Найти тему
Историк Андрей

Юшка Отрепьев. Кто он и как стал самозванцем?

Оглавление
"Царевич" Лжедмитрий I. С картины, написанной в Речи Посполитой.
"Царевич" Лжедмитрий I. С картины, написанной в Речи Посполитой.

Даже сейчас нельзя со стопроцентной точностью утверждать, каким было настоящее имя человека, объявившегося на литовской Украине в 1602 году, и назвавшим себя "чудесно спасшимся русским царевичем Дмитрием".

Историк Н. Костомаров считал, что им мог быть некий русский, по языку и происхождению, родившийся на Северской земле, входившей в то время в состав Речи Посполитой, и поддержанный королем и магнатами объединенного Польско-литовского королевства.

Однако большинство историков все же склонны считать, что им был беглый монах (бывший дьякон) московского Чудова монастыря, по происхождению - сын дворянский Юрий (Юшка) Отрепьев, при пострижении в монахи принявший имя Григорий.

В пользу этого свидетельствует целый ряд достоверно изученных исторических документов.

Юрий Отрепьев был несомненно личностью незаурядной. Образованный ("зело грамоте горазд"), очень способный от природы, умный, смелый, хитрый, беспринципный.

Более достоверный портрет самозванца.  Внешность  Юрия Отрепьева была малопривлекательной: ниже среднего роста, коренастый, с широким лицом и носом. Возле носа - две бородавки. При этом он был очень сильным и ловким.
Более достоверный портрет самозванца. Внешность Юрия Отрепьева была малопривлекательной: ниже среднего роста, коренастый, с широким лицом и носом. Возле носа - две бородавки. При этом он был очень сильным и ловким.

Это был типичный авантюрист, не веривший, несмотря на свое монашеское звание, ни в бога, ни в черта, и рассчитывавший в жизни только на свои незаурядные способности и удачу.

Это был уже человек не средневековья, а "нового времени".

Отрепьевы (ветвь многочисленного дворянского рода Нелидовых), как дворянский род, переехали на службу в Москву из Литвы в XIV веке и получили поместья в галичском уезде (имеется в виду, конечно же не Галич на западной Украине, а Галич Мерьский, расположенный к северо-востоку от Москвы). Отрепьевы были видными дворянами, служившими по "дворовым спискам". Один из Отрепьевых даже исполнял финансовые поручения Бориса Годунова по передаче денежных сумм в Троице-Сергиеву Лавру.

Старший дядя нашего героя Никита Смирной Отрепьев дослужился в Москве до звания выборного дворянина и стрелецкого головы. Карьера же отца Юшки, Богдана Отрепьева, "не задалась". Он также поступил служить в стрельцы, но больших чинов не достиг. Стал только сотником и был зарезан каким-то литвином в пьяной ссоре.

Виктор Васнецов. Ссора стрельцов в кружале. Рисунок
Виктор Васнецов. Ссора стрельцов в кружале. Рисунок

Юрий Богданович Отрепьев родился около 1580 года. Достигнув совершеннолетия, которое для дворянских детей в то время наступало в 15-16 лет, Юшка по своей воле поступил слугой к окольничему Михаилу Романову, младшему брату боярина Федора Романова, отца будущего царя Михаила Федоровича Романова. Почему именно к Романовым? Тут все просто. Имения Романовых в галичском уезде соседствовали с поместьями Отрепьевых.

По царскому указу от 1597 года, Юшка, как живший в доме М. Романова "на хлебах" был вынужден дать на себя "кабальную запись", став, таким образом романовским холопом.

Благодаря своим способностям Юшка Отрепьев быстро стал доверенным слугой Михаила Романова, а также родственника Романовых, князя Бориса Черкасского, который был женат на сестре братьев Романовых, Марфе. В домах Романовых и Черкасского он несомненно не раз слышал, о том, что Борис Годунов имеет меньше прав на престол, чем родовитые бояре и князья - Романовы, Мстиславские, Шуйские, Голицыны и др.

