Найти тему
Мамин ДОМ

Чулышманская долина в августе: прохладно, дождливо, но это того стоит!

Трехдневный трип до Чулышманской долины был наполнен такими яркими эмоциями, что нам не помешал даже моросящий дождь и облачность. К своему сожалению, вынуждена признать, что за 9 лет жизни на Алтае, мы с мужем не путешествовали дальше Чемала. Работа, короткий отпуск, и желание увидеть заграницу, потом дети, боязнь вывозить детей в горы (это вам не пляж с песочком, тут горная река, скалы, обрывы, клещи, активный отдых, подъемы в горы и пешком по камням - с коляской не проедешь, на себе тащить тяжело) и вот наконец настал тот момент, когда мы совершили своё первое приключение с ночёвкой в палатке с детьми ( 4 года и 9 месяцев), после чего нас немного отпустило, и мысли в голове стали крутиться о новых приключениях на Алтае.

Вообще, конечно, нашим путешествиям на Алтае и по России также поспособствовало занятие спортом, и, что уж тут таить, кризис в России в том числе.

К чему нужно быть готовым?

1. Дорога до грибов очень длинная, дети, естественно, устают. Советую почитать статью Чем занять детей в дороге?

Машина "под завязку", дети в креслах в ожидании большого путешествия.
Машина "под завязку", дети в креслах в ожидании большого путешествия.

2. На трассе периодически пропадает сотовая связь и интернет, а после деревни Балыктуюль отсутствует полностью. От слова СОВСЕМ. Наши попутчики подумали, что мы говорили только об интернете, так что это недопонимание немного осложнило им отдых, в виду невозможности сделать элементарно даже исходящий вызов.

По дороге на Кату-Ярык заезжали на Гейзеровое озеро.
По дороге на Кату-Ярык заезжали на Гейзеровое озеро.

3. Чуйский тракт прекрасен во всех пониманиях: прекрасная дорога, великолепные виды меняющегося пейзажа, повороты, перевалы. Однако, после с.Акташ приходится свернуть в сторону Улагана и ехать по дороге местного значения с плохоньким асфальтом перемежающимся с гравийной дорогой. И так ехать до деревни Балыктуюль, после которой дорога становится более узкой и разбитой, средняя скорость по которой составляет 40 км/ч.

Забавный факт. В пути по разбитой дороге сохраняя вынужденную скорость 40 км/ч, мы встречали знаки с ограничением скорости в 60 км/ч. Не думаю, что на такой дороге можно ехать быстрее, сохраняя безопасное и комфортное состояние машины и пассажиров.

4. Перевал Кату-Ярык. Опасная и страшная часть нашего пути. Завораживает взгляд, замирает дыхание и сердце прячется в пятки. Здесь нужно быть настолько внимательным, насколько возможно, видеть не только впереди на одну машину, но и до поворота, чтобы вовремя остановиться и разъехаться на узкой одноколейной дороге. На спуске нужно уметь тормозить двигателем, а на подъёме в самом начале не разгоняться слишком быстро, так как дорога ухабистая и при торможении на кочках вы можете застрять на подъёме.

Справка: на Кату-Ярык можно увидеть результаты неудачных спусков - смятые кузова упавших машин, так что будьте предельно осторожны. Для тех, кто не сумел подняться и застрял - внизу на базе можно вызвать трактор, который за 3000 рублей поможет преодолеть этот сложный подъем.

Где остановиться?

Путь от Горно-Алтайска до перевала Кату-Ярык занял у нас около 8-8,5 часов с остановками на всех перевалах, заездом на гейзеровое озеро и краткими остановками на фотографирование красивых видов. Поэтому после перевала сил выбирать место и ездить по базам у нас уже не осталось. Мы остановились на турбазе «Кату-Ярык», удачно расположившуюся сразу после спуска с одноименного перевала. База расположилась на берегу вдоль речки Чулышман, и давала прекрасную возможность устроиться на ночлег с прекрасным видом на реку и водопад, вытекающий из горы. Мы взяли Чум (2500 руб за 5 мест), хотя можно было и разбить палатки. Но в предчувствии дождя с маленькими детьми мы решили расположиться с комфортом. На следующий день с утра мы отправились на Каменные грибы.

Дорога до Каменных Грибов

Как ни странно, дорога до Каменных Грибов вызвала у меня самый большой восторг. Возможно, потому что такого Алтая я ещё не видела нигде. Для сравнения, я ездила на Актру (довольно давно) и в июне этого года на Белуху. Ни одна дорога меня ТАК не впечатлила. Может быть сыграла свою роль погода: низкая облачность придавала горам невероятный шарм. Это мощные горы, нависающие над дорогой как стена, река Чулышман, извивающаяся с порогами и валунами, свалившимися с гор. Это долина и камни лежащие на таком расстоянии от гор, что задумываешься над тем: а как они туда попали?

Облака придают пейзажу загадочность.
Облака придают пейзажу загадочность.

30 километров от базы "Кату-Ярык" до базы "Каменные грибы" по дороге, местами напоминающую следы от ратрака. Водителю сложно оценить красоту пути, так как нужно быть сосредоточенным на дороге, иначе можно наехать на камень или яму.

На "Каменных грибах" проходим прямо к речке на переправу. На небольшой лодочке нас переправляют на другой берег и дают указание идти по тропе через мост налево.

Переправа на другой берег с базы "Каменные грибы"
Переправа на другой берег с базы "Каменные грибы"

Далее тропа медленно уходит в горку, где можно встретить несколько разветвлений, порой кажется что идти надо прямо на отвесную скалу, но если бросить взгляд вниз, сразу же читается натоптанная туристами тропа, которая не вызывает больших сложностей. Лишь в дождливую и туманную погоду необходимо быть осторожным и внимательным, чтобы не подскользнуться на мокрых камнях.

Дорога на грибы.
Дорога на грибы.

Длина пути составляет примерно 1 км 200 метров, набор высоты 231 метр. 30-40 минут и вы на месте.

Неподалёку от грибов есть небольшая беседка для отдыха. На самих грибах дорожка узкая и с обрывами и осыпями, так что будьте предельно собранными и не рискуйте забираться выше и дальше, ведь спускаться будет страшнее и опаснее, особенно в дождь и с маленькими детьми. Обратный путь с прекрасным видом на долину, пройдёт быстрее и веселее, так как уже не надо будет идти «в гору».

С вами была Аня, до скорой встречи! Подписывайтесь на канал "Вместе с детьми", с нами не скучно!