«Эпос о Гильгаме́ше» — одно из древнейших сохранившихся литературных памятников в мире, самое объемное произведение написанное клинописью, одно из величайших и интереснейших произведений Древнего Востока.
Эпос создавался на аккадском языке на основе шумерских преданий в течении около полутора тысяч лет, начиная приблизительно с XVIII—XVII вв. до н.э. Полная версия произведения была обнаружена в XIX веке в Ниневии при раскопках библиотеки царя Ашшурбанипала. Она была написана клинописью на 12 табличках, содержала около 3000 стихов и была датирована VII веком до н.э. Позднее были обнаружены фрагменты эпоса на хеттском и хурритском языках.
Главными персонажами эпоса (как можно догадаться из названия) являются Гильгамеш и его друг Энкиду. Их главным противником был злой гигант Хумбаба, обитающий в ливанских кедрах. Главным образом "Эпос о Гильгамеше" — это гимн о настоящей дружбе, которая облагораживает и преображает.
В эпосе также отражены различные философские и мировоззренческие взгляды того времени, такие как:
- элементы космогонии и космологии,
- мифология,
- история о Всемирном потопе,
- этика,
- судьба и место человека в мире (поиски бессмертия).
Параллели с Библией
Наибольший интерес исследователей вызывает повествование о Всемирном потопе, изложенное в таблице XI эпоса. В нём старец Утнапиштим поведал Гильгамешу как пережил потоп. В данном рассказе видны параллели с библейским повествованием о Ное и Ноевом потопе (Бытие с 6 по 10 главу).
Имя Утнапиштим — аккадское и соответствует шумерскому имени Зиусудра
Повествование начинается с того, что боги решают покарать человечество. Причины этого решения не упоминаются. Бог Энлиль берет слово с каждого из богов, что они не будут предупреждать людей о грядущем потопе. Бог Нинигику (Эа) решает спасти избранного и преданного ему человека — мудрого Утнапиштима, который был правителем города Шуруппака на берегу Евфрата. Нинигику (Эа) открывает во сне Утнапиштиму весть о грядущей катастрофе, о том что ему нужно построить корабль и готовиться к наводнению.
Утнапиштим следуя указаниям, приказывает своим подданным строить корабль, чертёж которого он сам создал — квадратное сооружение с плоским днищем площадью три десятины, высокими бортами (120 локтей), кровлей и шестью палубами. Когда корабль был построен, Утнапиштим погрузил на него своё имущество, семью, различных мастеров для сохранения знаний и ремесел, домашний скот, зверей и птиц. Двери корабля снаружи были засмолены.
Утнапиштим сказал Гильгамешу:
Нагрузил его всем, что имел я,
Нагрузил его всем, что имел серебра я,
Нагрузил его всем, что имел я злата,
Нагрузил его всем, что имел живой я твари,
Поднял на корабль всю семью и род мой.
Скот степи, зверей степи, всех мастеров я поднял.
(Таблица XI)
Когда начался дождь в туче явились боги бури и смерти. Тьма и ветер спустились на землю. Потоп был настолько страшен, что даже сами боги пришли в ужас поднялись к отцу богов Ану, обвиняя себя за такое решение.
Иштар кричит, как в муках родов,
Госпожа богов, чей прекрасен голос:
«Прежние дни обратились в глину,
Ибо в совете богов я решила злое,
Зачем в совете богов решила я злое,
На гибель людей моих я войну решила?
Для того ли рожаю я человеков,
Чтобы, как рыбий народ, наполняли море!»
Ходит ветер шесть дней и ночей,
Потоп и буря покрывают Землю.
При наступлении дня седьмого
Буря и потоп войну прекратили,
Те, что сражались подобно войску.
Утих ураган, успокоилось море — потоп прекратился.
Я взглянул на море — тишь настала,
И всё человечество стало глиной!
(Таблица XI)
Ветер не утихал шесть дней и ночей и накрыл водой всю землю. Только на седьмой день успокоилась вода и Утнапиштим смог подняться на палубу. К тому времени все человечество уже погибло в водах потопа. На седьмой день Утнапиштим выпустил голубя и тот вернулся. Затем выпустил ласточку, которая тоже прилетела назад. И только когда выпустил ворона, тот нашел сушу и не вернулся.
Корабль остановился на вершине горы Ницир. Когда сошла вода, Утнапиштим покинул корабль и принес жертвоприношения богам. Энлиль благословил Утнапиштима и его жену, подарил им бессмертие и поселил вдали от людей у истока рек (видимо, Тигра и Евфрата).
Отличие библейской истории от месопотамской
Внешне сходство истории Утнапиштима с повествованием из Книги Бытия достаточно очевидно:
- в обоих текстах идёт речь о строительстве судна,
- о гибели человечества в водах Всемирного потопа,
- о спасении одного праведного человека с семьёй,
- который берет на корабль животных и птиц,
- посылает на разведку птиц,
- выйдя с корабля приносит жертвы.
Тем не менее между двумя рассказами имеются серьезные различия, которые при поверхностном знакомстве ускользают.
Основные отличия сводятся к следующему:
- потоп в Эпосе о Гильгамеше не основывается на каких-либо морально-этических нормах;
- происходящее описывается как результат прихоти и игры богов;
- в эпосе представлена политеистическая космология и сильны мифологические элементы;
- Утнапиштим является правителем города (о социальном статусе Ноя Библия умалчивает);
- Утнапиштим посылает на разведку голубя, ласточку и ворона (Ной посылает только голубя и ворона);
- в эпосе корабль причаливает к горе Ницир (Ноев ковчег останавливается в горах Араратских).
В свою очередь, Библия раскрывает пути управления мира единым Богом, подчёркивает, что в мире ничего не происходит случайно. Господь посылает потоп на землю именно потому, что земля наполнилась беззакониями (Бытие 6:5). Ной спасается для того, чтобы стать фундаментом обновленного человечества. Кроме того библейское повествование строго монотеистично и не содержит в себе мифологические элементы характерные для Эпоса о Гильгамеше.
Вывод
Предания о потопе как о глобальном наводнении широко распространены среди различных народов мира. Различные детали в них отличаются, но у всех из них имеется схожая основа.
Согласно исследованиям Дж. Фрэзера, следы сказаний о потопе со схожим сюжетом обнаружены в:
- Вавилонии;
- Сирии;
- Палестине;
- Фригии;
- Армении;
- Бирме;
- Индии;
- Китае;
- Вьетнаме;
- на многих островах;
- среди различных индейских племен от Аляски до Огненной Земли;
Однако такие сказания почти отсутствуют в Африке.
По всей видимости, предания о потопе отраженные в памяти различных народов восходят к масштабному наводнению произошедшему на территории Ближнего Востока около 5600 г. до н.э.
На этот счет есть несколько гипотез. Особой популярностью пользуется "Теория черноморского потопа" Райана — Питмана, согласно которой около 5600 г. до н.э. произошел масштабный и катастрофический подъем уровня вод Чёрного моря, возможно, послуживший исторической основой для легенд о Всемирном потопе. Причиной прорыва вод из Средиземного моря в прежде замкнутое Чёрное море считается землетрясение.