11 июля 1576 года английский мореплаватель и капер Мартин Фробишер «открыл» Гренландию. Причем, «открыл» весьма условно – из-за плохих погодных условий они даже не пристали к берегу и толком не выяснили, что это за земля, поплыли дальше, так как основной целью экспедиции было изучение берегов Северной Америки.
Жаль. Если бы Фробишер высадился на побережье Гренландии, возможно, он нашел бы следы заброшенного поселения и понял, что таинственный остров был открыт задолго до него – вряд ли англичанин не узнал бы постройки, утварь и погребения викингов.
Гренландия, как и Америка, были открыты за 500 лет до Колумба и его последователей, открыта викингами, без помпы, тихо и незаметно. И северные мореходы, видимо, даже не думали, что совершили нечто выдающееся, хотя их корабли, даже по сравнению с каравеллами Колумба, были небольшими и хрупкими.
Честь этого открытия принадлежит знаменитому герою саг Эрику Торвальдсону (Эрику Рыжему), норвежскому викингу с весьма богатой биографией и крутым нравом.
Эрик родился примерно в 950 году в семье некоего Торвальда Асвальдсона, сведения о котором в сагах весьма скупы и ограничиваются обстоятельствами биографий его сыновей. Дело в том, что все дети (их было трое) Торвальда были знаменитыми мореплавателями и первооткрывателями.
Известно, что около 960 года Торвальд убил несколько человек (подробности, была ли это кровная месть или обычная ссора, не известны), за что был объявлен на родине вне закона. Тогда он с женой и десятилетним сыном перебрался в Исландию, которую викинги как раз активно колонизировали (кстати, по иронии судьбы, открыл этот остров двоюродный прадед Торвальда).
Эрик, видимо, перенял крутой нрав отца, потому что около 980 года был приговорен к изгнанию из Исландии за несколько тяжких преступлений.
Вот как об этом говорится в «Саге об Эйрике Рыжем»:
«Жил человек по имени Торвальд. Он был сыном Асвальда, сына Ульва, сына Бычьего Торира. Сына Торвальда звали Эйриком Рыжим. Они с сыном покинули Ядр и уехали в Исландию из-за убийств, совершенных ими в распре, и поселились на Роговом Побережье в Скалах. Там Торвальд умер.
Эйрик женился на Тьодхильд, дочери Ёрунда, сына Ульва, и Торбьёрг Корабельная Грудь, которая была тогда замужем за Торбьёрном из Ястребиной Долины. Эйрик переехал тогда на юг, расчистил землю в Ястребиной Долине и жил в Эйриковой Усадьбе у Озерного Рога.
Однажды рабы Эйрика устроили обвал на усадьбу Вальтьова — Вальтьовов Двор. Тогда Эйольв Дерьмо, родич Вальтьова, убил этих рабов у Бегового Склона выше Озерного Рога. В отместку Эйрик убил Эйольва Дерьмо. Он убил также Храфна Драчуна у Двора Игрищ. Гейрстейн и Одди с Песков, родичи Эйольва, начали тяжбу против Эйрика, и он был изгнан из Ястребиной Долины.
Эйрик занял тогда Пуши́чный и Бычий Острова и первую зиму жил в Тропах на Южном Острове. Он одолжил Торгесту с Широкого Двора скамьевые доски. Затем Эйрик переселился на Бычий Остров и жил в Эйриковой Усадьбе. Он потребовал, чтобы Торгест вернул ему доски, но ничего не добился. Тогда он отправился на Широкий Двор и отобрал их силой. Торгест погнался за ним. Они сразились недалеко от хутора в Скалах. Два сына Торгеста были убиты и еще несколько человек.
После этого и у Эйрика, и у Торгеста было все время по многу людей, готовых к бою. Эйрика поддерживали Стюр, Эйольв со Свиного Острова, Торбьёрн, сын Вивиля, и сыновья Торвальда с Лебединого Фьорда, а Торгеста поддерживали сыновья Торда Ревуна, Торгейр из Долины Реки Хит, Аслак из Длинной Долины и его сын Иллуги.
На тинге Мыса Тора Эйрик и его люди были объявлены вне закона».
