Найти тему
Будни обывателя

ПЕРВЫЙ ПАХАРЬ МОРСКОЙ НИВЫ

Вид на "морской огород" в Авачинской бухте.
Вид на "морской огород" в Авачинской бухте.

На кухне по душам

На севере Камчатки пропали трое рыбаков

Последний раз они выходили на связь 3 июля

33-летний Егор Махалин, 34-летний Пётр Чалый и 36-летний Илья Валеев ещё 1 июля на катере «Тунец-850» вышли на рыбалку из села Манилы, Пенжинского района. 3 июля Махалин по спутниковому телефону последний раз выходил на связь со своей супругой. Поиски силами волонтёров результата не принесли.

ИА «Камчатское время».

То, что на Дальнем Востоке жизнь гораздо суровее, чем в европейской части нашей необъятной родины, наверное, знают все. А жизнь на Камчатке и на Курильских островах еще и отдаленная от материка широкими водными просторами. Любое занятие каким-либо промыслом здесь требует гораздо больше сил и средств, чем то же самое действо где-нибудь в Воронеже или Рязани. И, тем не менее, на Камчатке выращивают хлеб, огурцы-помидоры, картофель (даже в Магадан продают), всякую скотину… и, конечно, рыбу здесь ловят издавна всякую (правда, цена на все это гораздо выше, чем на то же самое, но привезенное с материка).

Лов рыбы – тоже довольно затратное занятие: все объекты лова лимитированы (даже медведям весной выделяется рыба из обще допустимого улова по две тонны на каждого, а всего их на полуострове 24 000) и их еще попробуй поймай. В общем, новичку здесь залезть в рыбный промысел практически невозможно… но есть объекты лова, которые не осваиваются не только на Камчатке, но и на всем Дальнем Востоке (а если и осваиваются, то в очень малых объемах) – это устрицы и мидии.

Дальневосточные мидии.
Дальневосточные мидии.

И вот совершенно неожиданно для всех впервые в истории Камчатки заявился на разведение мидий в 2002 году некий Владимир Степанович Шевцов, директор елизовского географического музея, кандидат наук.

Далее предоставляются фрагменты его интервью газете «Рыбак Камчатки» 2011 года.

«Программа по разведению мидий в Авачинской бухте была разработана и написана мной в 2002 году. Несколько лет пришлось потратить на выбор участка, так как этот моллюск потребляет в пищу все, что находит, плавает и ползает вокруг него, в том числе и всякие ядовитые продукты, очень опасные для человека. И если употребить в пищу мидию, питающуюся чем-либо ядовитым, то отравление может быть очень сильным, в том числе и смертельным.

"Морской огород" вид с Никольской сопки.
"Морской огород" вид с Никольской сопки.

Такой чистый участок, промываемый пресной водой, оказался в бухте Турпанка на западной стороне Авачинской бухты. Однако мидий в нем не было. Они были в бухте Бабия, и мне для посева их спор в бухте Турпанка пришлось выставить эдакий споросборник в виде 100-метрового троса с прикрепленными к нему скрученными мотками дели на дне бухты Бабия. Месяц простоял он там, а потом я его перетащил в бухту Турпанка и утопил на дне. Это было летом 2003 года. В 2004 году мне уже выделили там участок для выращивания.

Делают это на специальных коллекторах. Я их делал из ста метров троса, на который через метр-полтора навешивал жгуты дели. Тросы якорились с обоих концов и плавали на наплавах, а жгуты просто на них висели. Таким образом я выставил коллекторы на одном гектаре из выделенных мне трех.

Конечно, теория – теорией, однако не было никакой гарантии, что на моем споросборнике хоть сколько-то поселилось будущих мидий, и что они будут размножаться на моем участке. Да еще, ко всему, весной 2005 года оказалось, что около 30% моих коллекторов были или сорваны льдом, или вытащены и уничтожены браконьерами, которых в этом месте пруд-пруди. Да еще и один инспектор рыбвода, не зная, что у меня все законно, снял несколько коллекторов и оформил все, как браконьерство. В общем, в этом году мне пришлось доказывать в рыбводе, что я не верблюд, восстанавливать потерянные коллекторы, да еще и отбиваться по ночам от браконьеров, которые, не зная, что у меня за производство, все равно снимали тросы, обрезали дель и наплава. Однако я восстановил утерянное за зиму и заставил новыми коллекторами еще один гектар моря. Надеясь в дальнейшем все же разработать участок до промышленных объемов, я начал на берегу строительство дома под служебные помещения и для проживания.

Имея горький опыт зимы 2005 года, я уже не выставлял коллекторы на поверхности воды, а топил их на пару метров, чтобы их не было видно и чтобы зимой не сорвало льдом.

Однако в 2006 году случилась другая беда: штормом сорвало почти все мои коллекторы, и они оказались на прибрежных скалах. Кроме того, металлические тросы за два года нахождения в воде сгнили, и пришлось все переделывать по-новому уже из синтетических тросов. В 2007 году пришлось тоже менять их на коллекторах.

Первая радость от того, что все мои мучения не оказались тщетными, и что мидия все-таки выращивается в соответствии с используемыми мной рекомендациями, случилась осенью 2008 года, когда со всего моего «огорода» я собрал 10 килограммов некондиционных, меленьких, ракушек. Счастью не было предела. Я угостил всех, кто помогал в моем хлопотном деле, носил в краевую администрацию, рыбвод и КамчатНИРО. Казалось, что ничего вкуснее в своей жизни я не ел. То есть, впервые за много лет тяжелого труда и хлопот я получил хоть какой-то результат и надежду на будущее.

В 2009 году с участка я собрал уже 180 килограммов вполне кондиционной мидии, большой и очень вкусной. Казалось бы, разводи дальше и радуйся. Однако все оказалось не так просто: закончился договор на аренду участка, и мне его не продлили. Таким образом, все планы рухнули в одночасье. Конечно, теплилась в душе маленькая надежда на то, что, может быть, еще вернут мне мой огород, поэтому в 2010 году я строил на берегу свой дом и ходил по инстанциям со своим проектом».

Прилавок с завозными устрицами и мидиями на городском рынке Петропавловска-Камчатского.
Прилавок с завозными устрицами и мидиями на городском рынке Петропавловска-Камчатского.

Что дальше было с проектом Владимира Шевцова, я не знаю. Но судя по тому, что на рынке в Петропавловске нынче продают мидий и устриц из Приморья, у него мало чего получилось… Впрочем, может быть он еще бьется со всякими невзгодами на своей морской ниве.

С праздником вас, рыбаки!

Иван ТРОФИМОВ.

P.S. Так хотелось в заголовке написать: «Голубая нива…» - но не поймут…