Царь Борис Годунов (1552-1605 гг.)
Царь Борис Годунов (1552-1605 гг.)

О царевиче Дмитрии Угличском, трагически погибшем в 1591 году сыне седьмой "жены" Ивана Грозного Марии Нагой, тогда никто и не вспоминал. Дело в том, что по церковным законам христианин мог вступать в брак только три раза. Дмитрий рассматривался всеми как незаконнорожденный и никаких законных прав на престол по всеобщему признанию не имел.

Царь Федор Иванович никогда не признавал Дмитрия своим братом и наследником. За все время своего правления он ни разу не встретился с ним, ни разу не упоминал о нем в своих указах и в церковных поминаниях. Ссыльному побочному сыну царя и его матери фактически просто "бросили кость" - городишко Углич "для кормления".

Ближайшему советнику и шурину царя Федора Ивановича, боярину Борису Годунову, ставшему в 1598 году русским царем незачем было организовывать убийство Дмитрия. Вина Бориса в его смерти - это "черная легенда", которая была создана Романовыми, для того, чтобы очернить Бориса Годунова и оправдать свержение его династии. Эту "черную легенду" официально поддерживали все цари из династии Романомых-Гольштейн-Готторпов до 1917 года.

Михаил Нестеров. Дмитрий Царевич убиенный
Михаил Нестеров. Дмитрий Царевич убиенный

Романовы после смерти не оставившего наследника царя Федора Ивановича, последнего из династии Рюриковичей, были вторыми после Бориса Годунова претендентами на престол, т. к. отец царя Федора Ивановича, царь Иван Грозный был женат на Анастасии Романовой (права на престол "по свойству"). Такие же права на престол имел и Борис Годунов, сестра которого была женой царя Федора Ивановича.

Естественно, первый удар после своего воцарения, если не считать опалу Богдана Бельского, Борис Годунов нанес по Романовым. По ложному обвинению в заговоре все братья Романовы, большинство из которых были уже боярами, были насильно пострижены в монахи и сосланы в дальние монастыри. Наиболее опасных из них потом тайно умертвили.

Арест и ссылка Романовых по свидетельству служивших в то время в Москве иностранцев, превратились в настоящее сражение. Их подворье стрельцам пришлось буквально брать штурмом. Во времена Ивана Грозного после такого отчаянного сопротивления все дворовые слуги и холопы были бы немедленно повешены. Но Борис Годунов при вступлении на царство обещал "никого не казнить". И Юшке Отрепьеву дали шанс сохранить свою жизнь после обещания постричься в монахи.

Спасо-Ефимиев монастырь в Суздале
Спасо-Ефимиев монастырь в Суздале

Около года монах Григорий жил то в одном, то в другом монастыре, точнее переходил из одного монастыря в другой, как только к нему прикрепляли в качестве наставника какого-нибудь опытного монаха. По документам Отрепьев побывал в суздальском Спасо-Ефимиевом монастыре и в монастыре Иоанна Предтечи а Галиче. Все эти обители находятся на дороге из Москвы в поместье Отрепьевых. Новоиспеченному чернецу видимо нужно было на время затаиться...

Однако смиренная жизнь провинциального затворника, для привыкшего к жизни в столице Отрепьева, была не по душе...

Через год никому не известный чернец вдруг оказывается в Москве, в привилегированном Чудовом монастыре, расположенном прямо в Кремле, рядом с царскими палатами.

В Чудов монастырь Григорий попал по собственному прошению, поданному архимандриту Пафнутию, с тем расчетом, что молодой инок будет жить в келье своего деда Григория Елизария Замятни, знатного человека, который ранее был "объезжим головой" в "меньшой половине" московского Белого города.

В Чудовом монастыре, который часто посещал сам патриарх Иов, чернец Григорий быстро оказался замечен...

Продолжение следует...

Уважаемые читатели! Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!

Вы узнаете еще много интересного...