Найти тему

Эпос о Гильгамеше и Библия — Всемирный потоп

«Эпос о Гильгаме́ше» — одно из древнейших сохранившихся литературных памятников в мире, самое объемное произведение написанное клинописью, одно из величайших и интереснейших произведений Древнего Востока.

Эпос создавался на аккадском языке на основе шумерских преданий в течении около полутора тысяч лет, начиная приблизительно с XVIII—XVII вв. до н.э. Полная версия произведения была обнаружена в XIX веке в Ниневии при раскопках библиотеки царя Ашшурбанипала. Она была написана клинописью на 12 табличках, содержала около 3000 стихов и была датирована VII веком до н.э. Позднее были обнаружены фрагменты эпоса на хеттском и хурритском языках.

Глиняная табличка с фрагментом "Эпоса о Гильгамеше"
Глиняная табличка с фрагментом "Эпоса о Гильгамеше"

Главными персонажами эпоса (как можно догадаться из названия) являются Гильгамеш и его друг Энкиду. Их главным противником был злой гигант Хумбаба, обитающий в ливанских кедрах. Главным образом "Эпос о Гильгамеше" — это гимн о настоящей дружбе, которая облагораживает и преображает.

В эпосе также отражены различные философские и мировоззренческие взгляды того времени, такие как:

  • элементы космогонии и космологии,
  • мифология,
  • история о Всемирном потопе,
  • этика,
  • судьба и место человека в мире (поиски бессмертия).
Статуя Гильгамеша со львом
Статуя Гильгамеша со львом

Параллели с Библией

Наибольший интерес исследователей вызывает повествование о Всемирном потопе, изложенное в таблице XI эпоса. В нём старец Утнапиштим поведал Гильгамешу как пережил потоп. В данном рассказе видны параллели с библейским повествованием о Ное и Ноевом потопе (Бытие с 6 по 10 главу).

Имя Утнапиштим — аккадское и соответствует шумерскому имени Зиусудра

Повествование начинается с того, что боги решают покарать человечество. Причины этого решения не упоминаются. Бог Энлиль берет слово с каждого из богов, что они не будут предупреждать людей о грядущем потопе. Бог Нинигику (Эа) решает спасти избранного и преданного ему человека — мудрого Утнапиштима, который был правителем города Шуруппака на берегу Евфрата. Нинигику (Эа) открывает во сне Утнапиштиму весть о грядущей катастрофе, о том что ему нужно построить корабль и готовиться к наводнению.

Утнапиштим следуя указаниям, приказывает своим подданным строить корабль, чертёж которого он сам создал — квадратное сооружение с плоским днищем площадью три десятины, высокими бортами (120 локтей), кровлей и шестью палубами. Когда корабль был построен, Утнапиштим погрузил на него своё имущество, семью, различных мастеров для сохранения знаний и ремесел, домашний скот, зверей и птиц. Двери корабля снаружи были засмолены.

Утнапиштим на корабле
Утнапиштим на корабле

Утнапиштим сказал Гильгамешу:

Нагрузил его всем, что имел я,

Нагрузил его всем, что имел серебра я,

Нагрузил его всем, что имел я злата,

Нагрузил его всем, что имел живой я твари,

Поднял на корабль всю семью и род мой.

Скот степи, зверей степи, всех мастеров я поднял.

(Таблица XI)

Когда начался дождь в туче явились боги бури и смерти. Тьма и ветер спустились на землю. Потоп был настолько страшен, что даже сами боги пришли в ужас поднялись к отцу богов Ану, обвиняя себя за такое решение.

Иштар кричит, как в муках родов,

Госпожа богов, чей прекрасен голос:

«Прежние дни обратились в глину,

Ибо в совете богов я решила злое,

Зачем в совете богов решила я злое,

На гибель людей моих я войну решила?

Для того ли рожаю я человеков,

Чтобы, как рыбий народ, наполняли море!»

Ходит ветер шесть дней и ночей,

Потоп и буря покрывают Землю.

