Во всей великолепной истории взаимоотношений султана Сулеймана и его раба-друга-соратника Ибрагима есть два показательных момента. Первый - когда повелитель сообщает Паргалы о своем решении назначить его великим визирем. И второй - последний вечер перед казнью.
Это две совершенно разных ситуации, но в них скрыт один и тот же посыл: султан обманывал интуицию Ибрагима. Он настраивал друга на определенное состояние, а потом резко "разворачивал коней" в противоположную сторону.
Решение сделать Ибрагима великим визирем Сулейман сначала принял сам. Потом обсудил его тет-а-тет с почтенным Пири Мехмедом-пашой, который занимал эту должность еще со времен султана Селима I и собирался в отставку. И лишь потом отправился в покои Ибрагима, чтобы и его поставить в известность. Но тот факт, что Ибрагима в покоях вдруг не оказалось (он отправился в дворцовый сад на очередное тайное свидание с Хатидже), вдохновляет Сулеймана на странную выходку.
В комнате Ибрагима, на его письменном столе Сулейман обнаруживает стихи о любви, записанные рукой друга. На самом деле это строки из "Божественной комедии" Данте - Ибрагим читал ее в свободное время и делал выписки фрагментов, которые западали ему в душу. Но Сулейман уверен, что друг сам сочиняет стихи и посвящает их какой-то прекрасной женщине. Но какой?
Султан отдает приказ стражникам, чтобы они разыскали Паргалы и немедленно доставили к его ногам. Ибрагима находят в саду, хватают, и очень грубо, словно какого-то преступника, тащат к повелителю. Перепуганный насмерть Ибрагим еще не понимает, в чем дело, но уже мысленно прощается с жизнью. Султан обращается к нему с грозной речью, фактически обвиняет в предательстве ("Ты переступил черту!"). Кажется, еще миг - и он велит казнить Паргалы. Ибрагим кричит о своей готовности отдать жизнь за султана, но просит объяснить ему напоследок что он сделал не так.
И тут Сулейман резко меняет тактику: преподносит другу печать визиря, начинает ему петь хвалебные оды и сообщает о повышении. По лицу Ибрагима видно, что он с трудом приходит в себя от ужаса. Как его там еще инфаркт не хватил - непонятно.
Зачем султан устроил весь этот балаган? Ведь можно было все сделать в более спокойной, серьезной и торжественной обстановке... Возможно, он хотел дать понять Ибрагиму: чем выше ты поднимаешься - тем тоньше и слабее грань между жизнью и смертью. Возможно, намекал и на то, что теперь на Ибрагима возложена огромная ответственность. Но Паргалы и сам это отлично понимал. Не зря же он говорил, что каждое повышение, каждая милость повелителя только приближает его к смерти.
И потом, когда Сулейман пригласил его на последний ифтар - совместный ужин, Ибрагим вообще-то ждал беды. Он отдавал себе отчет в том, что слишком часто перегибал палку, злоупотреблял доверием могущественного друга. Он также предчувствовал, что повелитель о многом догадывается. И ему, Ибрагиму, скоро придется держать ответ.
Но Сулейман снова усыпил его бдительность. За ужином он создал очень душевную атмосферу. Друзья вспоминали самые лучшие моменты из прошлого. И, возможно, они никогда раньше не были настолько эмоционально близки, как в этот вечер. Казалось, что вот-вот произойдет новый качественный поворот в отношениях Ибрагима и Сулеймана - победит дружба, а не амбиции и не жажда власти. Паргалы уходит с ужина счастливым и умиротворенным. Его оставляют ночевать во дворце. И ночью происходит страшная развязка - с Ибрагимом расправляются по приказу повелителя.
Это решение далось Сулейману непросто. Его потом на протяжении многих лет мучали сомнения: правильно ли он поступил. Но что сделано - то сделано.