Найти тему
#мспживи

На прошедшей неделе провела мозговой штурм для строительной компании.

Владельцы (их двое) пришли с запросом: надо что-то делать, но закрываться точно не можем, ибо пирамида выстроена.

Напомню, что в строительстве пирамидой считается ситуация, когда на завершение предыдущего проекта бертся аванс на новый проект в надежде закрыть дыры предыдущего и выйти на плюс в новом. Конечно, не всегда такая гонка выигрывается, то есть иногда компании загоняют себя в состояние бегущей по кругу белки, но некоторым, особо стойким, удается выбраться из этого круга и выйти в плюс. Ну, хотя бы в ноль.

Да, наблюдать за бизнесом да еще который ведется с такими нервами как в стройке - дело не очень приятное. Особенно если за твоей спиной семья, дети, личные обязательства и желания.

Однако можно с этим что-то сделать.

Путей для достижения цели не много. Но они есть.

И здесь важно не только описать эти пути и защитить их перед владельцами бизнеса, построив новую финансовую модель, но и самим собственникам набраться смелости сделать выбор в ту или иную сторону.

Странно наверное, но за последние пару лет, что я активно провожу мозговые штурмы, не было ни одного владельца, который бы при ознакомлении с вариантами дальнейшей работы компании или выхода из бизнеса принял был решение в пользу второго. Были колебания, конечно, вроде "да при такой прибыли мне не хочется даже утром вставать, а вы мне еще налоги предлагаете платить в половину от того, что у меня останется".

Это и психологически сложно: сказать себе, что ты больше не можешь двигаться дальше, и зачастую закрыть бизнес стоит дороже, чем его содержать и двигать дальше.

На фоне существенного падения по многим сферам МСП я наблюдаю усиление желания двигаться дальше: бизнесмены готовы урезать расходную часть, ужимать свои хотелки по офису и непрофильному персоналу, сокращать расходы на обработку данных, но мало кто готов сокращать издержки на маркетинг и рекламу.

Думаю, что мысль о том, что чем меньше у тебя доходов, тем больше надо вкладывать в развитие и привлечение клиентов, сейчас особенно актуальна. Когда ты на мели, последние деньги отдай на рекламу своего продукта. Конечно, при этом никто не отменяет такой важной составляющей, как ценность того, что ты делаешь. Но это, мне кажется, само собой разумеющееся.

Да, мои строители ушли с позитивным настроем, через пару дней сообщили, что один из вариантов развития бизнеса приняли без особых поправок, приступают к реализации.

Они набрались сил, увидели слабые места и перспективы для движения дальше, можно продолжать копать.

Возможно, желание двигать бизнес вопреки всему связано еще и с тем, что меня окружают люди, которые без боя не сдаются.

Знаете, как говорят: сначала окружение делает тебя, потом ты строишь свое окружение.

Спасибо вам за это.