанике отправилась в Хадж. По пути её благоговейно и с большими почестями встречали во многих домах - все прекрасно знали, чья жена к ним пожаловала. 1420 году жизнь Эдиге оборвалась вместе с жизнью хана Кадыр-Берды, очередного сына Тохтамыша и брата Джанике. Куда было податься овдовевшей Джанике? Ответ искать долго не пришлось - в Крым. Здесь были друзья, родственники, союзники. Возможно, многие крымцы (тогда на полуострове фактически уже жили современные крымские татары, называвшие сами себя "къырымлы" - "крымцы") к тому моменту ещё не забыли, что когда-то пост наместника Кырк Ера занимал Хаджи бек - дед Джанике. Скитания Джанике с прибытием в Крым закончились. Есть основания полагать, что дожила она до весьма почтенного возраста, так что легенды о юной девушке... Легенды о юной девушке прекрасны и печальны, но остаются легендами.

Улочки Чуфута. Фото автора
Улочки Чуфута. Фото автора

Всю жизнь Джанике страдала от раздора между близкими ей людьми: отцом, братьями и мужем. Она прошла долгие дороги от Волги до Самарканда и от Мекки до Кырк Ера. И, как и положено такой женщине, стала легендой. Мы знаем, кем была Джанике на самом деле, но пусть и легенды о ней живут в народном эпосе - она этого достойна.

Это последняя часть “Крымской авантюры” 2019 года. Я очень надеюсь, что вам понравилось. Но это не последнее моё путешествие - впереди на канале ещё много интересных фотографий и отчётов, так что следите за новостями и до встреч в новых путешествиях, друзья!

Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети: Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб о танго | Ютуб о путешествиях |Проект "Путешествия" Цикл "Крымская авантюра" Глава 1. Флирт с судьбой | Глава 2. Добро пожаловать в Краснодар! | Глава 3. День первый | Глава 4. День второй, или из Кубани на Тамань | Глава 5. День третий или у парома выходной | Глава 6. День 4, или "Он едет из Тамани в Крым" | Глава 7. Феодосия: от Каффы до Кефе | Глава 8. Первый горный переход: Феодосия - Коктебель - Судак | Глава 9. Жизнь в Новом свете | Глава 10. Не такой уж он Алчакъ! | Глава 11. А пойдёмте в горы? Тут не далеко! | Глава 12. Наследие старой Генуи | Глава 13. Горы с железным характером | Глава 14. Двенадцать километров за день | Глава 15. Высота | Глава 16. Кот Брюн и танки | Глава 17. Монжене | Глава 18. И снова о том, как я не доехал до Бахчисарая | Глава 19. Дождь, тягуны и другие прелести веложизни | Глава 20. Сердце Бахчисарая | Глава 21. Зынджырлы-медресе: старейшее учебное заведение в Крыму | Глава 22. Ущелье Марьям дере - Ущелье девы Марии | Глава 23. Азиз Газы Мансур | Глава 24. Иософатова долина и священная роща Балта Тиймез