Пишу статью, потому что здесь, в Финляндии, детишек в годик, а то и раньше, отдают в детский сад на полный день. У меня это вызывает бурю эмоций. Мы с мужем решили, что наша дочка пойдет в садик не раньше 2,5 лет.
Мы живем в Финляндии. Законодательные нормы в Финляндии и в России одинаковые: рабочее место сохраняется за родителем в течение 3х лет. Приличную сумму родитель получает пока ребенку не исполнится 9 месяцев. После этого выплата от государства небольшая, но даже обеспеченные семьи часто именно в этот момент отдают малыша в садик. Я понимаю, что так работает государство и такая норма увеличивает вклад каждой семьи в государственный бюджет. Однако мне жалко детишек.
Я считаю, что в 1 год ребенок не готов 9 часов проводить вдали от родителей 5 дней в неделю. Справедливости ради, видела, как воспитатели заботливо общаются с малышами: нежно берут на ручки, гуляют с ними в любую погоду, и, кстати, рекомендуют родителям не оставлять ребенка на целый день сразу, а приучать его к новой обстановке постепенно: сначала с мамой прийти на несколько часов, затем оставлять на полдня и постепенно увеличить время пребывания ребенка в садике до полного дня.
Каждая семья делает свой выбор. Хочу поделиться: почему наша дочка не пойдет в садик до 2,5 лет.
1. До этого возраста ребенку особенно важно общение с родителями. Ребенок получает ощущение того, что мир безопасен. Дочка играет с детьми во дворе и в гостях, но всегда рядом есть я или папа. С нами - основное время - это комфорт, уют и безопасность. Она подходит ко мне, берет меня за руку и ведет меня в свой уголок. Там возится с игрушками, мы с ней рассматриваем картинки и читаем и т.д. Иногда она весело играется самостоятельно, я это тоже поощряю, но когда я ей нужна, я рядом.
2. Есть возможность уделять внимание потребностям ребенка. Дочка кушает ту еду, к которой привыкла. Она может выбирать, какую книжку полистать и с чем поиграть. Я следую за ее интересами. Когда будет старше, научится развлекать себя самостоятельно. Научится ждать и разочаровываться, но сейчас ей 1,5 и важно, чтобы ее услышали сразу.
3. Ребенок видит быт. Интересуется тем, как я готовлю и убираюсь. Раскладывает кабачки на бумаге для выпечки. Потом, правда, все переворачивает. Берет тряпочку и вытирает стол, берет в ручки метлу и, попробуй, отними ее потом. Достает одежду из стиральной машинки раскидывает ее по дому. Ей интересно делать то же, что и мы.
4. Мне хорошо с ней, я счастлива в семье. Моей дочке 1,5 и я пока ни разу не чувствовала себя в "дне сурка" или, как там говорят, хотя знакома с женщинами, которые выходили на работу, едва родив, именно по этой причине: 'не могу сидеть дома и общаться только про памперсы'. Для меня, как для человека, изучавшего психологию, это говорит о сложности быть в близости, вероятно о своем детстве, в котором близкий человек был рядом не всегда.
А я от общения с дочкой получаю тонны радости. К тому же, я не перестала учиться ни на месяц, с тех пор, как дочка родилась. Плюс, у меня есть собственный проект, в рамках которого консультирую и преподаю - порой, лишь 3-4 часа в неделю, но это позволяет мне отвлечься и быть полезной где-то кроме дома. Чувствую, что такая я смогу больше дать своей семье.