В Норвегию Эрик вернуться не мог. Потому решил плыть на запад – на землю, которая в ясную погоду видна с вершин гор западной Исландии. Жители острова утверждали, что 80 лет назад туда плавал некий Гунбьёрн (ныне он считается первым европейцем, видевшим берега Америки).
Снова обратимся к саге:
«Эйрик готовился отплыть из Эйрикова Залива, а Эйольв укрыл его в Заливе Димуна, пока Торгест и его люди обыскивали острова.
Эйрик сказал провожавшим, что намерен искать ту страну, которую видел Гуннбьёрн, сын Ульва Вороны, когда его отнесло далеко на запад в море и он открыл Гуннбьёрновы Островки. Он добавил, что вернется к своим друзьям, если найдет эту страну. Торбьёрн, Эйольв и Стюр проводили Эйрика за острова, и они расстались большими друзьями. Эйрик сказал, что сделает для них все, что сможет, если им понадобится его помощь».
Согласно исследованиям, Эрик отплыл из Исландии вместе с имуществом и семьей в 982 году, благополучно добрался до побережья Гренландии. Но плавучий лед помешал ему высадится там, где он хотел, тогда он обогнул остров и высадился в районе современного Какортока (Юлианехоба). Там он благополучно сошел на берег, построил дом и начал осваивать новую землю. Судя по всему, тогда климат на острове был значительно мягче, потому что Эрик смог найти хорошие пастбища для скота, материал для построек и решил, что этот до сей поры необитаемый остров может стать для викингов новым домом.
«Эйрик вышел в море у Ледника Снежной Горы и подошел к земле у ледника, который называется Белая Рубашка. Оттуда он поплыл на юг, чтобы разведать, можно ли там селиться. Он провел первую зиму на Эйриковом Острове, это почти в середине Восточного Поселения. На следующую весну он поплыл в Эйриков Фьорд и решил там поселиться. В то лето он плавал в пустынный край на западе и многое назвал там. Вторую зиму он провел на Эйриковых Островках у Заслон-Горы. На третью зиму он поплыл на самый север к Снежной Горе и в Храфнов Фьорд. Он считал, что заплыл внутрь страны дальше, чем заходит вершина Эйрикова Фьорда. Затем он вернулся назад и провел третью зиму на Эйриковом Острове в устье Эйрикова Фьорда.
На следующее лето он поехал в Исландию и подошел к земле в Широком Фьорде. Зиму он провел у Ингольва с Островного Лежбища. А весной он сразился с Торгестом и потерпел поражение. После этого состоялось их примирение.
В то лето Эйрик поехал, чтобы поселиться в открытой им стране. Он назвал ее Гренландией, ибо считал, что людям скорее захочется поехать в страну с хорошим названием».
Кстати, по поводу названия, данного Эриком острову, ученые спорят до сих пор. Одни считают, что это и правда была «рекламная акция» для привлечения поселенцев, другие, апеллируя к средневековому климатическому оптимуму, который как раз начался в IX-Χ веках, утверждают, что климат на острове действительно был теплее, а его юго-западное побережье покрывала густая травянистая растительность. Впрочем, викинги, привыкшие к суровым условиям Скандинавии и Исландии, были не особенно привередливы. А проблема перенаселения действительно стояла остро. Дальнейшие исследования покажут, кто прав.
Когда кончился срок его изгнания, Эрик вернулся в Исландию (примерно 986 год) и начал убеждать местных жителей переселяться на открытую им землю. Судя по всему, перспектива многим показалась заманчивой. Согласно сагам, Эрик привлек своими рассказами около тысячи человек и вскоре отплыл с ними к острову на 30 кораблях. Однако в океане они попали в бурю, и до Гренландии добралось лишь 14 кораблей и 350 поселенцев. Они высадились вблизи современного Нарсарсуака и основали колонию.
Все эти, почерпнутые из саг сведения, подтверждаются археологическими находками.
О дальнейшей судьбе Эрика саги говорят скупо. Видимо, он оставил плавания и спокойно жил на открытой им земле до смерти (примерно в 1003 году). Его дело продолжили сыновья.
