Самый частый ответ – времени не хватает. Ну вот не хочется человеку тратить свои бесценные часы на книгу, потому что надо же и погулять, и в кино сходить, и по телефону поболтать, и новое фото загрузить, и еще кучу всяких дел переделать. При этом дела эти вовсе не пустяковые, и отказываться от них совсем не надо, но я ни в жизнь не поверю, что на весь день хотя бы раз в неделю не найдется даже пары минут на книгу. Не обязательно же глотать по тому за вечер, достаточно прочитать одну-две главы или страницы, а там, глядишь, самому интересно станет, и тогда и время сразу найдется, и желание появится. К тому же теперь книги можно не читать, а слушать, занимаясь при этом другими делами: готовкой, уборкой, прогулкой на велосипеде или ездой в машине. Формат аудиокниги набирает популярность, и платить за нее не всегда обязательно. Некоторые сайты работают бесплатно, поэтому все, что вам нужно – это воткнуть в уши наушники и чуть-чуть прибавить звук на телефоне. Приятного слушания.
Второй наиболее распространенный ответ – «мне это неинтересно». Не создан я для книг, так уж получилось, ничего поделать нельзя, это все скука смертная, идите лесом. Очередная отмазка для тех, кому на самом деле просто лень. И дело тут ни в личных вкусах, а, скорее, в их отсутствии, потому что человек вряд ли открывал хоть какую-нибудь книгу только потому, что ему этого ЗАХОТЕЛОСЬ, а не потому, что НАДО. Когда говоришь слово «книга» у большинства перед мысленным взором сразу же возникают кирпичи «Войны и мира», страшный Достоевский, какой-то непонятный Булгаков и еще более непонятный Гоголь. Почему-то есть такое стереотипное мышление, что, когда ты предлагаешь кому-то почитать книгу, то этот кто-то абсолютно уверен, будто это обязательно будет толстенное классическое произведение на каком-то не совсем русском языке.
Возможно, виновато здесь образование, а если быть еще точнее, его зацикленность именно на классике. Даже элементарное упоминание современной литературы почему-то приводит некоторых учителей в бешенство, и они с пеной у рта начинают доказывать, что все, созданное не по школьной программе, бред и ужас, который даже читать не стоит. В сочинениях нужно упоминать исключительно соображения из русской классической литературы, а, если вы вдруг в качестве иллюстрации настоящей дружбы приведете пример из того же «Гарри Поттера», то все – сразу незачет и двойка в журнал. Конечно, я не призываю к анархии и полному игнорированию классики как таковой. Классика – гениальна, универсальна и дальше по списку, но она сложна для понимания большинства школьников. Согласитесь, трудно поставить себя на место Пьера Безухова, когда тебе всего шестнадцать и хочется просто жить и наслаждаться жизнью, а не искать ее смысл и думать про то, «что есть наше существование». Классика может быть интересной, она заставляет нас думать и рассуждать, но иногда из-за недостатка времени или способности учителя грамотно все объяснить, в голове остается полный бардак. Нас спрашивают, почему мы такие депрессивные, а мы в ответ показываем на стопку классической русской литературы за спиной. В самом деле, как можно сохранять хорошее настроение, когда Каренина бросилась под поезд, Катерина утопилась, Печорин с Онегином стрелялись на дуэли с бывшими друзьями, Герасим утопил Муму.
Очевидно, что книги не про это, что они про великую любовь, дружбу и справедливость, но в голове у подростка зачастую остаются только страдания персонажей, которые затем переходят на самого читателя. Герои в конце или умирают, или несчастны, а мы вслед за ними думаем, что жизнь – тлен, и все вокруг – предатели или тираны. Да, в случае грамотного объяснения педагога, мы делаем правильные выводы, но получается это не всегда и не со всеми. Как итог – на любую литературу мы смотрим с подозрением, потому что уверены - ничего хорошего из прочтения не выйдет. Желание читать у нас отбили еще в детстве, ибо никакой альтернативы к школьной программе не предлагали и вообще зарубали на корню всякие потуги к чтению чего-то не столь гениального. Может, если бы мы имели возможность по крайней мере один урок в месяц обсуждать понравившиеся нам книги, то такой нелюбви к чтению не было бы. Некоторые учителя, наверное, практикуют что-то подобное, проводят специальные презентации, говорят с учениками о том, что нравится ИМ, а не то, что мы ДОЛЖНЫ читать хотя бы раз десять за год. Я вовсе не против классики, я за, но, возможно, если бы мы иногда чередовали классику с неклассикой, то у детей появилась бы заинтересованность, желание просто хоть что-то читать по своей воле.
Разумеется, все это сугубо индивидуально, есть люди, которые с удовольствием читают классику, не видят в ней ничего сложного и всем довольны. Но есть также люди, которые не читают вообще, а в качестве оправдания приводят уже упомянутую выше «непредрасположенность» к чтению. Что поделать, они такими родились, так сложилась судьба, изменения невозможны.
А вы измениться-то вообще пробовали? На свете миллионы книг самых разных жанров с самыми разными сюжетами, неужели среди них не найдется по крайней мере одной, которая могла бы вам понравиться? Мне кажется, что если хорошенько подумать, то можно представить в голове ту самую идеальную книгу, которую вы хотели бы прочитать. Про приключения, про магию, про животных, про психологию, да про что угодно. Любой человек хоть чем-то интересуется, и вероятность того, что книга по его критериям уже написана, велика. В противном случае можно браться за все подряд и в конце концов найти ту единственную и неповторимую, после которой вы поймете, что чтение – это здорово. Многие люди признаются, что не любили читать, но потом случайно наткнулись на одно (всего лишь одно!) произведение, после которого стали читать все больше и больше. Книга-триггер – так я ее называю. Она работает как переключатель, которым щелкаешь и загорается свет. Вот только щелкнуть должны вы сами, по своему собственному желанию.
Еще одна причина нелюбви к чтению, вскользь упомянутая выше, связана с тем, что при чтении книг надо ДУМАТЬ. Не так, как на уроке математики, но близко, анализируя не решение задачи, а поступки персонажей. Приходится много чего запоминать, рассуждать, представлять, а это сегодня для многих серьезная проблема. Мы обленились, нам тяжело осилить хотя бы пару страниц, ведь воображение не развито, рядом нет наставника, который бы все разжевал и положил нам в рот. Приходится думать самим, делить персонажей на хороших и плохих, а потом еще соображать, почему они сделали это и не сделали того.
Также (но это уже сугубо материальная проблема) многих останавливают цены на книги. В библиотеке такого произведения нет, а с экрана я читать не хочу, глаза болят. Тут уже, что называется, независящий от нас фактор, хотя мне кажется, что если вам действительно нужна какая-то книга, то вы найдете, на чем сэкономить, и в конце концов своего добьетесь. В таком случае существуют всевозможные акции и скидки, которых надо подождать, книжные ярмарки/развалы/распродажи, покупка с рук на том же Авито или друзья с обширной библиотекой.
Кто ищет, тот всегда найдет, как говорится, поэтому главное – ищите. Ищите и ваш клад позволит себя найти.