При наступлении дня седьмого

Буря и потоп войну прекратили,

Те, что сражались подобно войску.

Утих ураган, успокоилось море — потоп прекратился.

Я взглянул на море — тишь настала,

И всё человечество стало глиной!

(Таблица XI)

Всемирный потоп
Всемирный потоп

Ветер не утихал шесть дней и ночей и накрыл водой всю землю. Только на седьмой день успокоилась вода и Утнапиштим смог подняться на палубу. К тому времени все человечество уже погибло в водах потопа. На седьмой день Утнапиштим выпустил голубя и тот вернулся. Затем выпустил ласточку, которая тоже прилетела назад. И только когда выпустил ворона, тот нашел сушу и не вернулся.

Корабль остановился на вершине горы Ницир. Когда сошла вода, Утнапиштим покинул корабль и принес жертвоприношения богам. Энлиль благословил Утнапиштима и его жену, подарил им бессмертие и поселил вдали от людей у истока рек (видимо, Тигра и Евфрата).

Отличие библейской истории от месопотамской

Внешне сходство истории Утнапиштима с повествованием из Книги Бытия достаточно очевидно:

  • в обоих текстах идёт речь о строительстве судна,
  • о гибели человечества в водах Всемирного потопа,
  • о спасении одного праведного человека с семьёй,
  • который берет на корабль животных и птиц,
  • посылает на разведку птиц,
  • выйдя с корабля приносит жертвы.

Тем не менее между двумя рассказами имеются серьезные различия, которые при поверхностном знакомстве ускользают.

Основные отличия сводятся к следующему:

  • потоп в Эпосе о Гильгамеше не основывается на каких-либо морально-этических нормах;
  • происходящее описывается как результат прихоти и игры богов;
  • в эпосе представлена политеистическая космология и сильны мифологические элементы;
  • Утнапиштим является правителем города (о социальном статусе Ноя Библия умалчивает);
  • Утнапиштим посылает на разведку голубя, ласточку и ворона (Ной посылает только голубя и ворона);
  • в эпосе корабль причаливает к горе Ницир (Ноев ковчег останавливается в горах Араратских).

В свою очередь, Библия раскрывает пути управления мира единым Богом, подчёркивает, что в мире ничего не происходит случайно. Господь посылает потоп на землю именно потому, что земля наполнилась беззакониями (Бытие 6:5). Ной спасается для того, чтобы стать фундаментом обновленного человечества. Кроме того библейское повествование строго монотеистично и не содержит в себе мифологические элементы характерные для Эпоса о Гильгамеше.

Вывод

Предания о потопе как о глобальном наводнении широко распространены среди различных народов мира. Различные детали в них отличаются, но у всех из них имеется схожая основа.

Согласно исследованиям Дж. Фрэзера, следы сказаний о потопе со схожим сюжетом обнаружены в:

  • Вавилонии;
  • Сирии;
  • Палестине;
  • Фригии;
  • Армении;
  • Бирме;
  • Индии;
  • Китае;
  • Вьетнаме;
  • на многих островах;
  • среди различных индейских племен от Аляски до Огненной Земли;

Однако такие сказания почти отсутствуют в Африке.

По всей видимости, предания о потопе отраженные в памяти различных народов восходят к масштабному наводнению произошедшему на территории Ближнего Востока около 5600 г. до н.э.

На этот счет есть несколько гипотез. Особой популярностью пользуется "Теория черноморского потопа" Райана — Питмана, согласно которой около 5600 г. до н.э. произошел масштабный и катастрофический подъем уровня вод Чёрного моря, возможно, послуживший исторической основой для легенд о Всемирном потопе. Причиной прорыва вод из Средиземного моря в прежде замкнутое Чёрное море считается землетрясение.

Чёрное море в наши дни и в начале VI тыс. до н.э. согласно теории Райана-Питмена.
Чёрное море в наши дни и в начале VI тыс. до н.э. согласно теории Райана-Питмена.

Подписывайтесь на мой канал и следите за дальнейшими публикациями интересных фактов и размышлений!