Старший – Лейф еще при жизни отца открыл Северную Америку и основал там поселение Винланд. Кстати, он же привез в Гренландию христианского священника и крестил семью и земляков. Однако Эрик веру не сменил, до смерти оставался язычником, а к христианству, согласно свидетельствам, относился скептически.
Дальнейшая судьба колонии, основанной Эриком Рауди – история отдельная. Расскажу очень коротко.
Сначала она динамично развивалась. В лучшие времена ее население достигало 5000 жителей (для сравнения, сегодня население Гренландии – около 56 тысяч человек). Основой ее благосостояния стало скотоводство и торговля с Исландией и Норвегией, в основном, моржовыми бивнями, тюленьими шкурами и прочими продуктами морских промыслов, а также пенькой, овцами и кожей. Взамен поставляли древесину, которой совсем не было на острове, железные изделия, возможно, отдельные продукты. Торговые суда и караваны приходили ежегодно и часто оставались на острове зимовать.
Свидетельством тому, что колония считалась значительной и важной, является основание в Гренландии епископства в 1126 году. Оно подчинялось архиепископу Тронхейма и управляло несколькими церковными общинами (археологи нашли на острове остатки по крайней мере пяти церквей).
До 1261 года колония была независимой республикой. Затем ее население присягнуло на верность королю Норвегии в обмен на регулярное обеспечение необходимыми материалами.
В 1308 году Норвегия заключила унию с Данией, что прервало регулярный товарообмен с материком. Теперь остров чаще всего посещали пиратские корабли, несущие жителям сплошные неприятности. Кроме того, климатический оптимум завершился, началось резкое ухудшение климата. Похолодание и неурожаи привели к упадку сельского хозяйства. Затем в середине XIV века на остров пришла Черная Смерть и убила почти половину населения колонии.
Кроме того, гренландцы, часто ходившие к побережью Северной Америки, вызвали ответную миграцию – в конце XII — начале XIII на остров из Канады начали перебираться инуиты, которых викинги называли скерлингами (согласно сагам, именно скерлинги были причиной того, что гренландцы покинули колонию, основанную на Североамериканском побережье). Видимо, сначала пришельцев было мало, либо они селились вдали от колонии викингов, поскольку есть свидетельства и меновой торговли с ними, и небольших стычек, но серьезной проблемой они не являлись. Однако в середине XIV века ситуация изменилась, должно быть, инуитов стало больше и они начали вести себя особенно агрессивно. А колония итак пребывала в упадке.
Так что в 1345 году гренландцы были полностью освобождены от уплаты десятины – самое явное свидетельство тяжелого положения колоний. К 1350 году полностью оставлено Западное поселение. В 1387 упразднено епископство.
Жители постепенно покидали остров. Последнее свидетельство о гренландской колонии относится к 1408 году – церковная запись о браке. Начиная с этой даты нет никаких прямых фактов, говорящих о том, что колония продолжала существовать. Хотя исследователи считают, что последние викинги жили на острове вплоть до середины XV века. А документальным подтверждением гибели Восточного поселения считается обнаружение исландцем Йоном Гренланцем в 1540 году во фьорде Восточного побережья остатков каменных построек и мумифицированных останков мужчины.
Есть и еще одна версия гибели колонии – карательная экспедиция испанских или португальских наемников, уничтожившая остатки населения в конце XV века.
Но здесь нестыковка. Дело в том, что португальцы приписывают повторное открытие Гренландии себе. Однако оно было совершено уже после заключения Тордесильясского договора (1494 год). Считается, что около 1500 года у берегов острова побывала экспедиция братьев Кортириалов, направлявшихся в Северную Америку (плавание закончилось для братьев трагически). То есть, непонятно, откуда испанцы или португальцы узнали о Гренландии (теоретически могли, конечно, от скандинавских мореходов) и совершенно не ясно, чем остров, не имеющий ни природных богатств, ни золота, мог их так привлечь, что они решились на откровенный разбойничий набег. Куда проще было заключить соглашение с Данией или самим поселенцами, если они считали остров стратегически важным. Тем более, о дальнейших попытках Испании и Португалии претендовать на Гренландию свидетельств нет. С XVI века островом интересовались только датчане.
Такова история открытия и заселения Гренландии викингами.